ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-381/20 от 19.08.2020 Брединского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-381/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Бреды 19 августа 2020 года

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Акулова И.Ю.,

при секретаре Дегтяревой Н.Н.,

с участием прокурора Кешина А.П.,

представителя третьего лица АО «Российские железные дороги» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брединского района Челябинской области к администрации Брединского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению теплоснабжением жилых помещений, подключенных к объекту теплоснабжения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Брединского района Челябинской области обратился в Брединский районный суд Челябинской области с иском к администрации Брединского муниципального района Челябинской области в защиту прав неопределенного круга лиц о возложении обязанности по обеспечению теплоснабжением жилых помещений, расположенных в пос. Бреды, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Брединского муниципального района законодательства о теплоснабжении, в ходе которой было установлено, что обязанность по организации теплоснабжения законодательством возложена на администрацию Брединского муниципального района, 12.03.2018 года администрация Брединского муниципального района уведомлена о выводе из эксплуатации объекта теплоснабжения – нежилого здания – здания газовой котельной, расположенной в пос. Бреды Брединского района Челябинской области, собственником данного объекта является ОАО «РЖД», данная котельная находится на балансе Южно-Уральской дирекции по теплоснабжению СП ЦДТВ – филиала ОАО «РЖД», данная котельная отапливала 29 жилых дома (103 потребителя), а также МКОУ Брединская СОШ № 97 и детский сад пос. Бреды № 38. О выводе объекта – котельной из эксплуатации администрация Брединского муниципального района была осведомлена в марте 2018 года, при этом правом выкупа по рыночной стоимости здания котельной администрация Брединского муниципального района не воспользовалась, здание котельной в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения безвозмездно администрацией не принято. Решением суда от 05.07.2019 года на администрацию Брединского муниципального района возложена обязанность в срок до начала отопительного периода 2019-2020 года организовать теплоснабжение жилых домов, отапливаемых котельной ОАО «РЖД», тепловая энергия потребителям поставлялась на основании Соглашения о сотрудничестве, которое было заключено между администрацией Брединского муниципального района и ОАО «РЖД» 15.08.2019 года, с 30.04.2020 года отпуск тепловой энергии ОАО «РЖД» прекращен, выполняются мероприятия по выводу котельной из эксплуатации. Администрацией Брединского муниципального района заключены договоры на разработку проектной и рабочей документации на газоснабжение жилых домов № 2, 4а, 1а, 25 по ул. Станционная, № 10,12,12а, 208 по ул. Пристанционная, № 2, 2а, 4а по ул. Спартака в пос. Бреды, однако договор на строительство газопровода не заключен, создается реальная угроза дефицита тепловой энергии, а также срыва отопительного периода 2020-2021 г.г. в отношении жилых домов, ранее отапливаемых газовой котельной ОАО «РЖД», в связи с чем прокурор просил обязать администрацию Брединского муниципального района Челябинской области до начала отопительного периода 2020-2021 года обеспечить теплоснабжением жилые помещения в пос. Бреды Брединского района Челябинской области, подключенные к объекту теплоснабжения – нежилому зданию котельной, не имеющих альтернативного источника теплоснабжения по следующим адресам.

В судебном заседании прокурор Кешин А.П. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Ответчик – администрация Брединского муниципального района Челябинской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с указанием о том, что против удовлетворения исковых требований ответчик не возражает.

Представитель третьего лица – ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 исковые требования прокурора Брединского района поддержала, указав, что котельная ОАО «РЖД», расположенная в пос. Бреды Брединского района в настоящее время выводится из эксплуатации и поставок тепловой энергии потребителям в отопительный период 2020-2021 года со стороны ОАО «РЖД» не предусмотрено.

Суд, заслушав прокурора Кешина А.П., представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 вышеназванного Федерального закона).

В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).

Следовательно, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на территории п.Бреды, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, т.е. на администрацию Брединского муниципального района.

Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, ОАО «РЖД» как собственник котельной самостоятельно оказывал услуги по теплоснабжению указанных жилых домов.

В марте 2018 года ОАО «РЖД» уведомило администрацию Брединского района о намерении вывести котельную из эксплуатации в связи с тем, что это имущество относится к непрофильным активам.

Администрация Брединского муниципального района 18.05.2018 года в ответ на уведомление указала на п.5 ст.21 ФЗ «О теплоснабжении» о праве органа местного самоуправления приостановить вывод источника теплоснабжения из эксплуатации на срок не более чем на три года, до отопительного периода 2019-2020 года в случае с котельной пос. Бреды.

