ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-381/19 от 09.07.2019 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июля 2019 года р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,

при секретаре Бердюгиной М.И.,

с участием истца помощника прокурора Ильенковой А.В., представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Чуналес» по доверенностям Толпекина Д.А. и Кореневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2019 по исковому заявлению прокурора Чунского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Чуналес» по производству древесного угля до устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чунского района Иркутской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Чуналес» по жалобам граждан, проживающих в р.п. Чунский, установлено, что ООО «Чуналес» зарегистрировано и поставлено на учет 19 августа 2003 года в
соответствии выпиской из единого государственного реестра юридических лиц. Ответчик фактически осуществляет деятельность по производству древесного угля на земельных участках по адресу: р.п. Чунский, мкр. Северный, уч. 23/4Б и уч. 23/Б. Для производства древесного угля использует отходы производства деревообрабатывающей промышленности, принимаемые от сторонних организаций (ООО «Ангара», ООО «Илим»). При этом древесный уголь является продуктом термического разложения (пиролиза) древесины, протекающего без доступа воздуха под воздействием высокой температуры. Процессы получения древесного угля сопровождаются выбросом (выделением) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В производстве ООО «Чуналес» эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу: печи на древесном топливе, предназначенные для сушки опилок древесных в сушильных барабанах, углевыжигательные печи. Указанные источники оборудованы дымоотводными трубами и являются организованными источниками выбросов; из-за неплотности и негерметичности швов кирпичной облицовки углевыжигательные печи сами по себе являются неорганизованными источниками выбросов. Между тем ООО «Чуналес» инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработана (не представлена). Следовательно, требования ст. 22, п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Чуналес» не выполняются.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р. Так, для атмосферного воздуха загрязняющими веществами являются азота диоксид, азота оксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества и др. В соответствии с ГОСТом 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека вредные вещества
подразделяются на четыре класса опасности: I - вещества чрезвычайно опасные; II вещества высокоопасные; III - вещества умеренно опасные; IV – вещества малоопасные.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную
деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пунктах 1, 2 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Пунктами 1, 2 ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях
планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории объекта (I - IV категории
согласно постановлению Правительства Российской Федерации от. 28.09.2015 № 1029), производится при его постановке на государственный учет в государственный реестр (федеральный или региональный) (пункт 4 статьи 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В федеральном и региональном публичных реестрах объектов негативного воздействия, размещенных на публичном портале ПТО УОНВОС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://onv.fsrpn.ru, сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду ООО «Чуналес» по производству угля древесного не содержится, что свидетельствует о том, что ООО «Чуналес» постановка стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на государственный учет не осуществлялась (сведения в реестрах отсутствуют) в нарушение статьи 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пунктом 2 ст. 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор. Предоставление отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 4 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Порядок и сроки предоставления отчета определяются в соответствии с Приложением 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации
и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Форма отчета приводится в Приложении к Приказу Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты
производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (пункт 3 статьи 25 ФЗ «Об об охране атмосферного воздуха»). Юридические лица обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации отчет об организации и о результатах осуществления
производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые
определены уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти. В службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области отчет об
организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ООО «Чуналес» до 25 марта 2019 г. за 2018 г. не поступил. Следовательно, ООО «Чуналес» нарушены требования статей 22, 25, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статей 67, 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Кроме того, отсутствие у руководителя общества подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствовует о несоблюдении требований статьи 73 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Также прокурором указано, что при проведении проверки ООО «Чуналес» не представлены реестр установок очистки газа (ГОУ) с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера; паспорта ГОУ, программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкции) по эксплуатации ГОУ, а также не определены должностные лица, ответственные за эксплуатацию ГОУ и ведение паспортов ГОУ, что является нарушением требований Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа», пункта 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В результате проведения осмотра также установлено, что ООО «Чуналес» является организацией, в ходе осуществления деятельности которой, образуются, накапливаются, сжигаются отходы производства и потребления, следовательно, ООО «Чуналес» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Обществом осуществляется прием отходов лесопиления от сторонних организаций (щепа, опилки), отходы складируются на открытых площадках для накопления, обработки (измельчения) и последующего использования в качестве сырья для производства древесного угля. Переработка жидких продуктов пиролиза древесины - «жижки» обществом не ведется, учет количества образования «жижки» не осуществляется, места
накопления не организованы, «жижка» конденсируется и стекает по отводным трубкам в металлическую бочку или по стенкам облицовки печей (без сбора). В результате деятельности общества образуются отходы, аналогичные отходам, включенным в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Также ответчиком не исполнены требования по отнесению соответствующих отходов к конкретному классу опасности,
составлению паспортов отходов I - IV классов опасности (при подтверждении класса опасности образующегося отхода к I-IV классам опасности), что свидетельствует о нарушении требований статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с
отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по формированию официальной статистической информации о
социальных, экономических, демографических, экологических и других
общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами
в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 г. №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее - Порядок учета в области обращения с отходами) учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в
соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Обществом данные учета за 2018 г., 2019 г. в ходе проверки по всем
образующимся и принятым отходам не представлены. Неведение полного ООО «Чуналес» учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов является нарушением требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона №89- ФЗ.

