Дело № 2-381/2018 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уржум 09 ноября 2018 года
Уржумский районный суд Кировской области в составе:председательствующего судьи Шамова О.В.,
при секретаре Жужговой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.В.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нолинском районе Кировской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
П.В.Г. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нолинском районе Кировской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указывает, что 08.02.2018 года он обратился в ГУ – УПФ РФ в Нолинском районе Кировской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением органа Пенсионного фонда № 59822 от 08.05.2018 года ему отказано в назначении пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (работа в районе Крайнего Севера). Периоды, включенные органом Пенсионного фонда РФ в специальный стаж П.В.Г. в бесспорном порядке, отсутствуют.
В специальный стаж истца не включен период сверхсрочной службы в вооруженных силах РФ на полуострове Чукотский с 14.02.1980 года по 31.07.1985 года, поскольку документально не доказано, что в указанный период им был отработан полный рабочий день в РКС (МПКС) (не указан точный адрес места прохождения военной службы).
Также в специальный стаж истца не включен период работы в должности кочегара в Уржумской ЦРБ с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года, поскольку документально не подтверждена его занятость полный рабочий день в должности машиниста (кочегара) котельной на угле и сланце, в том числе занятого на удалении золы.
П.В.Г. с указанным решением не согласен. Считает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж. При этом, период сверхсрочной службы подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении – один месяц службы за два месяца.
Считает, что на момент обращения в орган Пенсионного фонда он имел достаточный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Просит суд:
- признать частично незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Нолинском районе Кировской области (межрайонного) № 59822 от 08.05.2018 года об отказе в установлении (выплате) пенсии;
- обязать ответчика включить в специальный стаж истца в льготном исчислении (один месяц службы за два месяца) период службы на полуострове Чукотский с 14.02.1980 года по 31.07.1985 года;
- обязать ответчика включить в специальный стаж истца период работы в должности кочегара в Уржумской ЦРБ с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года;
- назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за её назначением – с 08.02.2018 года.
Истец – П.В.Г., а также его представитель – К.З.В. в судебном заседании поддержали исковые требования. Впоследствии в судебное заседание не явились, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ГУ – УПФ РФ в Нолинском районе (межрайонного) Б.С.С. в судебном заседании требует рассмотрения дела по существу. Возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении пенсии.
Представитель третьего лица - КОГБУЗ “Уржумская ЦРБ” – К.М.Г. в судебном заседании пояснила, что П.В.Г. с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года работал в Уржумской ЦРБ на условиях полного рабочего времени в должности кочегара на угле. Считает, что указанный период должен быть включен в специальный стаж истца. Впоследствии КОГБУЗ “Уржумская ЦРБ” в судебное заседание представителя не направило, просит рассмотреть дело без его участия.
Ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ “О страховых пенсиях”, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. “б” п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665, с 01.01.1992 года применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение”.
В разделе ХХХIII “Общие профессии”, данного списка указаны машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786).
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренным настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ, в том числе:
подпункт 2 - работы с тяжелыми условиями труда;
подпункт 11 - работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п. 3 указанных Правил, суммирование указанных периодов работ осуществляется путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, периодов работ, указанных в подпункте 2.
Согласно п. 4 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В паспорте истца его дата рождения указана – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Из военного билета истца, архивной справки от 15.06.2018 года, справки отделения по Уржумскому и Лебяжскому районам ФКУ “Военный комиссариат Кировской области”, справки военного комиссариата Уржумского и Лебяжского районов Кировской области от 16.07.2018 года, послужного списка (л.д. 13-14, 15, 16, 17, 18-20) следует, что П.В.Г. в период с 14.02.1980 года по 31.07.1985 года проходил сверхсрочную военную службу (службу по контракту) в войсковой части, дислоцировавшейся на территории Чукотского автономного округа.
Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 года № 12 “О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029”, к районам Крайнего Севера отнесена Магаданская область (в том числе Чукотский автономный округ, ранее входивший в состав Магаданской области, в настоящее время являющейся самостоятельным субъектом РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ “О страховых пенсиях” в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона (периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж), засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.
В соответствии с п. 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Следовательно, период прохождения военной и иной приравненной к ней службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на назначение досрочной страховой пенсии.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20.11.1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.
Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 “О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии”, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 года № 380-О, от 29.09.2011 года № 1040-О-О, от 25.01.2012 года № 19-О-О, от 24.09.2012 N 1505-О).
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181 “О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях” солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в РКС и в местностях, приравненных к РКС, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в РКС и в местностях, приравненных к РКС.
Вместе с тем, в спорный период истец проходил сверхсрочную, а не срочную военную службу, кроме того в материалах дела отсутствуют сведения что он не позднее трех месяцев после увольнения со службы поступил на работу в РКС, либо в местностях, приравненных в РКС.
Следовательно, период прохождения истцом сверхсрочной военной службы с 14.02.1980 года по 31.07.1985 года включению в специальный стаж не подлежит.
Из трудовой книжки истца, справки КОГБУЗ “Уржумская ЦРБ” от 23.07.2018 года № 20 что П.В.Г. работал в КОГБУЗ “Уржумская ЦРБ” в должности кочегара в котельной № 3 в период с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года. Был принят на работу на отопительный сезон (л.д. 12, 21).
В трудовом договоре № 125 от 16.09.2003 года, приказах № 135а-л от 15.09.2003 года (о принятии на работу), 49-л от 24.05.2004 года (об увольнении) по Уржумской центральной районной больнице должность истца указана – кочегар на угле и сланце. Трудовой договор заключен на определенный срок – на период отопительного сезона (л.д. 35, 36, 67-70).
Из п.п. 3.1, 3.2 трудового договора следует, что работнику устанавливается гибкий режим рабочего времени. Начало, окончание и продолжительность рабочего дня устанавливается для работника в соответствии с графиком, утвержденным работодателем и доведенным до работника, при этом продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
П. 3.6 трудового договора предусмотрено предоставление работнику дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда, ненормированный рабочий день.
Из сведений об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов за 2003, 2004 годы следует, что Уржумской ЦРБ в 2003-2004 годах использовались в качестве топлива, в том числе уголь и продукты переработки угля (л.д. 49-56).
В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии со ст. 93 ТК РФ, по соглашению между работодателем и работником может устанавливаться неполный рабочий день и неполная рабочая неделя.
Вместе с тем, каких-либо сведений о том, что в вышеуказанные периоды истцу устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, в материалах дела не имеется, доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, ответчиком не представлено. Выработка истцом нормального количества часов в период работы с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года подтверждается трудовым договором, пояснениями представителя КОГБУЗ “Уржумская ЦРБ”.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта работы истца в период с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года в КОГБУЗ “Уржумская ЦРБ” в должности кочегара котельной на угле и сланце на условиях полного рабочего времени. Следовательно, указанный период подлежит включению в специальный стаж истца.
В соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ “О страховых пенсиях”, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения периода работы в должности кочегара в Уржумской ЦРБ с 16.09.2003 года по 24.05.2004 года в специальный стаж истца, он не является достаточным для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований П.В.Г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Уржумский районный суд Кировской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 14 ноября 2018 года.
Судья