ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3829/2021 от 16.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-3829/2021

Строка 035г

УИД 18RS0002-01-2021-007166-47

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2021 года

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Мифтахутдиновой Т.А., с участием прокурора Нуркаева З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Удмуртской Республике, Первомайскому районному суду города Ижевска о признании незаконными приказов об организационно-штатных изменениях, приказа о прекращении действия служебного контракта, об освобождении от замещаемой должности и увольнении, о восстановлении в должности государственной гражданской службы, о возложении обязанности выплатить денежное содержание за вынужденное отсутствие на работе, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратился в Первомайский районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике (далее – Управление), Первомайскому районному суду города Ижевска о признании незаконными и отмене приказов Управления Судебного Департамента в УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных изменениях», приказа Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно – штатных изменениях», о восстановлении в должности государственной гражданской службы старшего специалиста 1 разряда в Первомайском районном суде Ижевска, о возложении обязанности выплатить денежное содержание за вынужденное отсутствие на работе с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического восстановления на работе исходя из размера 1769,18 руб. за рабочий день, о взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 руб. В обоснование исковых требований истец указал следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Первомайского районного суда г. Ижевска о сокращении и увольнении с должности государственной гражданской службы – старшего специалиста 1 разряда отдела государственной службы, кадров и делопроизводства. Основанием для сокращении должности послужил приказ Управления в УР от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об организационно-штатных изменениях», а также приказ Первомайского районного суда г. Ижевска «Об организационно-штатных изменениях» от ДД.ММ.ГГГГ года № который издан после приказа Управления. ДД.ММ.ГГГГ года на основании приказа Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с должности государственной федеральной службы – старшего специалиста 1 разряда, однако согласно приказу департамента от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ставка была сокращена с ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что сокращение и последующее увольнение незаконно и необоснованно. Процедура сокращения начинается с принятия представителем нанимателя решения о проведении организационно-штатных мероприятий и внесения изменений в штанное расписание, инициатором изменений организационно-штатных мероприятий и штанного расписания в Первомайском районном суде г. Ижевска стало Управление, в то время как представителем нанимателя является Первомайский районный суд города Ижевска. Истец считает, что он являясь сотрудником аппарата суда и в силу ч. 2 ст. 32 ФКЗ «О судебной системе», подчиняется председателю Первомайского районного суда г. Ижевска. С учетом положений ст. ст. 35, 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» руководство судом и аппаратом суда возложено на председателя суда либо на лицо исполняющего его обязанности, структура аппарата суда, количество и наименование отделов, организационное построение, подчиненность подразделений и должностей, численность работников и штанное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с судебным департаментом при Верховном суде РФ либо с начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ в пределах установленной приказом судебного департамента общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период и в соответствии с положениями Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции. В нарушение ст. 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» численность аппарата суда и штатное расписание изменено не председателем Первомайского районного суда, а Управлением судебного департамента в УР приказом от ДД.ММ.ГГГГ, то есть решение о сокращении штата принято не председателем суда, а Управлением судебного департамента в УР. На данный период времени в Первомайском районном суде имеются две не занятые ставки «специалиста» в и в Ленинском районном суде также две ставки ведущего специалиста и главного специалиста, но сокращение и увольнение произведено в отношении истца, а не свободных ставок. При наличии свободных ставок сократили именно занятую ставку, причем занятую истцом, являющимся по возрасту предпенсионером. Истец предполагает, что истинной причиной сокращения именно его является не реальное сокращение штата, а предъявление им иска в суд к Управлению Судебного Департамента. Начальник Управления в УР ФИО2, издав приказ от ДД.ММ.ГГГГ, превысил свои полномочия, а также полномочия Управления, установленные ст. 16 и 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном суде РФ». В течение срока, указанного в уведомлении, ему была предложена в Первомайском районном суде должность старшего специалиста 1 разряда для работы в гражданской канцелярии, которая не соответствовала функциональной деятельности, которой он занимался на своей должности, он отказался. Иные имеющиеся свободные должности ему не предлагались. Более того, поскольку его должность по сути переведена в Ленинский районный суд, то он считает, что в данном случае, ему должны были предложить занять эту должность в Ленинском районном суде, однако этого сделано не было., чем грубо нарушены его права на трудоустройство. Ввиду незаконного сокращения и увольнения, он не получил доход виде денежного содержания за время вынужденного отсутствия на работе, на которое мог рассчитывать, выполняя трудовую функцию в Первомайском районном суде, ему причинен моральный вред. Он является предпенсионером, устроиться на работу в возрасте 59 лет практически невозможно, поскольку большинство работодателей принимают на работу лиц до 45 лет, на его иждивении находится несовершеннолетняя дочь, которую в связи с увольнением он не имеет возможности содержать как родитель, у него имеется кредит, по которому ежемесячный платеж составляет 12 700 руб. Незаконное сокращение и увольнение привело к моральным и нравственным страданиям, связанным с ограничением его прав как работника, в том числе ограничены его права на достойную жизнь, оплату труда. Увольнение само по себе создает психотравматическую ситуацию для каждого работника, а для предпенсионера в особенности, то есть психотравматический эффект от сокращения предпенсионера выше, размер компенсации морального вреда он оценивает в 150 000 руб..

