ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3822/20 от 29.06.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия 16RS0051-01-2020-006416-25

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

29 июня 2020 года дело 2-3822/2020

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи А.А. Шайдуллиной,

при секретаре судебного заседания Р.Э. Ибрагимовой,

с участием:

представителя истца – ФИО2;

представителя ответчика – ФИО3;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад <номер изъят> с татарским языком воспитания и обучения" Советского района г. Казани (ИНН <номер изъят>), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об обязании выполнить санитарно-эпидемиологические нормы,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее – истец, Управление) обратилось в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад <номер изъят> с татарским языком воспитания и обучения" Советского района г. Казани (далее – МАДОУ «Детский сад <номер изъят>», ответчик), исполнительному комитету муниципального образования города Казани об обязании выполнить санитарно-эпидемиологические нормы.

В обоснование исковых требований указано, что <дата изъята> Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2015г., утвержденного приказом Управления от 27.10.2014г. <номер изъят> и размещенного на интернет-сайте Управления (www.16.rospotrebnadzor.ru), было издано распоряжение от 23.09.2015г. <номер изъят>-п/в в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <номер изъят> с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: не проведена замена изношенных оконных рам здания учреждения, не проведен ремонт фасада здания, не проведен ремонт асфальтного покрытия территории учреждения. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении на юридическое лицо МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» по ч.1ст.6.7 КоАП РФ, законному представителю юридического лица МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 30.10.2015г. об устранении нарушений в установленные сроки.

По письменным ходатайствам руководителя МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» сроки исполнения пунктов предписания от 30.10.2015г. были перенесены письмами от 23.12.2016г. исх.<номер изъят>, от <дата изъята> исх.<номер изъят>, от 21.12.2018г. исх.<номер изъят>.

С целью контроля исполнения МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» предписания от 30.10.2015г. Управлением было издано распоряжение <номер изъят>-вп/в от 31.12.2019г. о проведении внеплановой выездной проверки, в ходе которой установлено, что пункт предписания №3, срок исполнения которого был продлен письмами от 23.12.2016г. исх.№ 12/28957, от 18.12.2017 г. исх.№12/29871, от 21.12.2018г. исх.№12/30472 со сроком исполнения до 15.12.2019г., выполнен частично, а именно: проведена замена одной оконной рамы в 1-ой младшей группе №1 в игровой возле мойки столовой посуды и не выполнены п.1 ст.24, п.3 ст.39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а именно:

- в нарушение требований п.1 ст.24, п. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. не произведена замена оконных рам: в двух спальных помещениях, в игровой, в туалетном помещении групп №№5, 3, 2; в спальном помещении, в игровой, в туалетном помещении группы №1 (7окон); в спальном помещении, в туалетной, в приемной группы №4; в месте расположения двух лестничных маршей между 1-ым и 2-ым этажом;

- в нарушение требований п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. не проведен ремонт фасада здания;

- в нарушение требований п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 не проведен ремонт асфальтного покрытия территории учреждения.

В ходе проверки заведующей детским садом представлены копии писем в адрес начальника отдела образования Советского района г.Казани, руководителя хозяйственно-эксплуатационной группы «МКУ Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» по Вахитовскому, Приволжскому и Советскому районам «О выделении финансовых средств на выполнение работ» и ответов на них.

На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные требования по соблюдению санитарных правил не устранены, а именно:

- не произведена замена оконных рам: в двух спальных помещениях, в игровой, в туалетном помещении групп №№5, 3, 2; в спальном помещении, в игровой, в туалетном помещении группы №1 (7окон); в спальном помещении, в туалетной, в приемной группы №4; в месте расположения двух лестничных маршей между 1-ым и 2-ым этажом (п.1 ст.24, п. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г.);

- не проведен ремонт фасада здания (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г.);

- не проведен ремонт асфальтного покрытия территории учреждения (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г., п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13).

По ходатайству МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» предоставлялась трижды отсрочка выполнения предписания Управления от 30.10.2015г., нарушение является длящимся. Дальнейшее предоставление отсрочки выполнения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих образовательные услуги в дошкольном учреждении, а также не соответствует требованиям справедливости и соразмерности. Указанные нарушения санитарного законодательства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (воспитанникам и другим гражданам).

Отсутствие ремонта фасада здания способствует нарушению теплоизоляции здания, появлению сырости внутри помещения, развитию на стенах патогенных микроорганизмов, плесени, к износу несущей способности стен, к разрушению и обрушению строительных материалов, что может привести к травматизму детей и персонала. Отсутствие ремонта асфальтного покрытия на территории учреждения, наличие ям, выбоин, трещин на асфальтовом покрытии создает угрозу травматизма детей при ежедневных прогулках.

