ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-381/2022 от 07.06.2022 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2-381/2022

УИД 55RS0034-01-2022-000484-28

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Тара Омской области 07 июня 2022 года

Тарский городской суд Омской области в составе судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 07 июня 2022 года дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Тарский городской суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области, указав, что с 14.03.2006 она была принята на государственную гражданскую службу на должность специалиста 1 категории в отдел урегулирования задолженности. В августе 2006 года назначена на должность федеральной государственной гражданской службы специалистом 3 разряда в отдел урегулирования задолженности. В октябре 2006 года переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы специалистом 2 разряда в отдел урегулирования задолженности. В январе 2007 переведена на должность федеральной государственной гражданской службы специалистом 1 разряда в отдел урегулирования задолженности. В мае 2009 переведена на должность государственного налогового инспектора в отдел урегулирования задолженности. В январе 2010 года переведена на должность федеральной государственной гражданской службы государственным налоговым инспектором в юридический отдел. В январе 2011 года переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшим государственным инспектором в юридический отдел. В январе 2012 года переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшим государственным инспектором в правовой отдел. Приказом начальника Межрайонной ИФНС № 01-04-02/205 от 10.08.2021 с нею был расторгнут служебный контракт, и истец была освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должностей в государственном органе. При увольнении ей было начислено четырехмесячное денежное содержание в размере 114592,40 рублей, выплачено 110868,40 рублей, так как был неправомерно удержан налог на доходы физических лиц в размере 3724 рублей. С размером данной выплаты истец не согласна, так как в содержание не были включены суммы материального стимулирования и разовых премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий. Сумма недоплаченных денежных средств составила по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 69159,96 рублей. Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих за 1,2,3,4 кварталы 2018 года, 1,2,3,4 кварталы 2019 года, 1,2,3,4 кварталы 2020 года, 1,2,3 кварталы 2021 года. Данные выплаты не были учтены ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением занимаемой ею должности. Согласно приведенным расчетам считает, что размер месячного содержания должен составлять 45938,09 рублей, а компенсация за 4 месяца – 183752,36 рублей. Сумма недоплаты составила 183752,36 - 114592,40 = 69159,96 руб. Сумму компенсации морального вреда истец определил в 10000 рублей. Просила суд взыскать Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области задолженность по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 69159,96 рублей, излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере 3724 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей

В судебном заседании истец ФИО2 не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представители ответчика Межрайонной ИФНС № 9 России по Омской области ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснили, что требования истца не основаны на законе, нарушений прав истца не было допущено, просили в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица- Управления Федеральной налоговой службы по Омской области ФИО5 в судебном заседании поддержала позицию, высказанную представителем ответчика, а так же в представленных пояснениях по делу, указала, что иск ФИО2 не основан на законе, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из трудовой книжки истца (л.д. 13-17) ФИО2 с 14.03.2006 принята специалистом 1 категории в отдел урегулирования задолженности, в 01.08.2006 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы специалистом 3 разряда в отдел урегулирования задолженности. ДД.ММ.ГГГГ переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы специалистом 2 разряда в отдел урегулирования задолженности. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность федеральной государственной гражданской службы специалистом 1 разряда в отдел урегулирования задолженности (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность государственного налогового инспектора в отдел урегулирования задолженности(приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность федеральной государственной гражданской службы государственным налоговым инспектором в юридический отдел (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшим государственным инспектором в юридический отдел (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшим государственным инспектором в правовой отдел (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут и истец освобождена от должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Приказом УФНС России по Омской области от 19.05.2021 реорганизованы территориальные налоговые органы по Омской области ИФНС по Советскому административному округу г. Омска является правопреемником межрайонной ИФНС № 2 по Омской области.

Работодателем произведена выплата, причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

В соответствии с условиями служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями к контракту от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО1 установлено денежное содержание, включающее в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) в размере 4060 рублей; месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1053 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 15% оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере в размере 70% оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных задач, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее также - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27,07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО2 требований о составе ее денежного содержания для исчисления выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей налоговой инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 34-КП9-4.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

По запросу суда ответчиком в материалы дела представлены информационные письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, адресованные управлениям ФНС России по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС (в целом аналогичного содержания), из которых следует, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на 2018-2021 годы) Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России ежеквартально (в 2018-2021 годах) утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам РФ (приказы ФНС России о материальном симулировании от ДД.ММ.ГГГГ за 4 квартал 2017, от ДД.ММ.ГГГГ- за 1 квартал 2018 года, ДД.ММ.ГГГГ - за второй квартал 2018 года, ДД.ММ.ГГГГ - за 3 квартал 2018 года, ДД.ММ.ГГГГ-за 4 квартал 2018 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 1 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 2 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 3 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 4 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 1 квартал 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 2 квартал 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ - за 3 квартал 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ-за 4 квартал 2020 года). Пунктом 4 названных приказов руководителям управлений ФНС России по субъектам РФ, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований.

Во исполнение названных приказов Комиссией УФНС России по <адрес> по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по <адрес> в 2018-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по <адрес>; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по <адрес> (приказы УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).

Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России по <адрес> за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2020- 2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.

Таким образом, ответчиком ежеквартально производилось начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование) в пределах выделенных бюджетных ассигнований на указанные цели.

Так, истцу в течении 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено в счет материального стимулирования: в сентябре 2020 года – 22000,00 рублей и 18908,58 рублей, в ноябре 2020 года - 17000 рублей, в декабре 2020 года – 19630,31 рублей, в феврале 20ДД.ММ.ГГГГ0 рублей, в апреле 2021 года – 17028,20 рублей, в мае 2021 года – 28000 рублей, в июне 2021 года – 28000 рублей, в июле 2021- 17712,76 рублей и 26900 рублей.

Не свидетельствует об обратном и указание в приведенных выше информационных письмах ФНС России, адресованных управлениям ФНС по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС России, на то, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделена сверх установленного фонда оплаты труда.

Как уже было указано выше, данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и безусловно подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Указанный вывод в полном объеме согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1,5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.

С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, основаны на ошибочном толковании приведенных им в обоснование данной позиции норм материального права.

Не свидетельствуют об обратном и разъяснения, изложенные в письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/В-2197, от ДД.ММ.ГГГГ/В-5300, где указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Таким образом, выплаченное ФИО2 в соответствии с названными выше приказами ФНС России по Омской области материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсационной выплаты в связи с увольнением.

Согласно представленному стороной ответчика расчету компенсации госслужащим при сокращении в размере месячного содержания (л.д. 82-183), денежное содержание ФИО2 на дату 20.08.2021 составило 19458,00 руб.; дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих увольнению (с августа 2020 года по июль 2021 года) – 110281,22 руб. Итоговый размер месячного денежного содержания определен в сумме, 28648,11 руб. (19458,00 руб. + 9190,11 руб. (110281,22 руб./12)). Однако, анализ такого расчета показывает, что при исчислении денежного содержания ответчиком не учтены суммы спорных выплат в размере 1/12.

Согласно сведениям лицевого счета ФИО2 (л.д. 19-22) истцу в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению (с августа 2020 года по июль 2021 года), было начислено в счет материального стимулирования: в сентябре 2020 года – 22000,00 рублей и 18908,58 рублей, в ноябре 2020 года - 17000 рублей, в декабре 2020 года – 19630,31 в феврале 20ДД.ММ.ГГГГ0 рублей, в апреле 2021 года – 17028,20 рублей, в мае 2021 года – 28000 рублей, в июне 2021 года – 28000 рублей, в июле 2021- 17712,76 рублей и 26900 рублей. Итого общая сумма средств материального стимулирования, полученная ФИО2 составила 207479,85 рублей.

1/12 часть от выплаченных сумм материального стимулирования составляет 17289,99 руб. (207479,85 руб./12). Таким образом, месячное денежное содержание ФИО2 должно составлять 45938,09 руб. (19458,00 руб. + 9190,10 руб. + 17289,99 руб.), вместо определенных ответчиком – 28648,10 руб.

Тогда размер компенсации при увольнении истца с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы составил 183752,36 руб. (45938,09 руб. х 4 мес.).

Как следует из материалов дела (л.д.23) и не оспаривается сторонами, истцу была начислена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 114592,40 руб.

При таких обстоятельствах, задолженность ответчика по выплате компенсации ФИО2 за 4 месяца при увольнении составляет 69159,96 руб. (183752,36 руб. – 114592,40 руб.), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

При разрешении требования истца о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц, суд исходит из следующего.

Исходя из положений части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, а именно все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

В соответствии с положениями абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, ограничение необлагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, упомянутым абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Кодекса и абзацем шестым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса, не применяется.

В связи с вышеизложенным, компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона № 79-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, законных оснований для удержания налога на доходы физических лиц с выплаченной ФИО2 компенсации, у ответчика не имелось, в связи с чем, излишне удержанная сумма налога на доходы физических лиц в сумме 3724 рубля подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд считает, что требование о взыскании компенсации морального вреда, при установленных выше частичных нарушениях трудовых прав истца, подлежит удовлетворению в порядке ст. 237 ТК РФ, с учетом требований соразмерности, разумности и справедливости, объему нарушенных прав работника в размере 5000 рублей.

Ввиду изложенного, исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области недоплаченной компенсации при сокращении с государственной гражданской службы в размере 69159,96 руб. рублей, излишне удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 3724 руб., а также компенсации морального вреда в размере 5000 руб., в остальной части заявленных требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в пользу ФИО2 недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 69159 (Шестьдесят девять тысяч сто пятьдесят девять) рублей, 96 коп., излишне удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 3724 (Три тысячи семьсот двадцать четыре) рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части иска ФИО2 отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Тарский городской суд.

Мотивированное решение подписано 07 июня 2022 года

Согласовано