ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382/18 от 21.03.2018 Анапского районного суда (Краснодарский край)

дело №2-382/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город-курорт Анапа "21" марта 2018 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Аулова А.А.

при секретаре Засеевой О.В.

с участием: представителя истца - помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.

представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А., действующего на основании доверенности №103-1428/18-07 от 26 февраля 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, признании права муниципальной собственности на объект незавершенный строительством и об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, признании права муниципальной собственности на объект незавершенный строительством и об обязании совершить определенные действия.

В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа федерального законодательства при осуществлении управления и распоряжения муниципальной собственностью, в результате которой установлено бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неприятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество. В силу положений ст.8.1 ГК РФ права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Если иное не установлено законом. Статьей 131 ГК РФ закреплено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость. Положениями ст.225 ГК РФ определено понятие бесхозяйной вещи, как не имеющей собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такую вещь.

В обоснование заявленных требований помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. указывает, что согласно п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа. Согласно п.2.1. Положения "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город-курорт Анапа", утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа №284 от 02 июня 2006 года, право муниципальной собственности, другие вещные права на принятое, приобретенное и вновь созданное недвижимое имущество, а также права хозяйственного ведения и оперативного управления, аренда, доверительное управление, сервитут, ипотека подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Постановлением главы города-курорта Анапа №358 от 29 апреля 1997 года "О муниципальной собственности города-курорта Анапа" утвержден перечень объектов муниципальной собственности. Приказом начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа №65 от 12 апреля 2016 года в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа в подраздел "муниципальная казна" включен объект незавершенный строительством - жилой дом литер "А", с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...)000, зарегистрированный 02 декабря 2014 года в установленном порядке как бесхозяйный. При этом право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на указанный объект незавершенный строительством не зарегистрировано, в связи с чем имеются основания полагать, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в нарушение требований действующего законодательства допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа исключает возможность использования объекта недвижимости в интересах муниципального образования, а также поступления в доход местного бюджета средств от использования данного имущества, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и неопределенного круга лиц. В связи с чем Анапский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящими исковыми требованиями и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер государственной регистрации права муниципальной собственности на объект незавершенный строительством - жилой дом литер "А", с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), 000, признать право муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа на указанный объект недвижимости, обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа выполнить необходимые действия, направленные на регистрацию права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Таким образом, основным обстоятельством, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества, то есть для правильного разрешения спора о признании бесхозяйной вещи необходимо установление наличия или отсутствия собственника этого имущества либо установления факта отказа собственника от этого имущества. При этом положениями ст.236 ГК РФ предусмотрено право гражданина или юридического лица отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17 сентября 2003 года, в соответствии с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или собственник от него отказался либо собственник его неизвестен, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества. Таким образом, в отношении бесхозяйной недвижимой вещи в суд может обратиться только орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, и не с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйной, а с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. При этом обращению в суд должна предшествовать постановка этого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, на основании заявления органа местного самоуправления. Обращение в суд возможно только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. При этом подготовка необходимых документов требует значительного временного периода и расходов. Кроме того, спорный объект недвижимости имеет признаки самовольного строительства, поскольку отсутствует разрешение на строительство жилого дома по адресу: (...), 000. При этом в силу положений Градостроительного кодекса РФ при строительстве кроме наличия права собственности на земельный участок, требуются доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил безопасности. Таким образом, настоящие исковые требования не могут быть использованы для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания дела в суд не поступало.

Суд, с учетом мнения помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В., представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А., не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Заслушав помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В., представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Как следует из материалов дела, приказом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа №65 от 12 апреля 2016 года в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа включено муниципальное имущество, в том числе объект незавершенный строительством - жилой дом литер "А", площадью застройки 91 кв.м., расположенный по адресу: (...), 000.

Согласно кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства (здания) от 01 октября 2010 года жилой дом (объект незавершенного строительства) литер "А", площадью застройки 91 кв.м., с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), 000, имеет степень готовности 52%.

Как усматривается из технического паспорта жилого дома (объекта незавершенного строительством), расположенного по адресу: (...), 000, составленного по состоянию на 17 сентября 2010 года, жилой дом (объект незавершенный строительством) литер "А", имеет процент готовности 52%, разрешение на строительство не представлено, кадастровый номер земельного участка не определен.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости №23/026/026/2017-5024 от 14 декабря 2017 года правообладателем объекта незавершенного строительством, площадью застройки 91 кв.м., процентом готовности 52%, с кадастровым номером 000, прежний кадастровый 000, расположенного по адресу: (...), 000, значится муниципальное образование город-курорт Анапа, государственная регистрация на бесхозяйный объект недвижимого имущества, не имеющий собственника или собственник которого неизвестен, произведена 14 ноября 2014 года №23-23-26/124/2014-348У.

Как было указано выше, в силу положений абзHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=2B67C3F50DC87880312A50B16361228149D96F26ED66F88BB22FADBEC5CE7A7350320A557A411C9EU6E8T".2 п.3 ст.225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, таким образом, законом установлено право, а не обязанность органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. По смыслу положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению, и принудить к его реализации невозможно, в связи с чем не имеется предусмотренных законом оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на объект незавершенный строительством - жилой дом литер "А", с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), 000.

Однако, поскольку признание права муниципальной собственности на жилой дом литер "А", с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), 000, будет отвечать интересам муниципального образования город-курорт Анапа, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования Анапского межрайонного прокурора в части признания права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на указанный объект недвижимости.

Главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы признания движимой вещи бесхозяйной и признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, рассмотрение которых находится в исключительной компетенции суда.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1 "О судебной системе Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.

Таким образом, поскольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу ст.225 ГК РФ только путем подачи в суд соответствующего иска, то возложение на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность спорного объекта недвижимого имущества нарушает ее право, предусмотренное статьями 2 и 3 ГПК РФ, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требования Анапского межрайонного прокурора в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа по выполнению необходимых действий, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Кроме того, при разрешении заявленных исковых требований суд пришел к выводу о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, а, следовательно, в соответствии с ч.1 ст.58 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение суда является основанием для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на объект незавершенный строительством - жилой дом литер "А", с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), 000.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, признании права муниципальной собственности на объект незавершенный строительством и об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Признать право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на объект незавершенный строительством - жилой дом литер "А", с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), 000.

В удовлетворении исковых требований Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия - отказать.

Решение является основанием для государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: