ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-381/2021 от 08.07.2021 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

УИД:66RS0025-01-2021-000573-44

Дело № 2-381/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Верхняя Салда 08 июля 2021 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Новосадовой О.А.,

с участием представителя истца администрации Верхнесалдинского городского округа ФИО1,

ответчика ФИО2,

при секретаре Симаковой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Верхнесалдинского городского круга к ФИО2 об изъятии части земельного участка,

У с т а н о в и л:

Администрация Верхнесалдинского городского округа обратилась в суд с иском к ФИО2, в котором просила изъять часть примерной площадью 421,35кв.м. с <адрес> с КН:№ .... площадью 1500кв.м., с примерными координатами изымаемой части: 1)<....>;<....>; 2)<....>; <....>; 3)<....>;<....>; 4)<....>; <....>; 1)<....>; <....>, с расположенным на ней объектом недвижимого имущества-участком сети ливневой канализации Ду-700 мм протяженностью около 140 метров, с компенсацией ответчику администрацией Верхнесалдинского городского округа в виде предоставления части земельного участка с южной стороны с примерными координатами: 1 <....>;<....>; 2 <....>; <....>; 3 <....>; <....>; 4 <....>;<....>; 1 <....>;<....>, равной по площади изъятой части путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, принадлежащего ответчику (образованием нового земельного участка).Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок КН:№ ...., площадью 1500кв.м., расположенный по <адрес>, в связи с изъятием его части.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения ст.ст.49, ст.11.2, ст.11.9 Земельного кодекса РФ, истец указал, что ФИО2 является собственником земельного участка с КН:№ ...., площадью 1500кв.м., расположенного по <адрес>, участок 25а на основании договора купли-продажи земельного участка № .... от д.м.г.. На указанном земельном участке расположено недвижимое имущество-участок сети ливневой канализации Ду-700мм протяженностью около 140 метров, идущей от колодца в районе пересечения улиц <....>-<....> и проходящей через земельный участок дома № .... по <адрес>. Указанный объект проходит вдоль северной границы земельного участка, занимает площадь примерно 421,35кв.м. Правилами благоустройства территории Верхнесалдинского городского округа, утвержденными решением Думы городского округа от 30.01.2013 № 106 установлено, что содержание сетей городской ливневой канализации осуществляют собственники указанного объекта или лица, на обслуживании и/или содержании которых находится данный объект. Указанный участок сети ливневой канализации является рабочим, выполняет функции по отводу сточных вод с улиц <....> и <....>. По результатам обследования указанного участка сети ливневой канализации выявлен провал грунта. Участок сети ливневой канализации нуждается в ремонте и обслуживании в процессе эксплуатации, но поскольку находится на земельном участке, принадлежащем ответчику, невозможно осуществить постановку на учет и распоряжение указанным объектом в целях его реконструкции(ремонта) и дальнейшего содержания и обслуживания. Право собственности на участок сети ливневой канализации ни за кем не зарегистрировано, на балансе городского округа или какой-либо организации объект не состоит, бесхозяйным имуществом не является, поскольку расположен на земельном участке, принадлежащем ответчику.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала, пояснив в их обоснование, что в 1997 году вся система водоотведения была передана МУП «Гор.УЖКХ», но согласно ответам МУП «Гор.УЖКХ» еще в 2013 году, данная ливневая канализация на балансе предприятия не состоит. В настоящее время в Верхнесалдинском районном суде находится гражданское дело по иску прокурора к администрации Верхнесалдинского городского округа о постановке на учет сети ливневой канализации в качестве бесхозяйного имущества. Со слов специалиста, данный участок ливневой сети нуждается в ремонте, в восстановлении, определить конкретный перечень работ не представляется возможным, поскольку данный участок сети не находится в муниципальной собственности. Именно по этой причине администрация не может выйти на участок собственника и произвести ремонт ливневой канализации, поскольку это будет нецелевое расходование бюджетных средств.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований администрации Верхнесалдинского городского округа не возражала, суду пояснила, что изначально земельный участок, расположенный по <адрес> с 2013 года находился у нее в аренде, с этого же года ливневая канализация, расположенная на этом участке, стала разрушаться. По этому вопросу лет 5 назад на ее участок приходили сотрудники МУП «Гор.УЖКХ» и делали замеры. В <....> году она выкупила этот земельный участок в собственность. Она никогда не препятствовала сотрудникам хозяйственных служб в допуске на участок для ремонта ливневой канализации, и не возражает против этого в настоящее время.

Заслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу п.п.1,2 ст.235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2) (п.3.2);

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Согласно ст.ст.49,56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, в том числе связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В соответствии со ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Основания для принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда указаны в статье 282 ГК РФ, согласно которой, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером № ..... Право собственности зарегистрировано д.м.г.(выписка из ЕГРН от д.м.г.) (л.д.21).

Право собственности ФИО2 на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка № .... от д.м.г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Верхнесалдинского городского округа и ФИО2 (л.д.7)

Согласно данному договору купли-продажи в собственность ФИО2 передан земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым № ...., находящийся по <адрес>, с разрешенным использованием-для строительства индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1500кв.м. При отчуждении участка право собственности на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, распложенных на участке, не переходит. Покупатель обязуется обеспечить безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования, которые существовали на участке на момент его продажи, возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации (п.п.1.1,1.2, 3.2.4).

В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен акт обследования системы ливневой канализации Ду-700 мм протяженностью около 140 метров, идущей продолжением от колодца в районе пересечения улиц <....>-<....> и проходящей через земельный участок дома № .... по <адрес> от 20.01.2021, составленный заместителем Верхнесалдинского городского прокурора, с участием представителей МКУ «Служба городского хозяйства», МУП «Гор.УЖКХ», ОГИБДД МО МВД России «Верхнесалдинский», Д. Из содержания акта следует, что система ливневой канализации находится в рабочем состоянии, функции по отводу сточных вод с улиц <....> и <....> выполняет. На участке местности между земельным участком дома № .... по <адрес> над трубопроводом ливневой канализации имеется провал грунта, с последующим его размывом. Таким образом, система ливневой канализации требует ремонта и обслуживания в процессе дальнейшей эксплуатации (л.д.14).

Вместе с тем, положениями ст. 282 ГК РФ допускается принудительное изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд по решению суда в случае отказа правообладателя земельного участка заключить соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка.

В судебном заседании установлено, и не оспорено сторонами, что решение об изъятии части земельного участка с КН:№ ...., расположенного по <адрес> органом местного самоуправления не принималось, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст.ст.56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации между сторонами не заключалось. Доказательств обратного суду не представлено. Не представлен суду и утвержденный проект планировки территории.

Более того, как следует из пояснений представителя истца, право собственности на объект- участок ливневой канализации не зарегистрировано, на балансе городского округа или иной организации данный объект не стоит, что является препятствием для осуществления любых мероприятий в отношении данного объекта.

Так же суд обращает внимание, что исходя из положений вышеприведенных норм закона, при принятии решения об изъятии у ФИО2 части земельного участка, истец должен установить и доказать наличие совокупности всех условий изъятия, установленных статьей 49 ЗК РФ, а именно: исключительность случая, то есть невозможность иного правового урегулирования вопроса соблюдения баланса общественных (публичных) интересов и собственника земельного участка, наличие у создаваемого (реконструированного) муниципалитетом объекта статуса объекта муниципального (местного) значения, а также отсутствие других технических (проектных, технологических и т.д.) возможных вариантов строительства, реконструкции, этого объекта без изъятия испрашиваемого земельного участка.

Вместе с тем, из текста искового заявления, представленного акта обследования от 27.01.2021 следует, что изъятие земельного участка необходимо для ремонта системы ливневой канализации. Однако понятия "реконструкция" и "ремонт" не равнозначны по своему содержанию, доказательств необходимости реконструкции объекта местного значения истцом суду не представлено. Как не представлено и доказательств невозможности иного правового урегулирования вопроса соблюдения баланса общественных (публичных) интересов и собственника земельного участка, отсутствия других технических (проектных, технологических и т.д.) возможных вариантов строительства, реконструкции, этого объекта без изъятия испрашиваемого земельного участка, с учетом пояснений ответчика в суде о ее согласии на допуск специалистов на земельный участок для проведения ремонтных работ системы ливневой канализации.

При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. При этом, суд, в силу положений ч.2 ст.39 ГПК РФ, не принимает признание иска ответчиком, поскольку это противоречит вышеприведенным нормам закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 и 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации Верхнесалдинского городского круга к ФИО2 об изъятии части земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 1 месяца со дня вынесения судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Верхнесалдинский районный суд.

Судья Новосадова О.А.

Мотивированное решение вынесено 15 июля 2021 года.

Судья Новосадова О.А.