На основании определения Верховного суда УР от 10 ноября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению судебного департамента в Удмуртской Республике, Первомайскому районному суду города Ижевска Удмуртской Республики о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что причиной его увольнения, по его мнению, является не сокращение штата, а предвзятое отношение к нему со стороны начальника Управления ФИО2 в связи с прежней его деятельностью, вакантные должности, кроме должности старшего специалиста 1 разряда в гражданской коллегии, в том числе, вакантные должности в Ленинском районном суде, ему не предлагали, исковые требования в части оспаривания приказов о сокращении и увольнении уточнил, просил признать их незаконными, как принятые с превышением полномочий, дополнительно пояснил, что по направлению службы занятости он предпринимал попытки трудоустроится на государственную службу, но не проходил конкурс в связи с отсутствием навыков (печатания, пользования интернетом и др.), в связи с чем ему отказывали в трудоустройстве.

Представитель Управления судебного департамента в УР, Первомайского районного суда города Ижевска – Минеева Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представленный письменный отзыв на исковое заявление поддержала, суду пояснила следующее. Должность, занимаемая истцом – старший специалист 1 разряда, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса сокращена с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Управления Судебного департамента в УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных изменениях», которым внесены изменения в штанных расписаниях Первомайского и Ленинского районных судов гор. Ижевска УР, а также приказа исполняющего обязанности председателя Первомайского районного суда гор. Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ, которые приняты в соответствии с Положением об Управлении судебного департамента в УР, Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, Судебном департаменте при Верховном суде РФ и управлениях Судебного департамента в субъектах РФ». Истец был уведомлен о предстоящем увольнении в порядке ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему было вручено уведомление исх. . В соответствии со ст. 180 ТК РФ истцу предложена должность старшего специалиста 1 разряда отдела судебной статистики и обеспечения судопроизводства с окладом 4 322 руб., от предложения которой истец отказался. В связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы приказом исполняющего обязанности председателя Первомайского районного суда гор. Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта с истцом прекращено, истец освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Доводы истца об обязанности предложения ему других должностей не обоснованы, так как должности гражданской службы подлежат замещению по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Факт причинения какого-либо вреда истцу по вине ответчиков следует считает неустановленным, а вину недоказанной, оснований для возмещения морального вреда не имеется.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Согласно статье 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (часть 1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона (часть 6).

В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2018 года N 1901-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 16, частями 5 и 6 статьи 31 и пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" увольнение государственных гражданских служащих по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в других нормах данного Федерального закона, в частности, пунктом 3 статьи 53, которой предусмотрена возможность для государственного гражданского служащего при сокращении должностей государственной гражданской службы или упразднении государственного органа продолжить государственно-служебные отношения в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12 января 2018 года N 2-П, проведение мероприятий по сокращению должностей государственной службы в конкретном государственном органе, являющихся основной предпосылкой прекращения служебного контракта с государственным служащим по соответствующему основанию, должно сопровождаться соблюдением установленной законом процедуры, а высвобождаемым государственным служащим должны предоставляться гарантии, обеспечивающие справедливость и обоснованность их увольнения, а также защиту от произвольного прекращения служебного контракта.

