ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3828/18 от 21.12.2018 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3828/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2018 года город Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Панихидниковой Е.А.

при секретаре Пономаревой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Омские распределительные сети» к ФИО1 о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию, пени, судебных расходов, встречному иску ФИО1 к Акционерному обществу «Омские распределительные сети» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

АО «ОмскРТС» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию, пени, судебных расходов, с учетом уточнений, пропуска истцом срока исковой давности. В обоснование заявленных требований указали, что истец производит отпуск тепловой энергии (в виде горячего водоснабжения и отопления) абоненту (ответчику) через присоединенную сеть, которая ему была предоставлена надлежащего качества и в полном объеме. За период с 01.11.2015 г. по 30.11.2017 г. оплата за поданную им тепловую энергию ответчиком производилась частично, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 3 121 рубль 32 копейки. Согласно ст.155 ЖК РФ начислена пеня (неустойка) за период с 01.12.2015 г. по 30.11.2017 г. в сумме 533 рубля 49 копеек.

Просит взыскать с ответчика задолженность за отпущенную тепловую энергию (горячее водоснабжение) за период с 01.11.2015 г. по 30.11.2017 г. в размере 3 121 рубль 32 копейки, пени за период с 11.12.2015 г. по 30.11.2017 г.в размере 533 рубля 49 копеек, а также расходы по оплате госпошлины (л.д.4,23, л.д. 113)

ФИО1 обратился в суд со встречным иском к АО «ОмскРТС» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда, судебных расходов, указав на незаконность начисления платы за тепловую энергию с применением повышающего коэффициента, в связи с отсутствием индивидуального прибора учета горячего водоснабжения. Указал, что спорная квартира является муниципальной собственностью, в связи с чем, обязанность по установке индивидуального прибора учета тепловой энергии возложена на собственника, а не на него – нанимателя жилого помещения. Обязанность по оплате поставленной тепловой энергии им исполняется надлежащим образом исходя из норматива потребления, но без повышающего коэффициента. Задолженность в требуемой истцом сумме за горячую воду образовалась именно ввиду того, что оплата ответчиком производится без учета повышающего коэффициента. Просил отказать в иске АО «ОмскРТС», обязав не начислять повышенный коэффициент в будущем, обязав списать долг и взыскать с АО «ОмскРТС» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы за ксерокопирование документов в размере 424 рубля (л.д. 35-42).

Представители истца АО «ОмскРТС» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей (л.д.89, 118), в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования с учетом их уточнений, просили их удовлетворить в полном объеме. Относительно встречных требований высказали возражения, указав, что обязанность по установке индивидуального прибора учета горячего водоснабжения законодательством возложена на собственника помещений в многоквартирном доме. При отсутствии такого прибора, либо Акта об отсутствии технической возможности установки такого прибора применение повышающего коэффициента при начислении платы за горячее водоснабжение основано на Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. Представили письменные возражения на встречное исковое заявление (л.д.110-113).

Ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями АО «ОмскРТС» не согласился, поддержал доводы встречного иска.

Представитель ФИО1 – ФИО4, допущенная судом к участию в деле по устному ходатайству, с заявленными требованиями истца по первоначальному иску также не согласилась, пояснив, что оплату за отопление ФИО1 производит своевременно и в полном объеме. Задолженность в требуемой истцом ко взысканию сумме за горячую воду образовалась именно ввиду того, что оплата ответчиком ФИО1 производится без учета повышающего коэффициента. Полагает, что истец незаконно начисляет ответчику повышающий коэффицент за пользование горячей водой, так как АО «ОмскРТС» не выполнило требование ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г., в соответствии с которой на собственника возложена обязанность оснастить помещения приборами учета, если же собственники этого не сделали, то ресурсоснабжающая организация обязана оснастить приборами учета жилые дома в срок до 01.01.2013года. Поскольку ФИО1 не является собственником жилого помещения, то он не обязан устанавливать приборы учета в муниципальном жилом помещении. С заявлением в Департамент жилищной политики администрации г. Омска ответчик не обращался по вопросу заключения договора социального найма, также не обращался с заявлением и об установке индивидуального прибора учета, полагая, что данная обязанность по установке приборов учета возложена на собственника жилья и на ресурсоснабжающую организацию.

Представители третьих лиц по встречному иску Департамента жилищной политики администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Департамент жилищной политики администрации г. Омска сообщил о том, что заключение договоров социального найма жилых помещений носит заявительный характер. Договор социального найма на квартиру № адрес с ФИО1 не заключался. Департамент городского хозяйства администрации г. Омска сообщил о том, что по вопросу о необходимости оснащения квартиры № адрес, относящейся к муниципальной собственности, индивидуальным прибором учета тепловой энергии ФИО1 не обращался, в связи с чем, такие работы не планируются.(л.д. 108,119)

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

На основании ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и других оснований.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 зарегистрирован и постоянно проживает квартире, расположенной по адресу: адрес с 25.02.2000 г. (л.д. 16,88,96).

Указанная квартира, является собственностью Муниципального образования городской округ город Омск, что подтверждается Выпиской из Реестра муниципального имущества города Омска от 04.12.2018 г. (л.д. 92)

Услуги по теплоснабжению (горячее водоснабжение и отопление) указанного многоквартирного дома осуществляет АО «Омск РТС».

Индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения указанная квартира не оборудована, в связи с чем, при начислении платы за отпущенную тепловую энергию АО «Омск РТС» применяется норматив потребления с повышающим коэффициентом и соответствующий тариф.

ФИО1, формально сославшийся в обоснование иска на применение к нему повышенного тарифа, фактически оспаривает действия ответчика по применению для расчета платы за коммунальные услуги норматива потребления с повышающим коэффициентом.

Однако, суд полагает оспариваемые действия ресурсоснабжающей организации соответствующими закону исходя из следующего.

Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).

Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлена обязанность собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Таким образом, закон возложил обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена именно на собственников жилых помещений.

В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Начисления размера платы за предоставленные услуги по горячему водоснабжению производятся в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в Приложении 1 к которым приведены формулы, по которым надлежит определять такие нормативы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" с 1 января 2015 года начинают применяться поэтапно повышающие коэффициенты платы за коммунальные услуги (отопление, горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) для жилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг (при наличии технической возможности).

В соответствии с п. 42 Правил № 354 размер платы за горячее водоснабжение в жилых помещениях, которые не оборудованы ИПУ ГВС, определяется по формуле 4 (1) Приложения № 2 Правил № 354. В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 года № 344 и от 17.12.2014 № 1380, при расчёте платы за горячее водоснабжение применяется повышающий коэффициент, с 01.01.2017 года в размере 1,5.

Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрена обязанность по оборудованию индивидуальными приборами учета жилых помещений в многоквартирных домах. Последствием неисполнения этой обязанности является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления тепловой энергии при расчете платы за услуги горячего водоснабжения (ГВС). При этом применение повышающего коэффициента при наличии приведенных в законе обстоятельств не поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора водоснабжения и является обязательным.

Поскольку квартира, в которой проживает истец по встречному иску, индивидуальными приборами учета горячей воды не оборудована, действия ответчика по встречному иску по применению соответствующих повышающих коэффициентов к нормативу потребления горячей воды при расчете платы за оказанные услуги соответствуют вышеприведенным нормативным актам.

Оценивая доводы истца по встречному иску о том, что он не является собственником спорной квартиры, суд отмечает, что предусмотренный жилищным законодательством порядок предоставления и оплаты коммунальных платежей распространяется на лиц, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 153 ЖК РФ: нанимателей жилого помещения по договору социального найма; нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; арендаторов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; членов жилищного кооператива; собственников помещения; лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче; застройщиков (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче.

В силу ст. ст. 31, 69, 91.8, 100 ЖК РФ эти же правила распространяются на членов семей собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Лица, проживающих в жилых помещениях на иных законных основаниях, оплачивают коммунальные услуги в соответствии с соглашениями, заключенными с собственниками таких жилых помещений или уполномоченными ими лицами. Их правоотношения регулируются нормами гражданского права, что вытекает из содержания ч. 2 ст. 30 ЖК РФ. В связи с этим претензии и споры относительно размера платы за коммунальные ресурсы этими лицами должны предъявляться к лицу (собственнику), предоставившему им жилое помещение в пользование. Отношения таких лиц с ресурсоснабжающими организациями носят опосредованный характер, поэтому применением ресурсоснабжающей организацией повышающих коэффициентов к нормативам потребления при начислении платы за коммунальные услуги права и законные интересы лиц, проживающих в жилых помещениях на основании гражданско-правовых сделок с собственниками, не затрагиваются.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Однако, факт отсутствия письменного договора не может служить основанием для освобождения ФИО1 от оплаты оказываемых ему ООО «ОмскРТС» услуг. При том, что доказательств обращения в уполномоченный орган власти с предложением о заключении договора социального найма или данных о том, что ФИО1 был необоснованно лишен такой возможности, суду представлено не было. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 438 ГК РФ сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.

