ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3823 от 15.12.2010 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Скворцовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3823/10 по иску ФИО1 ФИО7 к администрации г. Тулы, Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,

установил:

первоначально ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении для строительства земельного участка, расположенного по адресу: , 11.

В ходе судебного разбирательства по делу истица уточнила требования, обратившись с иском к администрации г. Тулы, Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании администрацию Тульской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью 1017 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №, местонахождение: участок находится примерно в 80 м по направлению на восток от ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: область Тульская, город Тула, район Центральный, ; указывая в обоснование заявленных требований на то, что в 2007 году её семьей с целью улучшения жилищных условий было принято решение оформить в аренду земельный участок для строительства жилого дома. В соответствии с Генеральным планом г. Тулы земельные участки для индивидуального жилищного строительства находились и в пос. Басово-Прудное г. Тулы. Через запросы в администрацию Центрального района города Тулы, в Земельную кадастровую палату ею было установлено, что участок, обозначенный под №  свободен, границы его не установлены и на земельном кадастровом учете он не состоит.

23.04.2007 г. она обратилась с заявлением в администрацию г.Тулы с просьбой о выделении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по вышеуказанному адресу.

11.06.2007 года ею получено письмо от 07.06.2007 г. из Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, в котором было указано, что, руководствуясь решением Тульской городской Думы № 11/180 от 10.07.2002 г. «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы», предлагается МУП «Центр ГиЗ г.Тулы» произвести работы по подготовке землеустроительных документов на участок, расположенный по адресу: , согласно ранее разработанному проекту микрорайона индивидуальной жилой застройки в районе н.п. Старо-Басово.

21.06.2007 г. она получила письмо от 08.06.2007 г., в котором » информировало её о порядке предоставления земельного участка и о необходимости оплатить счет на выполнение работ. 28.06.2007 г. я оплатила счет № от 09.06.2007 г. на сумму 13635,12 рублей и счет № от 09.06.2007 г. на сумму 1362 рубля за разработку необходимых документов для подготовки постановления Главы администрации г. Тулы; изготовление топосъемки земельного участка; градостроительного плана земельного участка; составление проекта границ земельного участка; составление карты (плана) земельного участка (межевание).

25 марта 2008 г. ею было получено письмо из Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от 18.03.2008 г. о том, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время находится на оформлении и будет предоставляться на конкурсной основе.

С 01.01.2009 г. полномочия по распоряжению земельными участками в г. Туле были переданы от администрации г. Тулы к администрации Тульской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области.

После получения документов на земельный участок в Управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.

Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.09.2010 г. № Л-7434-0 ей стало известно, что поскольку имеется несколько заявителей на предоставление вышеуказанного земельного участка, то продажа прав на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе.

С данной позицией ответчика истица не согласна, считая, что поскольку ею были оплачены работы по формированию земельного участка, то администрация г. Тулы приняла на себя обязательство предоставить ей земельный участок в аренду без проведения торгов.

Истица ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что администрация г. Тулы не вступала с истцом в гражданско-правовые отношения. Утверждение ФИО1 о том, что последняя узнала о том, что земельный участок будет предоставляться на конкурсной основе из землеустроительного дела не верна, так как она узнала об этом в августе 2008 года. Так как все полномочия по предоставлению земельных участков с 01.01.2009 года были переданы администрации Тульской области, а именно, Департаменту имущественных и земельных отношений, считает, что администрация г. Тулы является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, так как на спорный участок имеются еще претенденты, то в соответствии с действующим законодательством, земельный участок должен быть предоставлен на конкурсной основе.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, полагая, что требования истицы противоречат действующему законодательству Российской Федерации, поскольку продажа права на заключение договора аренды на спорный земельный участок осуществляется на аукционе, что не влечет нарушения прав ФИО1.

Представитель ответчика Администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав объяснения участников по делу, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 23.04.2007 года в администрацию г. Тулы поступило заявление ФИО1 о выделении последней для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: .

