Дело №2-382/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2018 года г. Остров, Псковская область
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мучициной Н.О.,
при секретаре Андреевой И.И.,
с участием: истца ФИО1, ее представителя – адвоката Псковской областной коллегии адвокатов Шелест Р.Ф., предоставившей удостоверение № .. от ***.2017 и ордер № .. от ***.2018,
представителя ответчика – директора МБУ ДО «Островская детская школа искусств» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МБУ ДО «Островская детская школа искусств» о взыскании выплаты в виде надбавки за стаж работы,
у с т а н о в и л:
Истица ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит взыскать с ответчика за период с ***.2016 по ***.2018 компенсационную выплату в виде надбавки за стаж работы в размере 15% в соответствии с трудовым договором от ***.2011 в сумме .. рублей.
В обоснование требований указано, что ФИО1 с ***.1987 по настоящее время осуществляет трудовую деятельность у ответчика в должности преподавателя по классу фортепиано. В связи с реорганизацией и переименованием образовательного учреждения, ***.2011 с ней заключен трудовой договор, по условиям которого, ей установлена компенсационная надбавка за стаж работы в отрасли в размере 15%, а также стимулирующие выплаты в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников МБУДО «Островская ДШИ». Однако, с ***.2016 по ***.2017 указанная выплата не выплачивалась, с ***.2017 по ***.2018 выплачена в размере 5%. Констатируя, что невыплата надбавки за стаж работы, а также уменьшение ее размера противоречит ст. ст. 129, 135 ТК РФ и положениям трудового договора, полагает о наличии оснований для ее выплаты за спорный период.
В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель адвокат Шелест Р.Ф. заявленные требования в уточненной редакции и доводы в их обоснование поддержали, полагая, что выплата, в отношении которой заявлен спор, является обязательной, носит постоянный характер, входит в систему оплаты труда, отнесена в трудовом договоре к виду компенсационных выплат, в связи с чем, прекращение и уменьшение размера выплаты работодателем является незаконным. Истица указала, что участвовала в общем собрании работников ***.2016, по результатам которого, работодателем было принято решение о приостановлении выплаты с ***.2016 в связи с дефицитом подушевого бюджетного финансирования учреждения, в числе других работников по данному вопросу возражала. До ***.2017 указанную выплату не получала, в последующем, приказом работодателя с ***.2017 выплата надбавки за стаж работы была возобновлена и установлена в размере 5% от педагогической нагрузки, о чем ***.2017 и ***.2018 сторонами были подписаны дополнительные соглашения к трудовому договору. Также пояснила, что работодатель не ознакомил ее с локальными нормативными актами (Положением), предусматривающим основания и порядок установления выплат работникам учреждения, а о нарушении своих трудовых прав в части приостановления выплаты надбавки за стаж, она узнала ***.2018 из ответа государственной инспекции труда в Псковской области на коллективное обращение работников учреждения по соблюдению их трудовых прав, в котором инспекция усмотрела индивидуальный трудовой спор относительно законности приостановления выплаты, что послужило основанием для инициирования данного иска. Представила расчет выплаты за спорный период, полагала, что срок обращения в суд за разрешением трудового спора ею не пропущен. (л.д.152)
Представитель ответчика - директор МБУ ДО «Островская детская школа искусств» ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.100-101), пояснил, что Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, работников муниципальных образовательных учреждений, занимающих должности общеотраслевых должностей специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих Островского района, утвержденным постановлением администрации Островского района №.. от ***.2015, а также Положением о стимулирующих выплатах работников МБУДО «Островская ДШИ», надбавка за стаж работы в отрасли отнесена к стимулирующим выплатам, размеры которых определяются учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, который не может превышать объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности учреждения. В спорный период, в связи с дефицитом подушевого бюджетного финансирования, т.е. недостаточности финансовых средств у учреждения для выплаты заработной платы и предусмотренных выплат работникам, на основании решения общего собрания коллектива с ***.2016 была приостановлена выплата надбавки за стаж работникам школы искусств, в том числе и истице. Решение о приостановлении выплаты надбавки было принято общим собранием коллектива сразу после педагогического совета, голосование по данному вопросу происходило устно, путем высказывания некоторыми участниками собрания возражений, отсутствие возражений у большинства было расценено им, как согласие с принятием решения о приостановлении выплаты указанной надбавки, о чем по учреждению вынесен соответствующий приказ. Данная надбавка, ошибочно поименованная в трудовом договоре, как компенсационная выплата, таковой не является, относится к стимулирующим выплатам, виды которых, размер и порядок их установления, предусмотрены действующим в школе Положением от ***.2015, с которым работники учреждения были