Отсутствие заключенного в письменной форме договора с ресурсоснабжающей организацией (ООО «ОмскРТС») не освобождает ответчика по первоначальному иску от обязанности оплаты предоставленных истцом по первоначальному иску услуг по отоплению и горячему водоснабжению, поскольку договор энергоснабжения является публичным договором, и считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ст. ст. 540, 548 ГК РФ). Правоотношения сложившиеся между сторонами по предоставлению услуг, свидетельствуют о наличии между ними договорных отношений.

Отсутствие у ФИО1 права собственности на спорную квартиру свидетельствует о его проживании в ней на основании гражданско-правового соглашения с собственником и, как следствие, об отсутствии у ФИО1 самостоятельного права оспаривать действия ответчика (ООО «ОмскРТС») по начислению платы за оказанные коммунальные услуги.

В обоих приведенных выше случаях оснований для защиты прав истца путем признания незаконными действий ООО «ОмскРТС» по начислению платы за коммунальные услуги нет.

Положениями п. п. 31, 67, 69 Правил № 354 от 06.05.2011 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на исполнителя возложены обязанности, производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, предоставлять потребителю платежные документы, содержащие, в том числе, сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг. Данной обязанности исполнителя корреспондирует обязанность потребителя услуг по их оплате.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Согласно ст.ст. 486, 544 ГК РФ основной обязанностью абонента является оплата поданных ему энергоресурсов.

В соответствии со ст.155 ЖК РФ (Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Из представленных истцом справок и расчета за период с 01.11.2015 г. по 30.11.2017 г. следует, что задолженность ответчика по первоначальному иску за отпущенную тепловую энергию составляет 3 121 рубль 32 копейки, пени, за период с 01.12.2015 г. по 30.11.2017 – 533 рубля 49 копеек (л.д.114-117)

Принимая во внимание, изложенные обстоятельства, и то, что суммы задолженности за отпущенную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) ФИО1 не уплачены до настоящего времени, требования АО «ОмскРТС» в указанной части обоснованны.

При этом, оценив степень соразмерности неустойки, заявленной ко взысканию на основании положений ст. 155 ЖК РФ, суд исходит из действительного размера ущерба, причиненного в результате нарушения ответчиком (должником) взятых на себя обязательств, учитывая при этом, сумму долга, период задолженности, а также размер неустойки, рассчитанный истцом, суд не находит оснований для ее снижения.

Кроме этого, с учетом положений ст. 98 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.

Так, истцом при предъявлении иска уплачена государственная пошлина в размере 1 820 рубля, истец просит возместить понесенные расходы в указанной сумме.

Истцом заявлено об уменьшении исковых требований до 3 654 рублей 81 копейки.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу.

Соответственно, при заявлении исковых требований в меньшем размере, оплате подлежала государственная пошлина в размере 400 рублей, которая при удовлетворении требований истца (АО «ОмскРТС») подлежит взысканию с ответчика (ФИО1) в счет возмещения понесенных расходов.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, в связи с чем госпошлина в размере 1 420 рублей, уплаченная платежным поручением № от 17.09.2018 г. подлежит возврату истцу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Акционерного общества «Омские распределительные сети» к ФИО1 о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию, пени, судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Акционерного общества «Омские распределительные сети» задолженность за отпущенную тепловую энергию (горячее водоснабжение) за период с 01.11.2015 г. по 30.11.2017 г. в размере 3121 рубль 32 копейки, пени в размере 533 рубля 49 копеек, государственную пошлину в сумме 400 рублей, а всего 3 654 рубля 81 копейку.

Возвратить через налоговые органы АО «ОмскРТС» государственную пошлину в сумме 1 420 рублей, внесенную платежным поручением № от 17.09.2018 г.

В удовлетворении встречного искового требования ФИО1 к
Акционерному обществу «Омские распределительные сети» о защите прав потребителя,
компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной
жалобы через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в
окончательной форме.

Судья подпись Е.А.Панихидникова

Копия верна. Мотивированное решение составлено 26 декабря 2018 года

Судья Е.А.Панихидникова