ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382/14 от 01.10.2014 Целинного районного суда (Республика Калмыкия)

  Судья Сангаджиев Д.Б. Дело №2-382/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 с. Троицкое 01 октября 2014 года

 Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

 председательствующего судьи Сангаджиева Д.Б.,

 при секретаре Басханджиевой Е.Г.,

 с участием прокурора Бадушева А.М., представителя органа, чье бездействие обжалуется, Джакаева С.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах Ялмтинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия» незаконным и возложении обязанности принять меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Целинного района РК обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

 В ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства были выявлены факты неэффективного управления и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, государственная собственность на которые не разграничена.

 Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Целинного РМО» (далее по тексту – Отдел), осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или в ведении, при этом в силу возложенных на него полномочий обязанный обеспечить эффективное управление и распоряжение данным имуществом, не осуществляет надлежащий контроль за исполнением арендаторами договорных обязательств в части своевременного внесения арендной платы, не принимает необходимые меры по взысканию задолженности по договорам аренды земельных участков.

 Так, по договору аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Ялмтинского СМО, № от ДД.ММ.ГГГГг., заключенному между администрацией Целинного РМО и ФИО5, у арендатора имеется задолженность по арендной плате за 1 полугодие 2014г. в размере <данные изъяты>. Отдел не принимает мер по взысканию задолженности по арендной плате, что не отвечает интересам муниципального образования и влечет неисполнение бюджета по доходам, невозможность в полной мере финансировать расходные обязательства муниципального образования. Обращаясь в интересах Ялмтинского СМО, прокурор просит признать незаконным бездействие Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Целинного РМО по непринятию мер по взысканию задолженности по арендной плате и возложить обязанность устранить указанное нарушение.

 В судебном заседании помощник прокурора Целинного района РК Бадушев А.М. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их, возложив обязанность устранить нарушения в течение месяца после получения решения суда.

 Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Целинного района РК.

 Согласно ч.1 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 В соответствии с п.1 и п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06 октября 2003г. №131 к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

 При этом в силу ст.55 названного закона формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

 Согласно ст.62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса. В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов. В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.

 В соответствии с ч.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

 В силу ч.1 и ч.2 ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Согласно п.1.3 Положения «О Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Целинного РМО РК» Комитет является отделом администрации Целинного РМО, осуществляющим полномочия по приватизации, управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или в ведении. В силу п. 3.1.13 и п.3.2.31 Положения Комитет осуществляет контроль за исполнением условий договоров аренды, проводит претензионно-исковую работу в случае неисполнения условий заключенных договоров аренды земельных участков, и иных случаев, при этом: своевременно в установленные законом и условиями договоров порядке, сроки направляет претензии арендатору, подготавливает исковые заявления в суды.

 В судебном заседании установлено, что между администрацией Целинного РМО и главой КФХ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГг. заключен договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Ялмтинского СМО. Арендатор обязуется вносить арендную плату ежеквартально равными частями не позднее 15 числа второго месяца каждого квартала. В случае неуплаты арендной платы арендодатель вправе взыскать ее в бесспорном порядке, а также требовать досрочного расторжения договора при невнесении арендной платы более чем за 6 месяцев. В результате неисполнения арендатором обязательства образовалась задолженность по арендной плате за 1 и 2 квартал 2014г., что подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГг.

 Уполномоченный арендодателем орган – Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям АЦРМО ненадлежаще осуществляет контроль за исполнением арендатором договорных обязательств в части своевременного внесения арендной платы. Бездействие Отдела по непринятию мер по взысканию задолженности по арендной плате влечет причинение ущерба местному бюджету, неисполнение бюджета по доходам и невозможность в полной мере финансировать расходные обязательства муниципального образования.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора района в интересах Ялмтинского СМО обоснованны и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Целинного района Республики Калмыкия удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Целинного районного муниципального образования РК, выразившееся в непринятии мер по взысканию задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения.

 Возложить на отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Целинного районного муниципального образования РК обязанность принять меры, направленные на взыскание с главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО5 задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГг.

 Об исполнении решения суда должно быть сообщено суду не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.

 Председательствующий судья Д.Б. Сангаджиев