В соответствии с п. 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ) предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 4 статьи 30 ЗК РФ, действующему на момент подачи заявления истицей в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу:  для индивидуального жилищного строительства, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Статья 30.1 ЗК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ, регулирует особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с положениями статьи 30.1 ЗК РФ в редакции, действующей на момент подачи истицей заявления в администрацию г. Тулы о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В соответствии с Положением «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы», утвержденным решением Тульской городской Думы от 10.07.2001 года № 11/80, и действующим на момент подачи истицей ФИО1 заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и действие которого распространялось также на земельные участки, находящиеся в ведении органов местного самоуправления «Муниципального образования город Тула Тульской области», собственность на которые не разграничена в соответствии с федеральным законом РФ № 101-ФЗ от 17.07.2001 года «О разграничении государственной собственности на землю», уполномоченными органами местного самоуправления г. Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, являлись Тульская городская Дума, Глава города Тулы, Комитет по управлению имуществом Управы города Тулы, Управление архитектуры и градостроительства г. Тулы и администрации районов.

Как следует из материалов дела, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, руководствуясь решением Тульской городской Думы № 11/180 от 10.07.2002 г. «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы», рассмотрев заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в пос. Басово-Прудный г. Тулы для индивидуального жилищного строительства, предложило » произвести работы по подготовке землеустроительных документов на участок, расположенный по адресу: , согласно ранее разработанному проекту микрорайона индивидуальной жилой застройки в районе н.п. Старо-Басово.

Письмом от 08.06.2007 г. » проинформировало истицу о том, что приступил к подготовке исходно-разрешительной документации по предоставлению земельного участка по  для строительства малоэтажного жилого дома. Указанным письмом  также сообщило истице ФИО1 о том, что предоставление земельного участка будет проводиться в следующем порядке: запрос и получение сведений из государственного земельного кадастра о заявленном земельном участке, изготовление топографического плана территории, составление проекта границ земельного участка, составление градостроительного плана земельного участка, подготовка и принятие постановления Главы администрации г. Тулы об утверждении составленных проекта границ и градостроительного плана земельного участка, информирование населения города через средства массовой информации о наличии свободного участка для строительства жилого дома с предложением заинтересованным лицам в течение одного месяца подать соответствующие заявления – намерения о приобретении этого участка, осуществление работ по межеванию земельного участка, постановка его на кадастровый учет и получение кадастрового плана, подготовка и принятие постановления Главы администрации города Тулы о предоставлении земельного участка гражданину – заявителю (при наличии нескольких заявлений на один и тот же земельный участок он обязан быть предоставлен посредством аукциона), заключение договора аренды между заявителем и Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.

Как следует из землеустроительного дела » был разработан проект границ и градостроительный план земельного участка, расположенного по  для индивидуального жилищного строительства.

Указанные проект границ и градостроительный план земельного участка были согласованы Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.

Постановлением Главы администрации города Тулы от 25.12.2007 года № утвержден проект границ формируемого для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью 1017 кв.м, расположенного на землях населенного пункта (, и градостроительный план этого земельного участка.

Указанным выше постановлением от 25.12.2007 года Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы совместно с  поручено обеспечить межевание земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет, а также публикацию сообщения о наличии земельного участка, предлагаемого для индивидуального жилищного строительства.

 направило главному редактору газеты «Тула» письмо от 14.01.2008 года о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1017 кв.м, расположенного по  в Центральном районе г. Тулы, с видом разрешенного использования: для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома.

В газете «Тула» от 24.01.2008 года было опубликовано указанное сообщение.

11.02.2008 года в администрацию города Тулы поступило заявление от ФИО6 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1017 кв.м, расположенного по  в Центральном районе г. Тулы.

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Тулы своими письмами от 06.03.2008 года, 18.03.2008 года проинформировало ФИО1 о том, что по испрашиваемому истицей земельному участку подано несколько заявок для выделения данного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем в соответствии со ст. 30 ЗК РФ участок будет предоставлен на конкурсной основе. О сроках и условиях проведения конкурса будет сообщено дополнительно через публикацию регионального периодического издания газеты «Тула».

Как следует из материалов дела земельный участок площадью 1017 кв.м, расположенный по , был поставлен на кадастровый учет 26.08.2008 года.

