Дело № 2-382/19
Решение
Именем Российской Федерации
08 мая 2019 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Анненковой Т.С.,
при секретаре Чижове Н.В.,
с участием представителей истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО8 к Администрации муниципального образования «город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова о возложении обязанности совершить действия для регистрации права собственности недвижимого имущества,
установил:
ФИО4, ФИО5, ФИО8 (далее по тексту истцы) обратились с иском к Администрации муниципального образования «город Саратов» (далее по тексту ответчик) о возложении обязанности совершить действия для регистрации права собственности недвижимого имущества.
Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 18.04.2019 года в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению имуществом города Саратова.
В обосновании требований указали, что ФИО4 на основании договора социального найма жилого помещения № от 02.11.2016 года является нанимателем изолированного помещения, который находится в муниципальной собственности, состоящего из 4-х комнат в отдельной квартире, общей площадью 73 кв.м. по адресу: г. Саратов, <адрес>. Совместно с нанимателем в жилом помещении проживают: ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО7 30.06.2017 года между истцами и Администрацией муниципального образования «город Саратов» был заключен договор № на приватизацию указанного жилого помещения. 03.08.2018 года ФИО4, ФИО5, ФИО8 были поданы через ОП ГАУСО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг во Фрунзенском районе г. Саратова заявления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. 08.08.2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области была приостановлена регистрации права собственности в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на квартиру Администрацией муниципального образования «город Саратов». Возобновление регистрации права будет возможно в случае государственной регистрации права собственности МО «Город Саратов» на данную квартиру. 17.08.2018 года ФИО5 обратился в Комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о необходимости регистрации права собственности Муниципального образования «Город Саратов» на квартиру находящуюся по адресу: г. Саратов, <адрес>, указанную в Договоре от 30.06.2017 г. № на приватизацию жилого помещения, на которое 07.09.2018 года получил ответ о невозможности зарегистрировать право собственности на квартиру, общей площадью 73 кв.м. по адресу: г. Саратов, <адрес>. Считает, что непринятие мер Администрацией муниципального образования «город Саратов» в регистрации спорной квартиры в собственность нарушает права истцов на регистрацию права собственности на квартиру в соответствии с договором приватизации. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Считая свои права нарушенными истцы с учетом принятых судом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений исковых требований просят обязать Администрацию муниципального образования «город Саратов» и Комитет по управлению имуществом города Саратова обратится с заявлением в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество на территории Саратовской области – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр), для осуществления государственного кадастрового учета и зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества - жилое помещение (квартиру), состоящего из 4-х комнат общей площадью 73 кв.м по адресу: г. Саратов, <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители истцов по доверенности ФИО1 и ФИО2 судебном заседании исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО8 поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Саратов» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Истцы - ФИО4, ФИО5, ФИО8 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором просят удовлетворить исковые требования.
Представители ответчика – Комитета по управлению имуществом города Саратова, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», МУП «Городское бюро технической инвентаризации», ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало.
Суд с учетом мнения явившихся лиц определил рассмотреть дело в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что 02.11.2016 года между ФИО4 и Администрацией Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» заключен договор социального найма жилого помещения № предметом которого является изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 4-х комнат в отдельной квартире, общей площадью 73 кв.м. по адресу: г. Саратов, <адрес>. Согласно указанного договора совместно с нанимателем в жилом помещении вселяются следующие члены семьи: сын ФИО5, сын ФИО8, внук ФИО6, внук ФИО7
30.06.2017 года между гражданами ФИО4, ФИО5, ФИО8 и Администрацией муниципального образования «город Саратов» (собственник) в лице начальника отдела приватизации жилых помещений комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО12, действующего на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.09.2010 года № «О приватизации жилищного фонда», распоряжения комитета по управлению имуществом города Саратова от 10.02.2011 года № 149-р «о предоставлении права подписи» был заключен договор № на приватизацию. Согласно указанного договора на приватизацию собственник передает, а граждане принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, <адрес>, общей площадью 73,0 кв.м., состоящую из 4-х комнат жилой площадью 48,1 кв.м., кухонь – 6,0, 4,8, кв.м., коридора – 10,0 кв.м, веранды – 8,0 кв.м., кладовой – 4,1 кв.м. Квартира расположена на 1 этаже 1+цок. этажного деревянного, обложенного кирпичом жилого дома.
Согласно сведений реестра муниципальной собственности «Город Саратов» по состоянию на 06.07.2017 года и на 11.03.2019 года квартира, находящаяся по адресу: г. Саратов, <адрес> состоящая из 4-х комнат, общая площадь 73,0 кв.м., жилая площадь 48,1 кв.м. внесена в реестр муниципальной собственности на основании постановления ВС РФ от 27.12.1991 года №3020-1, постановления мэра г. Саратова от 26.10.1999 года № 855.