ознакомлены, но не отобраны подписи, что при проверке трудовой инспекцией по коллективному обращению работников расценено, как нарушение трудовых прав работников. В настоящее время все работники ознакомлены под роспись с локальными актами учреждения. Указал, что в связи с увеличением численности обучающихся в 2017 году в школе искусств и, соответственно, увеличением фонда оплаты труда, истице, как и другим работникам, с ***.2017 и с ***.2018 была установлена надбавка за стаж работы в размере 5%, о чем изданы соответствующие приказы и подписаны дополнительные соглашения к трудовому договору, а с ***.2018 – в размере 15%, что оформлено кадровыми документами. Отметил, что выплата работникам МБУ ДО «Островская ДШИ» заработной платы производится из фонда оплаты труда, формируемого на финансовый год за счет средств муниципального бюджета Островского района, иных источников финансирования школа не имеет. В спорный период, несмотря на приостановление выплаты надбавки за стаж, заработная плата и стимулирующие выплаты, а также премии, работникам выплачивались. Кроме того, заявил о применении в деле положений ст. 392 ТК РФ в связи с пропуском истицей срока обращения в суд за разрешением трудового спора, полагая, что данный срок следует исчислять с *** 2016 года, поскольку с указанного времени истица узнала о нарушении своих трудовых прав.
Представитель привлеченного в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Островского района, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал заявленные требования необоснованными, ссылаясь на ст. 392 ТК РФ и констатируя пропуск срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. (л.д.150-151).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 ТК РФ).
Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Статьями 129 и 135 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например: ст. 146 ТК РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 ТК РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 ТК РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 ТК РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - Поощрения за труд).
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с абз. 3 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, которые обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Как следует из материалов дела, истица ФИО1 работает в должности преподавателя по классу фортепиано в МБУ ДО «Островская ДШИ». По условиям заключенного с ней ***.2011 трудового договора, работнику устанавливается должностной оклад в соответствии с действующим законодательством, компенсационные выплаты, к которым отнесены: надбавка за стаж работы в отрасли в размере 15%, в таком же размере надбавка за высшую категорию, стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии), выплачиваемые в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников МБУ ДО «Островская ДШИ». (п.п. 4.1.3., 4.1.4 договора) (л.д. 19-23).
Работодатель – Островская детская школа искусств является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования, что усматривается из наименования учреждения, положений Устава МБУ ДО «Островская ДШИ» от ***.2015, функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация Островского района, основными источниками финансового обеспечения служат бюджетные ассигнования, предоставляемые учредителем (п.1.2, 1.7, 3.14 Устава). (л.д.75-98).
Постановлением администрации Островского района N .. от ***.2015 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, работников муниципальных образовательных учреждений, занимающих должности общеотраслевых должностей специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих Островского района (с внесенными в него изменениями и Приложением №1), согласно которому, заработная плата работников муниципальных образовательных учреждений состоит из должностного оклада (окладов, ставок заработной платы), компенсационных выплат и стимулирующих выплат. Размеры должностных окладов работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Островского района устанавливаются согласно Приложению №1 и подлежат ежегодной индексации. К стимулирующим видам выплат отнесена, в числе иных, надбавка за стаж работы. Перечень таких выплат, размеры и условия их начисления устанавливаются локальными нормативными актами образовательных учреждений самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, в процентном отношении к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы) работника. Фонд оплаты труда учреждения формируется на календарный год исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности соответствующего учреждения, доходов от платных услуг и иных источников. Расходы на установление стимулирующих выплат в фонде оплаты труда предусматриваются в размере не менее 30 % от объема средств, предусмотренных на выплату должностных окладов. (Раздел 1 п.2, Раздел 2, Раздел 4 п.п.18, 20, 21, Раздел 6 п.п.32, 35). Размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников установлены в Приложении №1 к Положению. (л.д.34-58)
В МБУ ДО «Островская ДШИ» ***.2015 принято и утверждено Положение о стимулирующих выплатах работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Островская детская школа искусств», содержащее нормы относительно вида и размера стимулирующих выплат работникам школы, порядка их установления и выплаты.