Для решения спора о законности увольнения истца на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ юридически значимыми, с учетом правоотношений сторон и основания заявленного иска являлись следующие обстоятельства: предупрежден ли государственный гражданский служащий о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, предлагались ли нанимателем вакантные должности гражданской службы в государственном органе, а в случае отсутствия таковых должностей в иных государственных органах; соглашался ли государственный гражданский служащий занять какие-либо предложенные ему вакантные должности гражданской службы или отказалась от их замещения; уведомил ли представитель нанимателя в письменной форме выборный профсоюзный орган данного государственного органа о предстоящем сокращении не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Истцом оспаривается законность приказа Управления Судебного департамента в УР от ДД.ММ.ГГГГ «об организационно-штатных изменения». Суд не усматривает оснований для удовлетворения указанных требований истца исходя из следующего. Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике действует в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Положением об Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) и является юридическим лицом с ДД.ММ.ГГГГ. Положение об Управлении утверждается Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Управление входит в систему Судебного департамента, подчиняется Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и подотчетно Совету судей Удмуртской Республики. Одной из задач Управления является осуществление в установленном порядке, кадровой работы с кандидатами на должность судей, а также работниками аппаратов районных судов и гражданскими служащими Управления.

Управление выполняет функцию по организации материального (в том числе выплата ежемесячного денежного вознаграждения и ежеквартального денежного поощрения) и социального обеспечения судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке (выплата ежемесячного пожизненного содержания судьям, вышедшим в отставку, ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания действующим судьям, выходного пособия, единовременного пособия и ежемесячного возмещения в связи со смертью судьи нетрудоспособным членам его семьи, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральным законодательством), работников аппаратов районных судов. Одной из функций Управления является ведение учета штатной и фактической численности Управления, районных судов Удмуртской Республики. Перераспределение по согласованию с Председателем Верховного Суда Удмуртской Республики и с учетом мнения председателей соответствующих районных судов должностей работников аппаратов районных судов в другие районные суды с наибольшей нагрузкой судей, согласование штатных расписаний соответствующих районных судов.

Руководство Управлением осуществляется начальником. Начальник Управления издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления, и контролирует их исполнение. Указанные приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами.

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации" утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно п. 5.2.4. настоящей Инструкции Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации перераспределяет по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа с учетом мнения председателей соответствующих районных судов должности работников аппаратов районных судов в другие районные суды субъекта Российской Федерации с наибольшей нагрузкой судей. Согласование с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и учет мнения председателей районных судов оформляются грифом согласования на проекте приказа управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Во исполнение настоящей Инструкции приказом начальника Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно- штатных изменениях» утверждены и введены в действие перечни изменений в штатных расписаниях Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики и Ленинского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики, согласно приложению к настоящему приказу должность - старший специалист 1 разряда, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, приказом от ДД.ММ.ГГГГ сокращена с ДД.ММ.ГГГГ, с этой же даты в Ленинский районный суд УР вводится должность ведущий специалист, юрист 1 класса. Приказ согласован надлежащим образом, в том числе, председателем Верховного суда УР А.В. Полушкиным ДД.ММ.ГГГГ, исполняющим обязанности председателя Первомайского районного суда г. Ижевска УР А.Н. Рябовым ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, доводы истца о том, что решение об изменении штатного расписания принято Управлением с превышением полномочий в отсутствии решения председателя Первомайского районного суда не подтверждены материалами дела и являются ошибочными. Кроме того, оспариваемым приказом ответчика непосредственно права и обязанности истца не затрагиваются и не регулируются, в связи с чем истец не имеет субъективного права на его оспаривание.