С учетом изложенного, истец просил обязать ответчиков выполнить в срок до <дата изъята> санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

- провести замену оконных рам: в двух спальных помещениях, в игровой, в туалетном помещении групп №№5, 3, 2; в спальном помещении, в игровой, в туалетном помещении группы №1 (7окон); в спальном помещении, в туалетной, в приемной группы №4; в месте расположения двух лестничных маршей между 1-ым и 2-ым этажом (п.1 ст.24, п. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г.);

- провести ремонт фасада здания (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от <дата изъята>);

- провести ремонт асфальтного покрытия территории учреждения (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г., п.3.21 СанПиН 2.<дата изъята>-13).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» по существу против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснив, что указанные нарушения вызваны отсутствием денежных средств.

Представитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани и третьего лица в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерацииот 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 утверждено положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав Потребителей и благополучия человека».

Согласно пункту 1 и пункту 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Пунктом 5.1 Положения определено, что Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 9 июля 2012года № 685, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона Республики Татарстан от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Согласно статье 39 указанного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2015 года истцом в отношении МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: не проведена замена изношенных оконных рам здания учреждения, не проведен ремонт фасада здания, не проведен ремонт асфальтного покрытия территории учреждения.

С целью контроля исполнения МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» предписания от 30.10.2015г. Управлением было издано распоряжение №88/12-вп/в от 31.12.2019г. о проведении внеплановой выездной проверки, в ходе которой установлено, что пункт предписания №3, срок исполнения которого был продлен письмами от 23.12.2016г. исх.№ 12/28957, от 18.12.2017 г. исх.№12/29871, от 21.12.2018г. исх.№12/30472 со сроком исполнения до 15.12.2019г., выполнен частично, а именно: проведена замена одной оконной рамы в 1-ой младшей группе №1 в игровой возле мойки столовой посуды и не выполнены п.1 ст.24, п.3 ст.39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а именно:

- в нарушение требований п.1 ст.24, п. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. не произведена замена оконных рам: в двух спальных помещениях, в игровой, в туалетном помещении групп №№5, 3, 2; в спальном помещении, в игровой, в туалетном помещении группы №1 (7окон); в спальном помещении, в туалетной, в приемной группы №4; в месте расположения двух лестничных маршей между 1-ым и 2-ым этажом;

- в нарушение требований п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. не проведен ремонт фасада здания;

- в нарушение требований п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 не проведен ремонт асфальтного покрытия территории учреждения.

Наличие указанных нарушений признал в судебном заседании и представитель МАДОУ «Детский сад <номер изъят>».

Согласно уставу МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование город Казань и финансирование осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования города Казани путем выделения субсидий на выполнение муниципального задания, а также иных источников).

Поскольку МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» и ИКМО г. Казани при эксплуатации здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес изъят>, нарушаются требования санитарного законодательства, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, то суд считает, что требования истца о возложении обязанности в срок до <дата изъята> устранить имеющиеся нарушения санитарных норм и правил путем возложения обязанности провести замену оконных рам: в двух спальных помещениях, в игровой, в туалетном помещении групп №№5, 3, 2; в спальном помещении, в игровой, в туалетном помещении группы №1 (7окон); в спальном помещении, в туалетной, в приемной группы №4; в месте расположения двух лестничных маршей между 1-ым и 2-ым этажом (п.1 ст.24, п. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г.); провести ремонт фасада здания (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г.); провести ремонт асфальтного покрытия территории учреждения (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г., п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13), обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок, до наступления которого заявитель ставит вопрос об устранении допущенных нарушений, по мнению суда, является достаточным и разумным. При этом суд также учитывает пояснения представителя МАДОУ «Детский сад <номер изъят>» в этой части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

решил:

иск удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад <номер изъят> с татарским языком воспитания и обучения" Советского района г. Казани и исполнительный комитет муниципального образования города Казани в срок до 27 августа 2021 года провести мероприятия по устранению нарушений в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад <номер изъят> с татарским языком воспитания и обучения" Советского района г. Казани санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- провести замену оконных рам: в двух спальных помещениях, в игровой, в туалетном помещении групп №№5, 3, 2; в спальном помещении, в игровой, в туалетном помещении группы №1 (7окон); в спальном помещении, в туалетной, в приемной группы №4; в месте расположения двух лестничных маршей между 1-ым и 2-ым этажом (п.1 ст.24, п. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г.);

- провести ремонт фасада здания (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г.);

- провести ремонт асфальтного покрытия территории учреждения (п.1 ст.24, п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г., п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года

Судья- подпись А.А.Шайдуллина

Копия верна.

Судья- А.А.Шайдуллина