03.08.2018 года ФИО4, ФИО5, ФИО8 были поданы через ОП ГАУСО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг во Фрунзенском районе г. Саратова заявления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
08.08.2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области была приостановлена регистрации права собственности до 08.11.2018 года в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на квартиру Администрацией муниципального образования «город Саратов», о чем истцам было выдано соответствующее уведомление № и сообщено, что возобновление регистрации права будет возможно в случае государственной регистрации права собственности МО «Город Саратов» на данную квартиру.
Получив уведомление о приостановлении государственной регистрации от 08.08.2018 года №, 17.08.2018 года ФИО5 обратился в Комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о необходимости регистрации права собственности Муниципального образования «Город Саратов» на квартиру находящуюся по адресу: г. Саратов, <адрес> указанную в Договоре от 30.06.2017 г. № на приватизацию жилого помещения.
07.09.2018 года в адрес истца ФИО5 Комитет по управлению имуществом города Саратова направил ответ о невозможности зарегистрировать право собственности на квартиру, общей площадью 73 кв.м. по адресу: г. Саратов, ул. <адрес> с приложением уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 03.09.2018 года №.
Согласно уведомления от 03.09.2018 года № Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области сообщает, что в распоряжении органа регистрации прав имеется технический паспорт, подготовленный 16.03.1982 года на многоквартирный дом литер В. Согласно техническому паспорту многоквартирный дом (литер В) состоит из 3-х квартир №4 (площадь – 19,6 кв.м.), №5 (площадь -12,6 кв.м.), №6 (площадь -39,3 кв.м), площадь всего многоквартирного дома составляет 71,5 кв.м. Как следует из сведений технического паспорта помещение квартиры № 5 образовано путем объединения трех квартир. Однако документы, подтверждающие завершение переустройства (перепланировки) в состав приложения технического плана не включены. Таким образом изменение сведений о помещениях, связанных с изменением границ здания не представляется возможным без изменения сведений о здании, в котором расположено такое помещение.
Кроме того судом установлено, что 31.10.2018 года на основании заявления представителя Комитета по управлению имуществом города Саратова была прекращена регистрация права собственности в отношении жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: г. Саратов, ул. <адрес> документы на которую были представлены с заявлением от 27.07.2018 года №.
08.11.2018 года в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права на спорную квартиру истцам было отказано в государственной регистрации о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выдано уведомление.
В соответствии с выпиской ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» № от 29.09.2016 года имеются сведения об объекте - квартире, находящейся по адресу: г. Саратов, <адрес>, общей площадью 73,0 кв.м., состоящей из 4-х комнат жилой площадью 48,1 кв.м., кухонь – 6,0, 4,8, кв.м., коридора – 10,0 кв.м, веранды – 8,0 кв.м., кладовой – 4,1 кв.м., расположенной на 1 этаже 1+цоколь деревянного, обложенного кирпичом жилого дома (инвентарный номер №). Сведения о принадлежности объекта (зарегистрированные права на объект) отсутствуют.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года № 25-243 утверждение «Положение о комитете по управлению имуществом города Саратова»
Согласно п. 2.1. «Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова» основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени и в интересах муниципального образования «Город Саратов».
Согласно п. 3.6. «Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова» для выполнения задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, Комитет осуществляет следующие полномочия: совершает действия, направленные на государственную регистрацию прав на недвижимое муниципальное имущество.
В связи с этим Положением Комитет по управлению имуществом города Саратова является юридическим лицом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности, в связи с чем он является надлежащим ответчиком по данному делу.
Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункта 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом минэкономразвития России от 30.08.2011 года № 424, объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Из разъяснений абзацев 3 и 4 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесен учет муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 18 Жилищного кодекса РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию на объекты недвижимости и сделок с ними.
К недвижимым вещам абз. 3 пункт 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 6 статьи 1 указанного закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Статьей 29 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу ч. 12 ст. 29 Закона о государственной регистрации недвижимости приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно разделу 3 п. 2 ст. 46 Устава муниципального образования «Город Саратов» в собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что квартира общей площадью 73 кв.м. по адресу: г. Саратов, <адрес> является собственностью муниципального образования «Город Саратов», что подтверждается Выписками из Реестра муниципальной собственности муниципального образования «город Саратов».
По данным Управления Росреестра по Саратовской области сведения о кадастровом учете квартиры общей площадью 73 кв.м. по адресу: г. Саратов, <адрес> и нахождения ее в собственности муниципального образования «Город Саратов» в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
С учетом приведенных норм можно сделать вывод о наличии у Комитета по управлению имуществом города Саратова в силу закона и вышеуказанного Положения обязанности совершить необходимые действия, а именного обращения в соответствующие органы с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорную квартиру.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО8, заявленные к Комитету по управлению имуществом города Саратова подлежат удовлетворению в полном объеме. Соответственно требования, заявленные к Администрации МО «Город Саратов» удовлетворению не подлежат по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО8 удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом города Саратова обратится с заявлением в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество на территории Саратовской области – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр), для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилое помещение (квартиру), состоящего из 4-х комнат общей площадью 73 кв.м по адресу: г. Саратов, ул. <адрес> в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд города Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 13 мая 2019 года.
Судья Т.С. Анненкова