ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382 от 24.02.2012 Аксайского районного суда (Ростовская область)

                                                                                    Аксайский районный суд Ростовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Аксайский районный суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья: Малород М.Н. Дело №2-382/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2012 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Малород М.Н.

при секретаре Пятницковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям ФИО1, ФИО2, заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ростовской области, об обязании произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на выделенный земельный участок,

у с т а н о в и л :

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с настоящими заявлениями и указали в их обоснование следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ ими в лице представителя ФИО3 в Аксайский отдел Управления Росреестра по Ростовской области были сданы заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 81600 кв.м, расположенный по адресу: .

В качестве правоустанавливающих документов для государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельных долей, были представлены следующие документы:

- протокол № общего собрания участников общей долевой собственности земельного массива КСП  от ДД.ММ.ГГГГ;

-приложение к протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ;

-газета «» № (№-№) от ДД.ММ.ГГГГ;

-Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ;

-Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ;

-Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ;

- кадастровый паспорт земельного участка.

Факт принятия данных документов подтверждается Распиской в их получении госрегистратором.

Однако, со стороны Управления Росреестра по Ростовской области регистрация права собственности заявителей была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, в том числе, нарушения норм ст. 14 Закона об обороте с изменениями и дополнениями на 2011 год, в части сроков проведения общего собрания участников общей долевой собственности данного земельного участка.

Между тем, заявители считают действия регистрирующего органа неправомерными, нарушающими их права, а также права неограниченного круга заинтересованных лиц. Настаивают на том, что работники Управления Росреестра по Ростовской области неверно трактуют нормы материального права в части правоприменительной практики при использовании внесенных изменений и дополнений на дату совершаемых действий относительно ранее существующего Федерального закона.

Заявители считают, что у государственного регистратора некорректно возникли сомнения при проведении правовой экспертизы документов и государственной регистрации права собственности на испрашиваемый ими земельный участок, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию права по содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства, в них содержится вся необходимая информация, предусмотренная Законом об обороте, не нарушены сроки проведения общего собрания участников общей долевой собственности, все участники были уведомлены надлежащим образом.

С учетом изложенного, заявители просили обязать Управление Росреестра по Ростовской области произвести государственную регистрацию их права общей долевой собственности на земельный участок с КН №.

Определением от 24.02.12 рассмотрение обоих заявлений объединено в одно производство, т.к. вопросы подлежащие выяснению одни и те же, документы, необходимые для исследования одни и те же, регистрация права собственности касается одного и то же объекта.

В судебное заседание заявители не явились. О месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель заявителей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 полностью поддержала доводы поданного заявления и настаивала на его удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель Управления Росреестра по Ростовской области ФИО4 возражала против удовлетворения поданного заявления. Не отрицала факт обращения заявителей по вопросу регистрации права собственности на земельные участок. При этом пояснила, что регистрация права собственности заявителей действительно была приостановлена, и сделано это законно и обоснованно по тем основаниям, что заявителям с учетом новой редакции ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при избранном ими способе выдела земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей - путем утверждения местоположения земельного участка решением общего собрания собственников земельных долей, необходимо было представить ряд дополнительных документов, а именно:

-письмо, подтверждающее надлежащее и своевременное уведомление участников собственности о дате проведения общего собрания, размещение в тот же день объявления на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

-копию протокола решения общего собрания, заверенную уполномоченным лицом, назначенным руководителем  сельского поселения;

- соглашение об определении долей;

- документ, подтверждающий полномочия должностного лица, заверившего копию протокола.

Кроме того, по мнению представителя, документы, представленные на государственную регистрацию прав по своему содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно в них не содержится информация, предусмотренная Законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушены сроки проведения общего собрания участников общей долевой собственности данного земельного участка - объявление в газете опубликовано 27.08.11 с указанием проведения собрания 27.09.11, что противоречит п.2 ст. 14.1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

С учетом вышеизложенного, представитель полагает, что у государственного регистратора имелись все основания для приостановления регистрации права собственности заявителей и никакого нарушения закона в данных действиях не имеется. Наоборот госрегистратор предложил заявителям устранить допущенные нарушения дабы иметь законные основания для регистрации их права собственности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства по делу, представленные заявителями, обозрев подлинные дела правоустанавливающих документов, представленные Управлением Росреестра по ростовской области, суд приходит к выводу об отказе заявителям в удовлетворении из заявлений по следующим основаниям.