Из материалов дела следует, что между представителем нанимателя в лице председателя Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Померанцевым И.Н. и Минхузиным А.А. именуемым в дальнейшем Гражданский служащий, заключен служебный контракт (далее - контракт) , согласно которому истец на основании приказа о назначении от ДД.ММ.ГГГГ за обязуется исполнять должностные обязанности по должности старшего специалиста 1 разряда отдела государственной службы, кадров и делопроизводства (комендант здания). Дата начала исполнения должностных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Управления судебного департамента в УР с ДД.ММ.ГГГГ классный чин юстиции «юрист 2 класса» считается чином государственной гражданской службы «референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса». Истец не является членом профсоюзной организации Первомайского районного суда гор. Ижевска. Приказом Исполняющего обязанности Председателя Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утвержден и введен в действие перечень изменений в штатном расписании Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ сокращается должность в отделе государственной службы, кадров и делопроизводства – старший специалист 1 разряда, референт государственной гражданской службы РФ 2 класса с окладом 4 322, 00 руб. Указанный приказ принят полномочным должностным лицом, обладающим правом приема и увольнения государственных гражданских служащих, в том числе, правом на изменение структуры и численности кадров, права истца указанным приказом непосредственно не нарушаются. В соответствии с программой Судебного департамента при Верховном суде РФ «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29.12.2018 года № 348 и с плановым вводом в эксплуатацию здания Ленинского районного суда г. Ижевска УР и центрального объединенного архива судов Удмуртской Республики, расположенных по адресу: УР, <адрес> осуществлены организационно-штатные мероприятия. К организационным изменениям суд относит: изменения в структуре управления организацией; изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на структурные подразделения и (или) на конкретные должности (структурная реорганизация), проводимые ответчиком. Суд исходит из того, что реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. В связи с чем суд отклоняет доводы истца об отсутствии оснований для сокращения штата сотрудников. При таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа Первомайского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных изменениях».

Уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ исх. вручено истцу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью. Согласно штанному расписанию на 2021 год, утвержденному приказом председателя Первомайского районного суда г. Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 85 единиц, в период проведения мероприятий по сокращению численности в штате ответчика в отделе государственной службы, кадров и делопроизводства имелось 3 штатных единицы старшего специалиста 1 разряда с должностным окладом 4 322,00 руб. При этом в соответствии с Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным Указом президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, классный чин юстиции «юрист 2 класса», приравнен к классному чину государственной гражданской службы «референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса». Следовательно, указанные должности имели равный статус, однако уведомление о сокращении должности было вручено только истцу без проверки его преимущественного права на оставление на работе. Вопрос о преимущественном праве на оставление на работе в порядке ст. 179 ТК РФ работодателем - ответчиком не рассматривался, ответчик принял решение об увольнении истца, не учитывая ни его стажа работы, производительности его труда, ни наличие у него одного иждивенца- несовершеннолетней дочери, находящейся на его содержании. Принимая во внимание при этом, что сами по себе сведения о классном чине, указанном одновременно с должностью в штатном расписании, в приказе о приеме на работу не относятся как к самой должности (специальности, профессии), так и к разряду, классу (категории) и квалификации. Доводы истца о том, что у него имеется больший стаж работы в указанной должности, что аналогичную должность занимает пенсионер по возрасту, ответчиком никак не учитывались. Доказательства, подтверждающие факт привлечения к дисциплинарной ответственности истца, ответчиком не представлены.

В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 31 ФЗ № 79-ФЗ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

Уведомлением представителя нанимателя Первомайским районным судом гор. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ исх. истцу предложена должность старшего специалиста 1 разряда отдела судебной статистики и обеспечения судопроизводства с окладом 4322, 00 рублей, о чем он ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. От предложенной должности истец отказался.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приказом Исполняющего обязанности Председателя Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта прекращено, истец освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением занимаемой им должности. Указанный приказ вручен истцу под подпись ДД.ММ.ГГГГ. Расчеты с истцом произведены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ о сокращении штатной единицы в Первомайском районном суде города Ижевска УР с ДД.ММ.ГГГГ уведомлен директор Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска».

Согласно должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего в Первомайском районном суде г. Ижевска УР должность федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 1 разряда отдела государственной службы, кадров и делопроизводства, утвержденного Приказом Председателя Первомайского районного суда г. Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ, указанная должность (комендант здания) в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории обеспечивающие специалисты, вид профессиональной служебной деятельности организационное обеспечение судопроизводства.

На основании письма начальника Управления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в районных, городских судах УР приостановлен прием граждан на вакантные должности федеральной государственной гражданской службы.