В нарушение требований ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» на территории, на которой осуществляет деятельность ООО «Чуналес», отсутствуют специально оборудованные площадки для безопасного временного накопления
отходов, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); временное хранение отходов на открытых площадках осуществляется непосредственно на почве, поверхности площадок не имеют искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий, тем самым нарушаются экологические требования в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Складирование отходов лесопиления, образующихся в результате
деятельности пункта приема, переработки и отгрузки древесины, расположенного по адресу находится на территории населенного пункта - р. п. Чунский. Обществом не оборудованы места накопления жидких продуктов пиролиза древесины - «жижки» и не определены дальнейшие направления утилизации, переработки побочного продукта производства древесного угля.

Накопление ООО «Чуналес» отходов производства (отходов лесопиления, принимаемых от сторонних организаций) не соответствует установленным требованиям; отсутствие мест накопления для отходов производства древесного угля - «жижки», является нарушением требований статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Предприятием ООО «Чуналес» не соблюдаются требования к содержанию и благоустройству производственной площадки: территория производственной площадки не благоустроена, имеются неровности, не отсыпаны подъездные пути в нарушение ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.2.7 СанПиН 2.2.3.1385-03 Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций п. 1 «Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий» №658-66.

В процессе производства древесного угля в атмосферный воздух выделяются загрязняющие (вредные) вещества (азот оксида и диоксид, серы диоксида, углерод оксид, сажа, бенз(а)пирен), взвешенные вещества, древесная пыль, смола).

ООО «Чуналес», являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека, не разработан проект предельно-допустимых концентраций (ПДК) с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха; не организован контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, не заключен договор с аккредитованным лабораторным центром для проведения лабораторных исследований качества атмосферного воздуха, не представлены протоколы лабораторных испытаний в нарушение ч. 1, ч. 4 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного Воздуха»; п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; п. 4.1.l., п.5.1, п.5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферы воздуха населенных мест».

В ходе проверки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Тайшетском и Чунском районах в отношении ООО «Чуналес» установлено, что расстояние от промышленной площадки производства древесного угля ООО «Чуналес» до границ жилой застройки составляет 208 метров.

В нарушение п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», раздела 7.1.5, класс 2, п.1 Санитарных правил, изменений № 1 СанПиН 2.2.1/2.1.12361-08, изменений № 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1 2555-09, п.3.1.7, п.3.3.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферных мест» ООО «Чуналес», являющееся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека не организована и не установлена санитарно-защитная зона, не разработан проект санитарно-защитной зоны с рассчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха. Предприятием также не предприняты меры к сокращению размеров санитарно-защитной зоны, не разработан проект сокращения санитарно-защитной зоны.

Кроме этого в ходе проверки также выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности ООО «Чуналес» эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий. В нарушение указанных норм ООО «Чуналес» эксплуатируются воздушные линии электропередач (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими веществами (опилками).

Несоблюдение указанных выше требований законодательства влечет за собой оказание вредного воздействия на окружающую среду, создает угрозу жизни или здоровью неопределенного круга лиц, ставя тем самым под угрозу их конституционных прав. В связи с чем прокурор Чунского района Иркутской области просит суд приостановить деятельность ответчика по производству древесного угля до устранения ООО «Чуналес» вышеуказанных нарушений.

