Устьянский районный суд Архангельской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Устьянский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-382/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Октябрьский 07 октября 2011 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Н.В.,
при секретаре Артисовой Ю.А.,
с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., заинтересованного лица - главы МО «...» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Устьянского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО «...», выразившееся в неопубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы МО «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» и возложении на главу МО «...» обязанности официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения данное распоряжение,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО «...», выразившееся в неопубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы МО «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» и возложении на главу МО «...» обязанности официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения данное распоряжение. Требования прокурора мотивированы тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанное распоряжение главы МО «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... официально не опубликовано.
В судебном заседании старший помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Буторина Ю.Л., настаивая на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - глава МО «...» ФИО1, заявленные требования прокурора признает. Суду пояснил, что распоряжение главы МО «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения», будет опубликовано в газете «...».
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Устьянского района, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Кроме того, данное заявление предъявляется в целях реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий по надзору за законностью правовых актов (статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), в защиту интересов Российской Федерации, выразившихся в необходимости установления и укрепления единого режима всероссийской законности, обеспечения единого правового и экономического пространства на территории Российской Федерации и соответствия правовых актов органов местного самоуправления нормативно-правовым актам федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 254 ГПК РФ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в рамках предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч. 2, 3 ст. 47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Устава «МО «...» муниципальные правовые акты муниципального образования МО «...», затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также решения, принимаемые на местном референдуме, вступают в силу со дня их официального опубликования в средствах массовой информации или обнародования.
Распоряжением главы муниципального образования «...» ДД.ММ.ГГГГ № ... утверждено Положение об ограничениях в отношении граждан, замещающих должности муниципальной службы и Перечень должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещающим должности муниципальной службы применяются ограничения.
Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 данной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанное распоряжение непосредственно затрагивает права неопределенного круга лиц – потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих) муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих).
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полностью текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
В соответствии со ст. 9 Устава МО «...» официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете «...».
Судом установлено, что распоряжение главы муниципального образования «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» официально не опубликовано (обнародовано).
В соответствии с частью 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бездействием главы муниципального образования «...» в виде неопубликования в установленном порядке распоряжение главы муниципального образования «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» нарушены права неопределенного круга лиц - потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих), муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих) на получение информации непосредственно затрагивающей их права и свободы, а также требования части 2 статьи 24 Конституции РФ.
Суд удовлетворяет требования и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области и признает бездействие главы муниципального образования «...» незаконным, поскольку распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № ... на день рассмотрения дела, не опубликовано в установленном законом порядке для всеобщего сведения.
Суд полагает необходимым обязать главу муниципального образования «...» опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».
Заинтересованным лицом не представлено суду доказательств необоснованности заявленных прокурором требований. Также суд принимает признание заявления заинтересованным лицом, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц в соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований. В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования «...», выразившееся в не опубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы муниципального образования «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».
Обязать главу муниципального образования «...» официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения распоряжение главы муниципального образования «...» от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Васильева Н.В.