Согласно реестру приказов председателя суда по личному составу работников аппарата суда и технического персонала в период проведения мероприятий по сокращению штата ответчиком осуществлялся прием, увольнение и перевод работников. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа уволен БВН; ДД.ММ.ГГГГ осуществлено увольнение КВВ на основании приказа

Суд принимает во внимание доводы истца о том, что ему не была предложена вакантная должность специалиста, на перевод на которую он был согласен. Документов, подтверждающих, что указанная должность не соответствовала квалификации истца, суду не предоставлены. Судом предлагалось ответчику представить для исследования в судебном заседании приказы по личному составу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако данное требование суда в полном объеме ответчиком не исполнено. Так, например, в материалах дела отсутствуют приказы по личному составу о переводах работников и другие документы, подтверждающие движение кадров в спорный период в районных судах на территории города Ижевска.

Изучив совокупность имеющихся в материалах дела сведений о приеме и увольнении сотрудников, сопоставив их со списком вакантных должностей, суд приходит к выводу, что данные документы в своей совокупности также не позволяют достоверно установить реальное количество вакансий у ответчика, так как не содержат в полном объеме сведений о работниках ответчика занимающих на постоянной основе штатные должности в спорный период, не позволяют отследить движение кадров в указанный период.

Таким образом, на основании материалов дела отсутствует возможность проверить сведения, предоставленные ответчиком относительно имеющихся в спорных период вакантных должностей, на соответствие их фактическому наличию, что, в свою очередь, лишает возможности проверить доводы ответчика, о том, что все вакантные должности, соответствующие квалификации истца, были предложены иным высвобождаемым работникам, а имеющиеся на день увольнения вакансии не соответствовали квалификации истца.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика, что должность секретаря судебного заседания отдела ГСКД относится к категории специалисты старшая группа должностей, истцу не предлагалась, так как относится к иной категории должностей.

Должность консультанта отдела судебной статистки и обеспечения судопроизводства Первомайского районного суда на период сокращения истца была занята на основании приказа Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на указанную должность с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ЗАБ по результатам конкурса на замещение вакантной должности и ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму и.о. председателя Первомайского районного суда города Ижевска А.Н. Рябова от ДД.ММ.ГГГГ по запросу истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей имелась одна вакансия старшего специалиста 1 разряда отдела судебной статистики и обеспечения производства, функциональные обязанности по должности старшего специалиста 1 разряда отдела государственной службы, кадров и делопроизводства в связи с сокращением данной должности в суде возложены на другого работника.

В материалах дела отсутствуют квалификационные требования к вакантным должностям имеющимися на день увольнения истца, в связи с чем, отсутствует возможность проверить доводы ответчика об отсутствии у истца необходимой квалификации для занятия данных должностей. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции предлагалось ответчику представить должностные инструкции на вакантные должности, однако данное требование суда ответчиком не исполнено.

В соответствии со ст. 31 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращается должность гражданской службы обязан предлагать гражданскому служащему, замещаемому сокращаемую должность, не только все имеющиеся соответственно в том же органе вакантные должности государственной службы, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5). Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила). Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил). По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы

Из объяснений представителя ответчика следует, что ФИО1 вакантные должности гражданской службы в районных судах города Ижевска и в других государственных органах Удмуртской Республики не предлагались, чем нарушены права истца на продолжение государственной службы.

В связи с изложенным, утверждение представителя ответчика о том, что ответчиком в полном объеме выполнены требования ст. 31 федерального закона, ст. 180 ТК РФ, не подтверждено имеющимися в деле доказательствами.

Таким образом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду необходимой совокупности доказательств, подтверждающей соблюдение установленного законом порядка увольнения истца по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с чем, увольнение истца является незаконным.

Кроме того, работодателем допущено нарушение порядка увольнения, выразившееся в следующем.

Частью второй статьи 14 ТК РФ предусмотрено, что течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни (часть третья указанной статьи).

Суд принимает во внимание, что истец был предупрежден о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ, соответственно двухмесячный срок предупреждения, начинающий исчисляться со следующего дня, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, истекал ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим истец мог быть уволен не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как увольнение было произведено ДД.ММ.ГГГГ0 г., то есть до истечения установленного законом срока предупреждения, так как увольнение произведено до истечении двух месяцев. При этом, согласия истца о досрочном расторжении контракта, не имелось.