Помощник прокурора Ильенкова А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что и в настоящее время основания для предъявления и поддержания иска не отпали, нарушения ответчиком в полном объеме не устранены.

С исковыми требованиями о приостановлении деятельности предприятия по производству древесного угля ответчик ООО «Чуналес» в лице представителей по доверенности Толпекина Д.А. и Кореневой Е.В. не согласился. Между тем, представители ответчика не отрицали факт нарушения обществом требований законодательства об охране окружающей среды, пояснив, что до предъявления прокурором исковых требований работа по устранению всех требований федерального законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха была начата. Так, во исполнение требований прокурора об обеспечении проведения инвентаризации выбросов во второй половине 2018 года деревообрабатывающее оборудование лесопильного цеха (источник № 6003) было демонтировано и установлено оборудование по изготовлению
древесного угля. В настоящее время проводится корректировка инвентаризации, проведенной в 2015 году, и оформляются в соответствии с действующим законодательством. По результатам данной корректировки дополнительно выявлено шесть источников выбросов загрязняющих веществ. Источники № 0010 и № 0012 (пеллетная линия) - организованные. Выявленные загрязняющие вещества с указанием класса опасности: азота оксид - 3 класс опасности; азота диоксид - 3 класс опасности; углерод (сажа) - 3 класс опасности; углерода оксид - 4 класс опасности; бензапирен - 1 класс опасности; зола твердого топлива - 3 класс опасности. Источники № 6011 и № 6013 (углевыжигательные печи) – неорганизованные; выявленные
загрязняющие вещества с указанием класса опасности: азота оксид - 3 класс опасности; азота диоксид - 3 класс опасности; углерод (сажа) - 3 класс опасности. углерода оксид - 4 класс опасности; метан - класс опасности отсутствует; этан - класс опасности отсутствует; метанол (метиловый спирт) 3 класс опасности; пропан-2-он (Ацетон) - 4 класс опасности; этановая кислота (уксусная кислота) - 3 класс опасности; зола твердого топлива - 3 класс опасности. Источник № 6014 (слад сырья) - неорганизованный. Выявленные загрязняющие вещества с указанием класса опасности: пыль древесная - класс опасности отсутствует. На основании корректировки инвентаризации следует, что установление нормативов
допустимых выбросов необходимо только для одного вещества – бензапирена; в данном направлении ведется соответствующая работа. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» и выданному свидетельству ООО «Чуналес» относится к III категории (код объекта 25-0238-000642-П). 18.06.2019 (per. № DGSHL5ND) в службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области направлена
заявка по актуализации сведений, приведенных в полученном свидетельстве. Выявленные источники добавлены в заявку. Для организации производственного контроля разработана программа производственного экологического контроля, заключен договор №055/Бр/19 от 28.02.2019 с аккредитованной организацией ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на проведение регулярного мониторинга на источниках выбросов загрязняющих веществ, а также на границе жилой зоны. То есть, настоящие мероприятия были намечены ещё до подачи иска в суд, однако из-за занятости контрагента по другим своим обязательствам (жесткий график работ), а также являющаяся единственной аккредитованной организацией на территории региона, к выполнению мероприятий производственного так и не приступили. До конца июля 2019 года контрагент приступит к выполнению договоренностей. Относительно требований к реестру газоочистных установок ответчиком уже приобретено 15.05.2019 согласно приложению к контракту от 15.05.2019 с ООО «СиньЮЭ» газоочистное оборудование и в настоящий проводится его монтаж. Мероприятия по ведению реестра газоочистных установок с присвоением каждой установке регистрационного номера и разработка паспортов газоочистных установок будут обеспечены после монтажа дополнительного газоочистного оборудования до конца июля 2019 года. Кроме того, в мае 2019 года начаты работы по паспортизации отхода, образуемого при изготовлении древесного угля. Для определения компонентного состава данного отхода и определения класса опасности, заключен договор №С 19-00000252 от 31.05.2019 с ООО «Сибирский стандарт». После получения результатов исследования, будет проведена дальнейшая работа по включению отхода в Федеральный классификационный каталог отходов. Учет отходов и сырья, очистка территории ведутся постоянно. По мере модернизации оборудования угольного цеха будут выполнены соответствующие мероприятия по направлению в Управление Роспотребнадзора Иркутской области отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Для целей накопления отходов производства выделено и оборудовано место в сладе хранения готовой продукции. Направлена заявка на прохождение руководителем предприятия обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления». Согласно данной заявке заключен соответствующий договор с ООО «НПО Меркурий Урал» №153-00/2019 от 18.06.2019. В настоящий момент проведена уборка прилегающей территории, по периметру увеличена высота забора (со стороны въезда), огорожена территория производственной площадки, подъездные пути выровнены (уложены жб плиты), на территории производственной площадки также укладываются жб плиты. По разработке проекта ПДК работа ведется самостоятельно. Согласно Федеральному закону № 342-Ф3 от 03.08.2018 до 01.10.2019 необходимо подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны (СЗЗ). При этом СЗЗ устанавливается при одновременном соблюдении всех следующих условий: объект, для которого устанавливается СЗЗ, является объектом капитального строительства; объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека; за контурами объекта превышаются санитарно-эпидемиологические требования (1 ПДК). Источники воздействия на среду обитания и здоровье человека - объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и (или) ПДУ. В данной ситуации (по расчетным данным) нормируемый показатель бензапирен за пределами площадки не превышает 0,1 ПДК. Если расстояние от границы территории предприятия до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его размер, границы СЗЗ не устанавливаются. Принять меры к размеру СЗЗ. В настоящий момент проводится монтаж фильтров и газоотчистного оборудования, после чего будут проведена соответствующая работа по проектированию сокращения СЗЗ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Договор для исследования атмосферного воздуха заключен с аккредитованной организацией ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» №055/Бр/19 от 28.02.2019. В июне месяце 2019 года воздушная линия, ранее проходившая по территории площадки хранения сырья (опилок), была демонтирована и перенесена за периметр производственной площадки. Мероприятия по расчистке территории предприятия от горючих отходов и мусора выполнены. Очистка территории от горючих отходов и мусора и ранее проводилась постоянно, по мере их появления, но не менее 1 одного раза в квартал.