Согласно п.1.5 указанного Положения, размеры стимулирующих выплат определяются учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, который не может превышать объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности учреждения.
К стимулирующим выплатам относятся: премии по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, год), выплаты за интенсивность и эффективность работы, выплаты за отличное качество выполняемых работ, надбавка за стаж, выплаты за участие в конкурсах, выставках, концертах и т.д., выплаты за своевременность выполнения работ, выплаты за заведывание отделами, к профессиональным праздникам (п.2.1).
Установлено, что стимулирующие выплаты могут носить разовый или системный характер (п.2.3).
Вопросы приостановки, отмены, возобновления или перераспределения тех или иных стимулирующих выплат вправе решать общее собрание коллектива, что оформляется протоколом собрания, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. (п.1.9) (л.д. 66-70)
***.2016 в МБУ ДО «Островская ДШИ» было проведено общее собрание коллектива по вопросу приостановления стимулирующей выплаты за стаж в связи с дефицитом бюджетного финансирования, большинством голосов принято решение приостановить указанную выплату с ***.2016 в связи с дефицитом бюджетных средств, сохранить иные виды выплат. (л.д. 60,159-160)
Приказом директора школы №114-лс от ***.2016 стимулирующая выплата за стаж преподавателям школы с 01.11.2016 временно приостановлена, в том числе, истице. (л.д.61)
В период с ***.2016 по ***.2017 указанная надбавка истице не выплачивалась, в соответствии с приказами директора выплачены иные стимулирующие выплаты и премии, предусмотренные Положением, что усматривается из представленных ответчиком документов. (л.д.112-126)
С ***.2017 выплата надбавки за стаж возобновлена и установлена в размере 5% от педагогической нагрузки, о чем сторонами ***.2017 и ***.2018 подписаны дополнительные соглашения №№3 и 4 к трудовому договору, изданы соответствующие приказы директора, проведено общее собрание коллектива ***.2017. (л.д. 24-25, 62, 161-162)
С ***.2018 на основании приказа директора №10-л\с от ***.2018 выплата надбавки работникам установлена в 15 % отношении от педагогической нагрузки. (л.д.26, 127, 163-164)
В судебном заседании истица не оспаривала, что принимала участие в общих собраниях коллектива по вопросам приостановления и возобновления выплаты надбавки за стаж, по поводу приостановления выплаты возражала.
Проанализировав вышеуказанные нормативные акты, порядок и условия установления стимулирующих выплат, предусмотренные Положением об оплате труда работников Островской ДШИ, суд приходит к выводу, что надбавка за стаж относится к стимулирующим выплатам, не является обязательной составляющей заработной платы истицы, данные выплаты осуществляются в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, которые не могут превышать объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на финансовое обеспечение деятельности данного учреждения и направленные из средств местного бюджета, что прямо предусмотрено как в локальном акте учреждения, так и в Положении об оплате труда, утвержденном администрацией Островского района, поэтому приостановление выплаты надбавки при отсутствии денежных средств на указанные цели в фонде оплаты труда МБУ ДО «Островская ДШИ» не может расцениваться, как нарушение трудовых прав работника.
Доводы истицы и ее представителя о том, что надбавка за стаж является обязательной и должна выплачиваться независимо от воли работодателя, основаны на неверном толковании норм материального права.