Между администрацией Брединского муниципального района Челябинской области и ОАО «РЖД» 15.08.2019 года было заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым администрация обеспечивает организацию теплоснабжения на ст. Бреды к началу отопительного периода 2020/2021 года, обеспечивает отключение от котельной ПЧ Бреды ОАО «РЖД» потребителей, указанных в Приложении № 1 к Соглашению, обеспечивает надежность теплоснабжения данных потребителей (л.д. 24-29).

Как следует из переписки между администрацией Брединского муниципального района и Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД», с 01.07.2020 года котельная на станции Бреды выводится из эксплуатации, с последующей консервацией здания и оборудования, при этом действующие договоры с потребителями услуг теплоснабжения расторгаются (л.д. 60-61).

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что способ управления многоквартирными домами собственниками помещений не выбран, управляющая организация не определена.

Ответчиком также не оспаривается то обстоятельство, что часть многоквартирных жилых домов не имеет альтернативного источника теплоснабжения, это подтверждается ответом Главы Брединского муниципального района на требование прокурора, согласно которому жилые дома на улицах Станционная, Пристанционная, Спартака и Победы в пос. Бреды Брединского района Челябинской области, в период до окончания отопительного сезона 2019-2020 года отапливались источником теплоснабжения – газовой котельной ОАО «РЖД» на стации Бреды, при этом ряд жилых помещений в данных домах, а именно: <адрес> подключены к тепловым сетям котельной на станции Бреды ОАО «РЖД», альтернативного источника отопления не имеют (л.д. 34-36).

При этом в судебном заседании достоверно установлено и следует из переписки между администрацией Брединского муниципального района и ОАО «РЖД», что начиная с 2017 года, администрация района была поставлена в известность о необходимости решения вопроса отопления многоквартирных, индивидуальных жилых домов, расположенных по указанным адресам, в связи с невозможностью дальнейшего оказания такой коммунальной услуги ОАО «РЖД».

В суд не представлены доказательства того, что ответчиком за прошедший с момента уведомления о выводе котельной из эксплуатации период были приняты исчерпывающие меры, направленные на организацию обеспечения теплоснабжения многоквартирных и индивидуальных жилых домов, ранее отапливаемых котельной ОАО «РЖД», напротив, в суде установлено, что ответчиком в период марта заключены договоры на разработку проектной и рабочей документации по газоснабжению жилых домов № 2, № 4А ул. Станционная, № 10, № 12, № 12А, № 208 по ул. Пристанционная, № 2, № 2А № 4А по ул. Спартака, № 1А, № 25 по ул. Пристанционная в пос. Бреды (л.д. 37-55), при этом подрядные работы по обеспечению указанных жилых помещений тепловой энергией в период отопительного сезона 2020-2021 года не производились, что ставит под угрозу подачу тепловой энергии в жилые помещения и нарушает права потребителей тепловой энергии. Указанные факты влекут угрозу срыва отопительного периода и непосредственно нарушает право граждан на благоприятные условия проживания в условиях региона с длительным осенне-зимним отопительным периодом, продолжительность которого составляет семь месяцев.

Данные обстоятельства и явились основанием для обращения прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию района принять меры к организации обеспечения теплоснабжением жилых домов, отапливаемых ранее котельной ОАО «РЖД».

Каких-либо доводов в опровержение заявленных прокурором требований, ответчиком не представлено, при этом в судебном заседании доказательств, подтверждающих выполнение ответчиком его обязанности, установленной пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» в части принятия мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, не представлено. Невыполнение указанной обязанности со стороны администрации Брединского муниципального района Челябинской области установлено в судебном заседании, при этом указанное невыполнение обязанности по теплоснабжению жилых помещений, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку ущемляет права и законные интересы потребителей тепловой энергии.

При определении срока для устранения имеющихся нарушений действующего законодательства о теплоснабжении на территории Брединского муниципального района, суд принимает во внимание те обстоятельства, что разрешение заявленных требований напрямую связано с необходимостью сохранения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, которые после отключения котельной ОАО «РЖД» оставлены без источника тепловой энергии, в связи с чем полагает установить срок до начала отопительного периода 2020-2021 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Брединского района Челябинской области удовлетворить.

Обязать администрацию Брединского муниципального района Челябинской области в срок до начала отопительного периода 2020 – 2021 г.г. обеспечить теплоснабжением жилые помещения в пос. Бреды Брединского района Челябинской области, подключенные к объекту теплоснабжения – нежилому зданию газовой котельной, не имеющие альтернативного источника теплоснабжения, расположенные по следующим адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.Ю. Акулов