Кроме того, как указали представители ответчика, согласно приказу директора от 20 июня 2019 года № 16 «О приостановке производства угольного цеха» с 20 июня 2019 года с 14 ч. 00 м. производство угольного цеха приостановлено для выполнения требований природоохранного законодательства, то есть добровольно приостановлена до рассмотрения настоящего дела судом. Полагают, что устранение нарушений законодательства при производстве древесного угля может осуществляться ответчиком без приостановления производства. Обратили внимание, что поскольку в настоящее время производство древесного угля – это основное направление деятельности предприятия, приносящее доход, удовлетворение исковых требований прокурора повлечет нарушение трудовых прав граждан, трудоустроенных в ООО «Чуналес».

Выслушав доводы помощника прокурора, представителей ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет охрану и рациональное использование природных ресурсов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3).

Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот сопряжены с антропогенным воздействием на окружающую среду и соответствующие экологические системы, такая деятельность подлежит государственному экологическому контролю и надзору, функции которого дифференцированы между органами государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об отходах производства и потребления" одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года N 511, ГОСТом 12.1.007-76 "Классификация и общие требования безопасности", по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: I - вещества чрезвычайно опасные; II - вещества высокоопасные; III- вещества умеренно опасные; IV - вещества малоопасные.

Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей ПДК, ОБУВ.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР 1991 г.).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 30, Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п. 1). Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

На основании ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной деятельности», руководители, организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, и др. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Закона о пожарной безопасности, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Указанные нормативные правовые акты приняты в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам и продукции общего назначения, и применяются при их эксплуатации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности закреплены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которым утверждены Правила противопожарного режима, которыми установлены следующие требования, СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Нормами пожарной безопасности 110-03, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009».

Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «Чуналес» зарегистрировано в качестве юридического лица 19 августа 2003 года за основным регистрационным номером (ОГРН 1033802805123) и поставлено на учет в налоговом органе ИМНС России по Чунскому району Иркутской области с указанной даты на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Как следует из выписки из ЕГРИП и устава ООО «Чуналес» видами деятельности общества являются заготовка древесины; переработка леса и пиломатериалов; торгово-закупочная деятельность, оптовая, розничная и комиссионная торговля; операции с недвижимостью; строительство объектов недвижимости; маркетинг, лизинг, ВЭД и др.