Таким образом, ответчиком не соблюдена процедура увольнения истца, а утверждения ответчика о законности увольнения истца не могут быть признаны правомерными. Кроме того, согласно приказу и.о. председателя Первомайского районного суда гор. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ должность старшего специалиста 1 разряда сокращалась с ДД.ММ.ГГГГ, то есть истец был уволен, когда фактическое сокращение не состоялось. Поэтому оснований для расторжения служебного контракта с истцом ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период, когда его должность еще существовала в штате, у ответчика не имелось.

Суд полагает заслуживающими внимания доводы истца о преждевременности его увольнения ДД.ММ.ГГГГ, поскольку организационно-штатные мероприятия были реализованы только ДД.ММ.ГГГГ, если бы он не был уволен в ДД.ММ.ГГГГ года до этой даты, ему могли бы быть предложены иные вакантные должности. Наличие таких вакансий или их отсутствие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не представлено.

Учитывая, что работодателем не был соблюден предусмотренный нормами трудового законодательства порядок увольнения истца, вывод представителя ответчика суда о законности увольнения истца нельзя признать правильным. При таких обстоятельствах суд признает увольнение истца с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работодателя в связи с сокращением штата незаконным.

Суд отклоняет доводы ответчика о злоупотреблении истцом своими правами. Отказываясь от предложенной ему работы в связи с сокращением занимаемой им должности, истец реализовывал свое право на труд в соответствии с имеющейся у него профессией и квалификацией и указывал на отсутствие подходящей работы.

Таким образом, суд считает, что увольнение истца до истечения двухмесячного срока после уведомления, и в период, когда должность, занимаемая истцом, еще имелась в штатном расписании, является существенным нарушением порядка увольнения, поэтому указанное нарушение ответчиком порядка увольнения является безусловным основанием для признания приказа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и основанием для восстановления истца на службе в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Это положение закона согласуется с ч.2 ст. 394 ТК РФ, в силу которой в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

С учетом изложенных выше положений закона, исковые требования истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула являются обоснованными.

Вынужденный прогул истца составляет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Общие требования относительно исчисления средней заработной платы установлены статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных этим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления (часть первая); для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть вторая).

Согласно части третьей той же статьи при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Частью седьмой той же статьи предусмотрено, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), устанавливающее согласно его пункту 1 особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом согласно абзацу пятому пункта 9 Положения средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

По смыслу приведенных выше положений закона и ст.ст. 234,394 ТК РФ в их взаимосвязи работник в случаях незаконного лишения его возможности трудиться, частным случаем которого является незаконное увольнение, имеет право на возмещение того заработка, который он мог бы иметь в случае, если бы его незаконное увольнение (отстранение от работы, перевод) не состоялось и он продолжал бы выполнять свои трудовые обязанности, но который фактически не был получен вследствие указанного обстоятельства.

Исходя из этого компенсационные выплаты, полученные работником в связи с расторжением трудового договора, при его восстановлении на работе подлежат зачету при определении размера взыскиваемого в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула.

В случае удовлетворения иска необходимо учитывать, что, как следует из разъяснения, содержащегося в абз. 4 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. В остальных случаях средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за время вынужденного прогула, не подлежит уменьшению.

Размер среднего заработка определяется в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, за исключением случае оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Для правильного установления юридически значимых обстоятельств по делу судом были запрошены у ответчика сведения, необходимые для определения размера среднего дневного заработка истца, как и сведения о начисленной заработной плате и о количестве фактически отработанных дней в расчетном периоде, в материалы дела по запросу суда ответчиком представлена справка для расчета среднедневного заработка истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ответчиком не учтены суммы материальной помощи и премии за фактически отработанное время ДД.ММ.ГГГГ Указанные утверждения истца ответчиком не оспорены. В связи с чем, суд определяет размер среднего заработка исходя из имеющихся в деле документов и приходит к выводу о том, что согласно справки о доходах истца ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ доход истца за ДД.ММ.ГГГГ года составлял 43462,60 руб., согласно справки ответчика о среднедневном заработке 17 530,60 руб. (43462,60-17530,60= 25932 руб.), в мае 22 136,37 руб., а ответчиком учтено 8305,97 руб. (22136,37-8305,97 = 13830,4 руб.); в июне ему начислена заработная плата в размере 40 277 23 руб., в то время как согласно справки ответчика о среднедневном заработке 20828,23 руб. (40277,23-20828,23=19449 руб.); в ДД.ММ.ГГГГ - 36584, 51 руб., а ответчиком учтено только 9 563,61 руб. (36584,51-9563,61=27020,9 руб.). Суд, применяя п. 15 Положения , согласно которому в фактически начисленный заработок включаются премии и вознаграждения за расчетный период, увеличивает размер фактически начисленного заработка на разницу указанных сумм и приходит к выводу о том, что размер фактически начисленной заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ года составляет 271748,23 руб. (185515,93- согласно справки УСД + 25932+13830,4+19449+27020,9). Среднедневной заработок истца составляет 1312,79 руб. (271748,23/207)