Отнесение в трудовом договоре указанной выплаты к виду компенсационных, не меняет ее природу в качестве стимулирующей выплаты, поскольку из содержания норм вышеуказанных Положений усматривается, что стимулирующие выплаты и надбавки относятся к компенсациям, которые не носят систематического характера, устанавливаются на основе индивидуальной оценки труда каждого работника и его личного вклада в образовательный процесс с учетом качественных и количественных показателей работы и выплачиваются работодателем при определенных условиях, а именно, при наличии на данные цели денежных средств в фонде оплаты труда. (Разделы 2, 3 Положения Островской ДШИ, Раздел 4 муниципального Положения)
Обстоятельства, связанные с отменой работодателем выплаты надбавки за стаж работникам учреждения в спорный период, а также уменьшение ее размера в последующем ввиду недостаточности денежных средств в фонде оплаты труда, в связи с чем, в школе были проведены общие собрания коллектива ***.2016, ***.2017 истицей не опровергнуты, приказы работодателя по данному вопросу и дополнительные соглашения к трудовому договору, подписанные сторонами, не оспорены.
Следует также отметить, что ст. 68 ТК РФ, возлагающая на работодателя обязанность по ознакомлению работника с локальными нормативными актами, не предусматривает последствий неисполнения такой обязанности в виде невозможности применения локального нормативного акта. Кроме того, истица имела возможность ознакомиться с Положением об оплате труда, обратившись к работодателю, который в силу ст. 62 ТК РФ обязан выдать работнику по его заявлению соответствующие документы.
Поскольку нарушений трудовых прав истицы судом не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в части требований о взыскании надбавки за стаж за период с ***.2016 по ***.2017 является пропуск истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, о чем в ходе судебного разбирательства заявлено ответчиком.
В соответствии с указанной нормой, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Разрешая ходатайство ответчика, суд исходит из того, что срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора начинает течь с момента, когда лицу стало известно о нарушении прав и охраняемых законом интересов в сфере трудовых отношений.
Истица о восстановлении указанного процессуального срока не ходатайствовала, считая его не пропущенным и ссылаясь на то, что о нарушении своих трудовых прав ей стало известно ***.2018 из ответа государственной инспекции труда в Псковской области на коллективное обращение работников (л.д.15-17). При этом пояснила, что ежемесячно получая заработную плату и расчетные листки о ее составляющей, надбавка за стаж работы с *** 2016 года по *** 2017 года в размере 15 % ей не начислялась и не выплачивалась.
В расчетных листках, выдаваемых работнику ежемесячно, содержатся сведения, позволявшие истице установить наличие или отсутствие нарушений ее прав. Кроме того, истица лично участвовала в общем собрании работников ***.2016, по итогам которого было принято решение о приостановлении выплаты надбавки за стаж.
Таким образом, ФИО1, не позднее ***.2016 достоверно было известно о том, что начисление и выплата указанной надбавки за стаж работы не будет производиться работодателем с ***.2016, следовательно, о нарушении своих трудовых прав она должна была узнать при получении расчетных листков и ежемесячной заработной платы.
Истица обратилась в суд с иском ***.2018.
При этом ФИО1 не приведено каких-либо доводов и не представлено доказательств наличия уважительных причин и обстоятельств, препятствующих ей обратиться с иском в суд за разрешением трудового спора о взыскании надбавки, в данном случае, за период с *** 2016 года по *** 2017 года в установленный законом срок.
Ссылка истицы на ответ Государственной инспекции труда в Псковской области и Островской межрайонной прокуратуры, из которых, по ее мнению, она узнала о нарушении трудовых прав, не может быть принята во внимание, поскольку указанными ответами факт нарушения трудовых прав ФИО1 не подтверждается. Из содержания ответа трудовой инспекции усматривается, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки по коллективному обращению работников Островской ДШИ выявлено допущенное работодателем нарушение норм ст. 22 ТК РФ, выразившееся в не ознакомлении работников школы под роспись с Положением об оплате труда работников Островской ДШИ, с приостановкой выплат стимулирующего характера в связи с недостаточностью финансового обеспечения, а по результатам проверки юридического лица ***.2018 нарушений инспекцией не выявлено. (л.д.15-18, 102-104).
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске ФИО1 к МБУДО «Островская детская школа искусств» о взыскании выплаты в виде надбавки за стаж работы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ***.2018.
Судья: Н.О. Мучицина
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.