В данном случае речь касается регистрации права собственности заявителей на земельный участок, выдел которого произведен в счет ранее принадлежащей земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

В связи с этим государственный регистратор обязан руководствоваться положениями Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также положениями закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Следует обратить внимание, что с 01.07.11 вышеуказанный Закон РФ «Об обороте земель селькохозяйственного назначения» вступил в силу в новой редакции по вопросам, касающимся выдела земельных участков в счет земельных долей. Соответственно с учетом изменений и дополнений данного Закона были внесены изменения и дополнения в ФЗ РФ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так, согласно п.2.1 ст. 22.2 ФЗ РФ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции ФЗ РФ от 12.12.11 N 427-ФЗ) Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее - земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

Согласно п.3.1 данной статьи Закона Основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены:

1) заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

2) соглашение об образовании общей долевой собственности на такой земельный участок или соглашение об образовании общей совместной собственности на такой земельный участок в случае, если подано заявление о государственной регистрации права общей собственности на образуемый земельный участок.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

Согласно ст. 13 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ) Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленнымЗемельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

В соответствии с требованиями ст. 14.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

6. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

7. Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

8. Решения принимаются общим собранием открытым голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

9. В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

3) подписывает протокол общего собрания;

4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

11. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

12. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

13. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий

Анализ вышеуказанных положений данных законов позволяет придти к выводу, что в настоящее время изменился и порядок выдела земельной доли, и порядок регистрации права собственности уже выделенного и сформированного земельного участка.

Как следует из обозренных дел правоустанавливающих документов ДД.ММ.ГГГГ в Аксайский районный отдел Управления Росреестра по Ростовской области на основании доверенности представителем ФИО1 и ФИО2 - ФИО3 для регистрации права собственности на земельный участок с КН №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 81600 кв.м, расположенный по адресу: , выделенный ими в счет принадлежащих им земельных долей (лист дела №, лист дела №).

Для целей регистрации права собственности заявителями были представлены следующие документы:

- сами заявления о госрегистрации права собственности;

- квитанции об оплате госпошлины;

- доверенности на имя представителя;

- Кадастровый паспорт на земельный участок;

- Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ;

- Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ;

- Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ;

- газета «» № (№-№) от ДД.ММ.ГГГГ;

- протокол № общего собрания участников общей долевой собственности земельного массива КСП  от ДД.ММ.ГГГГ;

- приложение к протоколу;

Между тем, с учетом выше указанных положений законов, проведя правовую экспертизу документов, представленных от имени ФИО1 и ФИО2 госрегистратор пришел к выводу, что последними не представлены ряд документов, позволяющих провести государственную регистрацию с учетом избранного ими порядка выдела земельной доли - на основании решения общего собрания участников долевой собственности.

Как следует из Уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 со стороны последних не были представлены все необходимые документы, а именно не были представлены:

- письмо, подтверждающее надлежащее и своевременное уведомление участников собственности о дате проведения общего собрания, размещение в тот же день объявления на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

-копия протокола решения общего собрания, заверенная уполномоченным лицом, назначенным руководителем  сельского поселения;

- соглашение об определении долей;

- документ, подтверждающий полномочия должностного лица, заверившего копию протокола.

Кроме того, госрегистратором обращено внимание заявителей и на то, что в нарушение положений п. 2 ст. 14.1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» объявление в газете «» о проведении общего собрания дольщиков опубликовано 27.08.11 с указанием даты проведения собрания - 27.09.11, т.е. менее чем через 40 дней, установленных данным пунктом статьи.

С учетом выявленных недостатков, заявителям было предложено устранить причины, препятствующие государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и права общей долевой собственности на земельный участок, представить необходимые для государственной регистрации документы, и соответственно регистрация права собственности была приостановлена.

Представитель заявителей в судебном заседании не оспаривала факт того, что действительно весь пакет необходимых для госрегистрации права собственности ее доверителей документов при подаче заявления о госрегистрации представлен не был. Недостающие документы были представлены позднее, после получения Уведомления о приостановлении госрегистрации.

С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что у государственного регистратора имелись законные и обоснованные основания для приостановления государственной регистрации права собственности заявителей на испрашиваемый ими объект недвижимого имущества и соответственно оснований для признания действий госрегистратора в данном случае незаконными, у суда не имеется, как не имеется на данный момент и оснований для обязания регистрирующего органа произвести государственную регистрацию, т.к. на данный момент доказательств тому, что после представления заявителями недостающих для государственной регистрации документов, им было отказано в проведении государственной регистрации, со стороны заявителей суду не представлено.

В данном случае суд не принимает во внимание довод представителя заявителей о том, что собрание собственников земельных долей было проведено в установленном законом порядке в течение 30 дней с момента дачи объявления о проведении собрания, т.к. данный довод опровергается вышеуказанными положениями Закона РФ «О регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним», а также ст. 13 и п. 2 ст. 14.1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции ФЗ РФ от 29.12.2010 N 435-ФЗ, согласно которому дата собрания должна назначаться не ранее, чем через 40 дней после размещения информации в СМИ. В данном случае нарушение срока созыва собрания является существенным моментом, т.к. влечет за собой неблагоприятные последствия, связанные с тем, что принятые на собрании решения считаются недействительными. Тоже самое касается и места проведения собрания.

В данной ситуации суд не может согласиться с мнением представителя Управления Росреестра по Ростовской области в части требования письменного согласия арендаторов участка, поскольку в соответствии с п.3.2 ст. 22.2 ФЗ РФ «О регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним» в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Отказать ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении заявления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.Решение в окончательной форме изготовлено 29.02.2012.Судья Аксайского районного суда

Ростовской области М.Н. Малород