Следовательно, за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (90 рабочих дней по производственному календарю на ДД.ММ.ГГГГ для пятидневной рабочей недели) истцу должна быть начислена и выплачена заработная плата исходя из среднего заработка в размере 118 151, 1 руб. (1312,79х 90).

Согласно сведениям трудовой книжки истца и свидетельства безработного после увольнения ДД.ММ.ГГГГ истец не трудоустроен, зарегистрирован в службе занятости – филиале Республиканского ЦЗН «Октябрьского района» в качестве безработного. В связи с увольнением истцу произведены следующие выплаты, подлежащие зачету при исчислении среднего заработка за период вынужденного прогула: компенсация за неиспользованные дни очередного отпуска при увольнении 19 календарных дней в сумме 10 686,77 руб. по реестру 35; компенсация государственным гражданским служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в сумме 76 319,87 руб. по реестру 36. Таким образом, указанная сумма 87 006,64 руб. подлежит зачету при определении среднего заработка за период вынужденного прогула.

С учетом изложенного, исковые требования истца о взыскании с ответчика среднего заработка за период вынужденного прогула подлежат удовлетворению на сумму 31144,46 руб. (118 151,1-87006,64).

Исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 руб. подлежат частичному удовлетворению.

В силу ч.9 ст. 394 ТК РФ и абз. 3 п. 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Признание увольнения незаконным, служит основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ, так как действиями ответчика нарушены трудовые права истца.

Согласно части 16 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Принимая во внимание, что истец уволен незаконно, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца компенсация морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает переживания истца в связи с незаконным увольнением, и считает разумным определить размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей, в остальной части требования о компенсации морального вреда суд находит необоснованными, претендуя на сумму компенсации морального вреда в большем размере – 150 000 руб., истец не представил доказательств возмещения вреда в столь значительном размере.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании п.1 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, ст. 393 ТК РФ, истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. Соответственно с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1134, 33 руб. за имущественные требования и 300 руб. за требование о взыскании компенсации морального вреда.

В силу ст. 396 ТК РФ, 211 ГПК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка.

Суд удовлетворяет исковые требования истца о восстановлении на службе, заявленные к ответчику Первомайский районный суд гор. Ижевска, о взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, заявленные к ответчику Управлению судебного департамента в УР.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Удмуртской Республике, Первомайскому районному суду города Ижевска о признании незаконными приказов об организационно-штатных изменениях, приказа о прекращении действия служебного контракта, об освобождении от замещаемой должности и увольнении, о восстановлении в должности государственной гражданской службы, о возложении обязанности выплатить денежное содержание за вынужденное отсутствие на работе, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике, Первомайскому районному суду города Ижевска о признании незаконными приказов Управления Судебного Департамента в УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных изменениях», приказа Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно – штатных изменениях» отказать.

Признать незаконным приказ Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу».

Восстановить ФИО1 в должности федеральной государственной гражданской службы - старшего специалиста 1 разряда отдела государственной службы, кадров и делопроизводства с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление судебного департамента в Удмуртской Республике выплатить ФИО1 денежное содержание за вынужденное отсутствие на работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 144 руб. 46 коп., в счет компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., в доход местного бюджета муниципального образования город Ижевск государственную пошлину в размере 1 434 руб. 33 коп.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Удмуртской Республике, Первомайскому районному суду города Ижевска о взыскании компенсации морального вреда в большем размере – 150 000 руб. – отказать.

Решение суда в части восстановления в должности и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 31 144 руб. 46 коп. обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 23 декабря 2021 года.

Судья Л.В. Москалева