ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382/14 от 08.08.2014 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пос. Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего председателя суда Мальцевой Г.М.

при секретаре Махневой С.А.

прокурора Вышар Ж.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ошминского сельсовета Тоншаевского муниципального района о понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тоншаевского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ошминского сельсовета Тоншаевского муниципального района о понуждении к совершению действий : обязать администрацию Ошминского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области привести Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствие с требованиями ст.8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а именно - дополнить Положение нормой о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Свое заявление прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка действующих нормативных правовых актов муниципальных образований Тоншаевского района, регулирующих права и обязанности лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальных служащих на соответствие законодательству о противодействии коррупции.

Проведенной проверкой установлено следующее:

Постановлением Ошминской сельской администрации Тоншаевского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее Положение).

Указанное Положение не соответствует требованиям Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» и ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

В соответствии со ст.8 4.1 п.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенные в соответствующие перечни, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-Ф3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» дополнен статьей 8.1, согласно которой, лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «г», «ж» ч.1 ст.2, ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЭ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лица, занимающие муниципальные должности на постоянной основе, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не содержит обязанности предоставления сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В нарушение вышеуказанных требований закона Положение регулирует лишь порядок предоставления сведений о доходах.

Обязанность предоставления сведений о расходах предусмотрена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЭ с 1 января 2013 года.

Вместе с тем, изменения в Положение не внесены до настоящего времени, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

Отсутствие в Положении обязанности предоставления сведений о расходах противоречит действующему федеральному законодательству о противодействии коррупции и может повлечь коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал в полном объеме и просит суд обязать администрацию Ошминского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области привести Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствие с требованиями ст.8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а именно - дополнить Положение нормой о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Представитель администрации Ошминского сельсовета в судебное заседание не явился, иск признал и доводы истца не оспаривает. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав прокурора, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Постановлением Ошминской сельской администрации Тоншаевского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (л.д.5-6).

Положение не соответствует требованиям Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» и ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"(л.д.7-11).

В соответствии со ст.8 4.1 п.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенные в соответствующие перечни, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-Ф3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» дополнен статьей 8.1, согласно которой, лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Обязанность предоставления сведений о расходах предусмотрена с 1 января 2013 года.

В соответствии с п.п. «г», «ж» ч.1 ст.2, ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЭ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лица, занимающие муниципальные должности на постоянной основе, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминкий сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминкий сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не содержит обязанности предоставления сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

Отсутствие в Положении обязанности предоставления сведений о расходах противоречит действующему федеральному законодательству о противодействии коррупции и может повлечь коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Указанные нарушения законодательства противоречат интересам Российской Федерации – статье 15 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать законы Российской Федерации и могут повлечь коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд обязывает ответчика совершить определенные действия в установленные сроки.

Суд считает возможным предоставить ответчику срок для устранения нарушения в Положении о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» до ДД.ММ.ГГГГ года.

Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тоншаевского района удовлетворить и обязать администрацию Ошминского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области привести Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Ошминский сельсовет, и муниципальными служащими муниципального образования администрации Ошминский сельсовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствие с требованиями ст.8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и ч.1 ст.З Федерального закона от 03.12.2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а именно - дополнить Положение нормой о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка до ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Нижегородский облсуд через Тоншаевский суд.

Председательствующий: Г.М. Мальцева.

П.П.Копия верна. Председатель суда Г.М.Мальцева.