Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2012 года город Лебедянь
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Огиенко В.В.,
с участием заместителя прокурора Лебедянского района Подугольникова А.В.,
при секретаре Волынчиковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по противодействию коррупции,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Лебедянского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по противодействию коррупции, мотивируя тем, что ответчик как субъект противодействия коррупции, обладающий полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, в нарушение требований антикоррупционного законодательства, не принимает меры по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения.
В судебном заседании заместитель прокурора Лебедянскогорайона Подугольников А.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, объяснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления, в ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 21.11.2011 года № 329, из которого усматривается необходимость детальной регламентации на местном уровне мер по профилактики коррупции, а именно: по рассмотрению в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2.1 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ); установлению в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.4 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ); внедрению в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении (п.5 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ).
Кроме того, согласно п.9 ст.8 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ в качестве санкции за невыполнение лицом, замещающим должность муниципальной службы, обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрено увольнение с муниципальной службы. Настоящая редакция статьи 8 действует с 03.12.2011 года, что в свою очередь влечет необходимость внесения соответствующих изменений в действующие правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок представления сведений о доходах лицами, замещающими должности муниципальной службы.
До настоящего времени администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не разработаны нормативные правовые акты по вопросам, изложенным в пп. 2.1, 4, 5 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Действующие же муниципальные правовые акты в области противодействия коррупции не охватывают полностью названную сферу правоотношений, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным под. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 - отсутствие административных процедур.
В силу с.2 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ муниципальные правовые акты являются одной из составляющих правовую основу противодействия коррупции.
Непринятие органом местного самоуправления мер по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения делает невозможным исполнение требований ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ и нарушает интересы РФ и муниципального образования, т.к. делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.
На основании этого просил обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать в целях реализации положений пп. 2.1, 4, 5 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ нормативные правовые акты, а также внести изменения в действующие нормативные правовые акты и представить их для рассмотрения на ближайшей сессии сельского Совета депутатов.
Представитель ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в судебном заседании, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не присутствовал. Согласно поступившему в суд заявлению, глава администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области ФИО1 просил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, против заявленных исковых требований не возражал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-I от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21.11.2011 г., действующей с 03.12.2012 года) к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции на подведомственной территории.
Согласно п.1 ч.1 ст.17 указанного закона органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Согласно Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 21.11.2011 года № 329, для профилактики коррупции должны приниматься в частности такие меры как:
- рассмотрение в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2.1 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ);
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.4 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ);
- внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении (п.5 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ).
Таким образом, указанные меры подлежат детальной регламентации на местном уровне.
Согласно п.9 ст.8 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ в качестве санкции за невыполнение лицом, замещающим должность муниципальной службы, обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотрено увольнение с муниципальной службы.
Настоящая редакция статьи 8 действует с 03.12.2011 года в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 329 в ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, что в свою очередь влечет необходимость внесения соответствующих изменений в действующие правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок представления сведений о доходах лицами, замещающими должности муниципальной службы.
Согласно п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96)отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Однако действующие муниципальные правовые акты, изданные администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в области противодействия коррупции, до настоящего времени не охватывают полностью названную сферы отношений, что является коррупциогенным фактором.
Как установлено в суде, и подтверждено сообщением № 149 от 02.05.2012 года, предоставленным в прокуратуру Лебедянского района Липецкой области администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, нормативные правовые акты, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по осуществлению мер по противодействию коррупции в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 «О противодействии коррупции», с учетом изменений в указанный закон (Федеральный закон от 21.11.2011 года № 329), вступивших в законную силу 03.12.2011 года, не принимались.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд находит доказанным, что ответчиком не приняты меры по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения, что делает невозможным исполнение требований ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и нарушает интересы РФ и муниципального образования, т.к. делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, поэтому иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по противодействию коррупции в сельском поселении, выразившееся в непринятии мер по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в срок - 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу:
разработать нормативные правовые акты, регулирующие антикоррупционную деятельность на территории сельского поселения, с учетом положений пп. 2.1, 4, 5 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ и представить их на рассмотрение сессией сельского Совета депутатов;
внести изменения в действующие муниципальные нормативные правовые акты с учетом положений п.9 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ и представить их на рассмотрение сессией сельского Совета депутатов.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Огиенко