В ноябре 2008 года Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы направлены письма », », МУП  о предоставлении информации о возможности подключения к системам газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения индивидуального жилого дома по .

В декабре 2008 года Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы были получены сообщения  о возможности подключения к системам газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения индивидуального жилого дома по .

Законом Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО было установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Администрация Тульской области определяет исполнительный орган государственной власти Тульской области, уполномоченный на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - уполномоченный орган).

Указанные положения Закона от 10.12.2008 года вступили в силу с 01.01.2009 года.

Согласно статье 2 Закона Тульской области от 10.12.2008 года предусмотрено органам местного самоуправления города Тулы и иным организациям, осуществляющим функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в срок до 1 января 2009 года передать уполномоченному органу правоустанавливающие документы на земельные участки, договоры аренды земельных участков, реестры заключенных договоров и иные документы, в том числе в электронном виде, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле.

Документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, по которым на день вступления в силу настоящего Закона начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, передаются органами местного самоуправления города Тулы в уполномоченный орган с пояснительной запиской.

Постановлением Администрации Тульской области от 24.12.2008 года № Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области был определен как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле.

28.07.2009 года Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы направило в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области для принятия решения заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу:  и подготовленные к нему документы.

07.09.2009 года истица ФИО1 обратилась в администрацию Тульской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области в письме от 22.09.2010 г. сообщил ФИО1 о том, что поскольку имеется несколько заявителей на предоставление вышеуказанного земельного участка, то продажа прав на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе.

Аукцион по продажа прав на заключение договора аренды спорного земельного участка в настоящее время не проведен.

С учетом вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ, суд считает, что ответчиками порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства соблюден, в связи с чем, учитывая, что в отношении спорного земельного участка поступила заявка ФИО6 о предоставлении спорного земельного участка в аренду, в силу пп. 3 п. 4 ст. 30, п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ оснований для обязания Администрации Тульской области, Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью 1017 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №, расположенного по адресу: , не имеется.

Истица в обоснование своих требований ссылается на статью 32 ЗК РФ. Процедуры, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, предшествуют процедурам статьи 32 ЗК РФ. Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Истица с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не обращалась.

Кроме того, в п. 8 ст. 31 ЗК РФ указано на то, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решения о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, расположенного по адресу: , не принималось, следовательно, оснований для вынесения решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.

Ссылку истицы ФИО1 на пп. 2.1 п. 2 ст. 30 ЗК РФ, суд также считает необоснованной, поскольку данные положения регламентируют предоставление земельных участков лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. С истицей вышеуказанный договор не заключался.

Довод истицы о том, что ответчики обязаны заключить договор аренды спорного земельного участка без проведения торгов в связи оплатой работы » по оформлению земельного участка, не соответствует действующему земельному законодательству о порядке предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и, при наличии заявления ФИО6 о предоставлении того же земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома, не является безусловным основанием для заключения с истицей договора аренды спорного земельного участка без проведения аукциона. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что на момент первоначального обращения истицы в администрацию г. Тулы о предоставлении спорного земельного участка, последний не был сформирован, и после его формирования за истицей не закреплялся. в п. 6 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, то есть в данном случае с проведением торгов (конкурсов, аукционов). Администрация г. Тулы не обязывала истицу оплачивать работы по формированию земельного участка. Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области получил все документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, по которым на день вступления в силу Закона Тульской области от 10.12.2008 г. № 1168-ЗТО начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, 31.12.2008 года, то есть после оплаты истицей работ ».

С учетом вышеизложенного и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 об обязании Администрацию Тульской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области заключить договор аренды земельного участка площадью 1017 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №, местонахождение: участок находится примерно в 80 м по направлению на восток от ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: область Тульская, город Тула, район Центральный, , удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 ФИО8 об обязании Администрацию Тульской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области заключить договор аренды земельного участка площадью 1017 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №, местонахождение: участок находится примерно в 80 м по направлению на восток от ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: область Тульская, город Тула, район Центральный,  отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий