Дело № 2-55/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2017 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Самойловой Е.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МУП Серпуховского муниципального района «Районное коммунально-эксплуатационное управление» об оспаривании решения об отказе выдать технические условия, оспаривании бездействия, обязании совершить действия и выдать технические условия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд и просит:
- признать незаконным и необоснованным отказ в выдаче технических условий на подключение строящегося жилого дома по <адрес>, к централизованной системе водоснабжения;
- признать незаконным бездействие МУП Серпуховского муниципального района «РКЭУ», выраженное в не внесении предложения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя;
- обязать МУП Серпуховского муниципального района «РКЭУ» внести предложение о включении в инвестиционную программу мероприятий обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя и выдать технические условия на подключение строящегося жилого дома по <адрес> к централизованной системе водоснабжения <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что истец и ее муж, ФИО3, являются собственниками земельного участка (по 1/2 доле) с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>. Назначение земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства. 26.05.2016г. истец и ее муж обратились с заявлением в МУП Серпуховского муниципального района «РКЭУ» о выдаче технических условий на подключение строящегося жилого дома на земельном участке к централизованной системе водоснабжения <адрес>. 11.07.2016г. они получили отказ в выдаче технических условий на подключение данного объекта к водоснабжению деревни из-за дефицита пропускной способности водопроводных сетей. С данным отказом истец не согласна, поскольку <адрес> имеет централизованную систему водоснабжения и основная часть домов деревни подключена к централизованной системе водоснабжения. Истец, как и другие жители деревни, имеет равные права на потребление воды. В настоящее время <адрес> расширяется, происходит строительство новых домов, а коммуникации остаются на прежнем уровне, без увеличения резерва пропускной способности водопроводных сетей. Одновременно с застройкой деревни, администрации необходимо производить создание коммунальной инфраструктуры, с наличием резервов и возможностей подключения иных домов в будущем. Кроме того, выдача технических условий будет способствовать созданию коммунальной инфраструктуры сетей водоснабжения для иных земельных участков. Полагает, что ответчик в нарушение закона «О водоснабжении и водоотведении» не принял всех действий для обеспечения технической возможности подключения к централизованной системы водоснабжения.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МУП Серпуховского муниципального района «Районное коммунально-эксплуатационное управление» (далее МУП «РКЭУ») ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указала, что МУП «РКЭУ» на территории Серпуховского муниципального района является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения. 26.05.2016г. в адрес ответчика со стороны ФИО1 и ФИО3 поступило обращение о выдаче технических условий на подключение строящегося жилого дома, который расположен в <адрес>, к централизованной системе водоснабжения. 11.07.2016г. МУП «РКЭУ» был направлен ответ об отказе в выдаче технических условий на подключение строящегося дома к централизованной системе водоснабжения из-за отсутствия резерва пропускной способности водопроводных сетей, расположенных на территории <адрес>. В настоящее время на период 2015-2017г.г. утверждена инвестиционная программа по модернизации и развитию системы водоснабжения и водоотведения на территории Серпуховского муниципального района. При подготовке инвестиционной программы было проведено обследование всех объектов водоснабжения и водоотведения, которые находятся на обслуживании у МУП «РКЭУ». Ввиду недостаточности финансовых средств, в инвестиционную программу вошли первоочередные мероприятия по замене аварийных участков водопроводных сетей. При внесении в утвержденную инвестиционную программу дополнительных мероприятий, изменится индекс тарифа МУП «РКЭУ», исключить из программы запланированные мероприятия невозможно, так как они социально важны. Также, в 2016г. уже были внесены изменения в инвестиционную программу, а именно перенесены сроки ее реализации, в то время как корректировка инвестиционной программы происходит только один раз в год (л.д. 34-35).
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица администрации Серпуховского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать. Считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты. Требования истца, изложенные в исковом заявлении, противоречат нормам действующего законодательства и указания конкретного способа восстановления нарушенного права истца и обязании МУП «РКЭУ» совершить определенные действия не требуется, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено и не определено нормами права (л.д. 64-66).
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Дашковское в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение по делу оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений против заявленных требований не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Материалами дела установлено, что истец ФИО1 и третье лицо ФИО3 являются собственниками земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты>, находящегося по <адрес> (л.д. 10-11).
Постановлением администрации Серпуховского района № 387 от 26.02.2014г. МУП Серпуховского муниципального района «РКЭУ» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения (л.д. 36).
26.05.2016г. ФИО1 и ФИО4 обратились в МУП «РКЭУ» с заявлением о выдаче технических условий на подключение к водопроводным сетям строящегося жилого дома в <адрес> на земельном участке с кадастровым <номер> (л.д. 38).
На данное заявление МУП Серпуховского муниципального района «РКЭУ» дан ответ от 11.07.2016г. об отказе выдать технические условия на подключение строящегося жилого дома к водоснабжению из-за дефицита пропускной способности водопроводных сетей. Указано, что в период пикового разбора питьевой воды наблюдается снижение параметров водоснабжения. Соответственно, подключение дополнительных потребителей может привести к ухудшению водоснабжения существующих потребителей. Мероприятия по увеличению резерва пропускной способности водопроводных сетей не включены в инвестиционную программу по модернизации и развитию системы водоснабжения МУП Серпуховского муниципального района «РКЭУ» на 2015-2017г.г. (л.д. 12,39).
Представлен расчетный расход воды (л.д. 37).
30.09.2016г. МУП «РКЭУ» обратилось в Министерство жилищно-коммунального хозяйство Московской области с просьбой скорректировать инвестиционную программу по модернизации и развитию системы водоотведения и системы водоснабжения МУП «Серпуховского района «РКЭУ» на 2015-2017 годы (л.д. 40,47). Представлены паспорт инвестиционной программы в сфере водоотведения и водоснабжения, инвестиционные программы в сфере водоотведения и водоснабжения на 2015-2017г.г. (л.д. 41-46, 48-53).
По сообщению администрации сельского поселения Дашковское Генеральный план развития территории сельского поселения Дашковское в администрации поселения отсутствует, он находится в стадии разработки в Правительстве Московской области (л.д. 29).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).
Согласно ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
При рассмотрении дела установлено, что ответчик МУП «РКЭУ» на территории Серпуховского муниципального района Московской области является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения. Истец и ее муж, являясь собственниками земельного участка в <адрес>, обратились к ответчику с заявлением о подключении строящегося жилого дома к централизованной системе водоснабжения <адрес>. МУП «РКЭУ» отказано в выдаче технических условий из-за отсутствия резерва пропускной способности водопроводных сетей, расположенных на территории <адрес>.
Таким образом, оценивая в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку, на момент обращения истца и в настоящее время, отсутствует техническая возможность подключения к централизованной системе водоснабжения строящегося дома на земельном участке истца, оснований для признания действий ответчика по отказу выдать технические условия и обязании ответчика выдать технические условия у суда не имеется, в связи с чем, данные требования не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, нельзя признать законными бездействие ответчика, выраженное в не внесении предложения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (ч. 4).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (ч. 5).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 8).
В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий (ч. 9).
Если в течение 30 дней с даты обращения организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования в соответствии с частью 7 настоящей статьи от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) не получено уведомление о принятом решении, обращение такой организации считается согласованным. В таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (ч. 10).
В случае принятия решения об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) обязан обосновать отказ и предоставить заявителю информацию об иных возможностях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а организация, в которую обратился заявитель, вправе отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении) (ч. 12).
В соответствии с п. 34 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) проект изменений, которые на основании технического задания, утвержденного органом местного самоуправления поселения (городского округа), вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы.
Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа) предложений регулируемой организации о внесении изменений в инвестиционную программу осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 22, 23 - 25 настоящих Правил.
При рассмотрении дела установлено, что истцу отказано в выдаче технических условий на подключение строящегося жилого дома к централизованной системе водоснабжения из-за отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения. В данном случае, поскольку в инвестиционной программе отсутствуют мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения, МУП «РКЭУ» надлежало обратиться в уполномоченный орган с предложением о включении в инвестиционную программу данных мероприятий, что ответчиком сделано не было. Обосновывая свои действия, ответчик ссылается на наличие оснований для отказа в корректировке инвестиционной программе. Вместе с тем, решение о внесении изменений в инвестиционную программу принимает орган исполнительной власти, а на ответчике лежала обязанность внести такое предложение.
Суд отклоняет доводы ответчика о том, что корректировка инвестиционной программы производится один раз в год, поскольку истец обратилась в МУП «РКЭУ» в мае 2016г., в июле ей было отказано выдать технические условия, обращение ответчика о внесении изменений в инвестиционную программу произошло в сентябре 2016г. Таким образом, на момент обращения истца к ответчику изменения в инвестиционную программу не вносились и препятствий для обращения в уполномоченный орган исполнительной власти с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства, у ответчика отсутствовали.
Таким образом, указанное бездействие ответчика нарушает права и интересы истца как собственника земельного участка, привело к неопределенности возможности подключения в дальнейшем к централизованной системе водоснабжения или иной возможности обеспечения водоснабжения и водоотведения жилого дома, в связи с чем, требования истца о признании бездействий ответчика и обязании внести предложение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МУП Серпуховского муниципального района «Районное коммунально-эксплуатационное управление», выраженное в не внесении предложения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя.
Обязать МУП Серпуховского муниципального района «Районное коммунально-эксплуатационное управление» внести предложение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства на земельном участке, принадлежащем ФИО1.
Исковые требования ФИО1 о признании незаконным и необоснованным отказа в выдаче технических условий на подключение строящегося жилого дома по <адрес>, к централизованной системе водоснабжения <адрес>, выраженное в письме от 11.07.2016г. № 422-исх., обязании МУП Серпуховского муниципального района «Районное коммунально-эксплуатационное управление» выдать технические условия на подключение строящегося жилого дома по <адрес>, к централизованной системе водоснабжения <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 23 января 2017 года