Прокуратурой Чунского района Иркутской области проведена проверка исполнения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности ООО «Чуналес», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности по производству древесного угля.

Доводы искового заявления прокурора района подтверждены исследованными в судебном заседании актом проверки помощника прокурора Ильенковой А.В. от 23 мая 2019 года, письмом депутата Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 от 29 марта 2019 года № 80, жалобами жителей р.п. Чунский на загрязнение атмосферного воздуха деятельностью предприятия ООО «Чуналес» и показаниями свидетелей, заключением специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Коган О.А. от 26 апреля 2019 года и фототаблицей к данному заключению; объяснением помощника прокурора Чунского района Ильенковой А.В., в порядке статьи 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 24 мая 2019 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24 апреля 2019 года, составленного главным специалистом-экспертом по г. Братску и Братскому району отдела государственного экологического надзора службы по охране природы озера Байкал Иркутской области Коган О.А.; заключением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Тайшетском и Чунском районах от 14 мая 2019 года; заключением специалиста – старшего инспектора Тайшетского и Чунского районов по пожарному надзору Шепталенко В.В. от 20 мая 2019 года.

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что ООО «Чуналес» осуществляет деятельность по производству древесного угля с превышением максимального содержания загрязняющих веществ. Кроме того, ООО «Чуналес» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и разработку установленных нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности; стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не поставлены на государственный учет; не организован производственный экологический контроль, отчета о проведении производственного экологического контроля в уполномоченный государственный орган не представлен; не ведется реестр газоочистных установок с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера; не разработан и не утвержден паспорта газоочистных установок, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы газоочистных установок и планово-предупредительного ремонта, руководства (инструкции) по эксплуатации газоочистных установок, а также не определено должностное лицо, ответственное за эксплуатацию газоочистных установок и ведение паспорта газоочистных установок; отнесение образующихся в ходе деятельности по производству древесного угля ООО «Чуналес» отходов к конкретному классу опасности, составлению паспортов отходов I - IV классов опасности (при подтверждении класса опасности образующегося отхода к I-IV классам опасности) не обеспечено; не организован учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; в Управление Росприроднадзора по Иркутской области не представлена отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; не производится расчистка территории ООО «Чуналес» от отходов производства (опилок, щепы, горбыля, срезков коры с примесью земли и др.) и обеспечения хранения образующихся отходов производства (щепы, горбыля, опилок, срезков коры с примесью земли) в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов оборудовать защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); не оборудована поверхность площадки для хранения отходов искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; не обеспечены места накопления для отходов производства древесного угля - «жижки»; не устранены нарушения по содержанию и благоустройству производственной площадки; не разработан проект предельно-допустимых концентраций (ПДК) с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, организации контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; не разработан проект санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха; не приняты меры к сокращению размера санитарно-защитной зоны; не разработан проект сокращения санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства; не исключена эксплуатация воздушных линий электропередач (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими вещества (опилками); территория предприятия от горючих отходов, мусора не очищается.

Таким образом, судом установлено, что хозяйственная деятельность ответчика ставит под угрозу экологическое благополучие населения Чунского района и окружающей среды, причиняя тем самым вред окружающей среде, а, следовательно, и благополучию населения, что недопустимо. Представители ответчика в судебном заседании данный факт не оспаривали, а представленные ими документы, а именно – справка об уплате налогов, заключенные договоры с ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» и ООО «Сибирский стандарт», заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 18 июня 2019 года, контракт от 15 мая 2019 года о приобретении в Китае пылеуловителя, свидетельствуют лишь о начале работ и совершении действий по устранению нарушений законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» так же разъяснено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения) (пункт 25).

Заявленные прокурором Чунского района Иркутской области требования соразмерны установленным судом нарушениям природоохранного законодательства, допущенным ответчиком ООО «Чуналес», и направлены на устранение негативных последствий такого нарушения, что является адекватной мерой в защиту прав неопределенного круга лиц. Имеющиеся нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности на территории ООО «Чуналес» нарушают требования ст. 1 Закона о пожарной безопасности, ввиду чего не обеспечивается в полной мере защищенность жизни и здоровья граждан, осуществляющих трудовую деятельность на данном предприятии, как в настоящее время, так и в будущем. Перечисленные нарушения требований природоохранного законодательства нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам.

Доказательства обратного ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено.

С целью предотвращения причинения ущерба компонентам окружающей среды и пресечения дальнейшего нарушения закона, деятельность ответчика по производству древесного угля подлежит приостановлению. По мнению суда это является адекватной мерой ответственности ООО «Чуналес» за осуществление своей хозяйственной деятельности не в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. При этом суд не усматривает какого-либо противоречия общественным интересам установлением запрета деятельности до устранения допущенных нарушений, доказательства этому отсутствуют. Доводы представителей ответчика о нарушении трудовых прав граждан, трудоустроенных в ООО «Чуналес», в период приостановления деятельности предприятия по производству древесного угля, суд находит несостоятельными, поскольку указанное производство, согласно учредительным документам ответчика и штатному расписанию, не является единственным видом деятельности предприятия.

Вместе с тем, поскольку при рассмотрении дела судом был установлен факт исполнения ООО «Чуналес» требований закона о заключении договора с аккредитованной организацией для исследования атмосферного воздуха и прохождения руководителем предприятия обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», данные пункты подлежат исключению из списка нарушений, на период устранения которых деятельность ответчика подлежит приостановлению.

Прокурор просит также обратить решение к немедленному исполнению. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из положений ст.ст. 206, 211, 212 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая, что при установленных обстоятельствах, осуществление ответчиком вышеуказанной незаконной деятельности является угрозой причинения вреда здоровью и нравственному благополучию неопределенного круга лиц, в том числе и в будущем, суд полагает иск подлежит удовлетворению, а также исполнению немедленно.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче данного искового заявления неимущественного характера надлежало уплатить государственную пошлину в размере 6000 руб.

В силу статьи 333.36 п.п.9 п.1 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Чуналес» по производству древесного угля до выполнения следующих требований законодательства об охране окружающей среды:

- обеспечения проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и разработку установленных нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности;

- обеспечения постановки стационарных источников выбросов вредных
загрязняющих веществ в атмосферный воздух на государственный учет;

- организации производственного экологического контроля, предоставления отчета о проведении производственного экологического контроля в уполномоченный государственный орган;

- обеспечения ведения ООО «Чуналес» реестра газоочистных установок с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера; разработки и утверждения паспорта газоочистных установок, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы газоочистных установок и планово-предупредительного ремонта, руководства (инструкции) по эксплуатации газоочистных установок, а также определения должностного лица, ответственного за эксплуатацию газоочистных установок и ведение паспорта газоочистных установок;

- обеспечения отнесения образующихся в ходе деятельности по производству древесного угля ООО «Чуналес» отходов к конкретному классу опасности, составлению паспортов отходов I - IV классов опасности (при подтверждении класса опасности образующегося отхода к I-IV классам опасности);

- организации учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных,
переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- предоставления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;

- производства расчистки территории ООО «Чуналес» от отходов
производства (опилок, щепы, горбыля, срезков коры с примесью земли и др.) и обеспечения хранения образующихся отходов производства (щепы, горбыля, опилок, срезков коры с примесью земли) в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов оборудовать защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), оборудовать поверхность площадки для хранения отходов искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием;

- обеспечения места накопления для отходов производства древесного угля -«жижки»;

- устранения нарушения по содержанию и благоустройству производственной площадки, а именно: благоустроить территорию производственной площадки, скрыть неровности, отсыпать подъездные пути;

- разработки проекта предельно-допустимых концентраций (ПДК) с
расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, организации
контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- разработки проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания
загрязнения атмосферного воздуха;

- принятии мер к сокращению размера санитарно-защитной зоны, разработки проекта сокращения санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства;

- исключении эксплуатации воздушных линий электропередач (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими вещества (опилками);

- расчистке территории предприятия от горючих отходов, мусора.

Решение суда о приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Чуналес» по производству древесного угля обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Чуналес» в доход государства государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца путем подачи жалобы через Чунский районный суд Иркутской области.

Председательствующий: Е.В. Шурыгина