ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382/20 от 11.03.2020 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года

Дело № 2-382/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2020 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Майстренко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раца Юлии Владимировны к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании недействительным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истица Раца Ю.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту – ответчик, ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН») о признании недействительным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указано, что 21 ноября 2019 года решением ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет как женщине, родившей первого ребенка в возрасте до 26 лет.

Основанием для отказа послужило то, что право на получение данной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие на территории Мурманской области, тогда как у нее не имеется постоянной регистрации по месту жительства в Мурманской области.

Полагая данный отказ незаконным, указав, что на территории Мурманской области она проживает более пяти лет и осуществляет здесь трудовую деятельность, истица просила признать недействительным решение ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, обязать ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» назначить ей ежемесячную выплату при рождении первого ребенка до достижения им возраста 1,5 лет.

В судебном заседании истица Раца Ю.В. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления. Дополнительно пояснила, что имеет регистрацию по месту пребывания на территории Мурманской области, а именно: в г.Североморске по 10 декабря 2021 года. Постоянно проживает здесь со своим ребенком – дочерью ФИО1, *** года рождения, зарегистрированной по месту жительства в г.Североморске. Дочь наблюдается в детской поликлинике г.Североморска.

На протяжении последних пяти лет она (истица) осуществляет трудовую деятельность на территории г.Североморска, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Полагала, что имеются все основания для назначения ей пособия ответчиком, поскольку каким-либо органом иного субъекта Российской Федерации ей такое пособие не назначалось и не выплачивается.

Представитель ответчика ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» Акилова Е.С. с исковыми требованиями не согласилась. Поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, указала, что предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет (далее - ЕДВ) регулируется Законом Мурманской области от 22 декабря 2017 № 2216-01-ЗМО «О ежемесячной денежной выплате при рождении ребёнка до достижения им возраста полутора лет» (далее - Закон), Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 21 мая 2018 года № 214-ПП «О ежемесячной денежной выплате при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет» (далее -Порядок).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона право на ЕДВ имеют женщины - граждане Российской Федерации, родившие первого ребёнка в возрасте до 26 лет, постоянно проживающие на территории Мурманской области.

В соответствии с п.п. «б» пункта 2.2. Порядка гражданину необходимо предоставить с заявлением на ЕДВ копии документов, подтверждающих проживание заявителя по месту жительства на территории Мурманской области. Представленное заявителем свидетельство о регистрации по месту пребывания подтвердило отсутствие у Раца Ю.В. необходимой регистрации по месту жительства на территории Мурманской области.

Вид регистрации истца на территории Мурманской области носит временный характер и не попадает под определение, установленное Законом, -«постоянно проживающие на территории Мурманской области».

По вышеуказанным основаниям истице отказано в назначении и выплате пособия.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск в судебное заседание не явился. В представленном заключении полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев медицинскую карту ФИО1, суд приходит к следующему.

Предметом спора является реализация права истицы на получение пособия на ребенка, определяемого в соответствии с Законом Мурманской области от 22 декабря 2017 года № 2216-01-ЗМО «О ежемесячной денежной выплате при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет», Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 21 мая 2018 года № 214-ПП «О ежемесячной денежной выплате при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет» с момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Закон Мурманской области от 22 декабря 2017 года № 2216-01-ЗМО «О ежемесячной денежной выплате при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет» в целях совершенствования демографической политики Мурманской области устанавливает размер, условия и порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет (далее - ежемесячная денежная выплата) женщинам, родившим первого ребенка в возрасте до 26 лет (статья 1).

Согласно части 1 статьи 2 Закона право на ежемесячную денежную выплату имеют женщины - граждане Российской Федерации, родившие первого ребенка в возрасте до 26 лет, постоянно проживающие на территории Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 21 мая 2018 года № 214-ПП «О ежемесячной денежной выплате при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет» утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет женщинам, родившим первого ребенка в возрасте до 26 лет.

Социальная поддержка предоставляется гражданам, отвечающим требованиям 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 22 декабря 2017 года № 2216-01-ЗМО «О ежемесячной денежной выплате при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет».

В судебном заседании установлено, что 08 ноября 2019 года Раца Ю.В. обратилась в ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

Решением ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» № 109 от 14 ноября 2019 года Раца Ю.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка по той причине, что право на получение данной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Мурманской области.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 2 Закона № 2216-01-ЗМО установлено, что право на ежемесячную денежную выплату имеют женщины - граждане Российской Федерации, родившие первого ребенка в возрасте до 26 лет, постоянно проживающие на территории Мурманской области. Женщинам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 14 000 рублей. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в случае, если аналогичная выплата не назначена и не выплачивается на территории другого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет женщинам, родившим первого ребенка в возрасте до 26 лет, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 21 мая 2018 года № 214-ПП, право на получение ежемесячной выплаты на первого ребенка имеют матери, родившие первого ребенка в возрасте до 26 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие на территории Мурманской области (далее - получатель или заявитель). Право на получение ежемесячной выплаты на первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2021 года, является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Мурманской области.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм законодательства, как в Законе № 2216-01-ЗМО, так и в Порядке, речь идет о семье, фактически проживающей на территории Мурманской области.

В соответствии с п.п. «б» пункта 2.2 Порядка для назначения ежемесячной выплаты на первого ребенка необходимы следующие документы: копии документов, подтверждающих проживание заявителя и ребенка по месту жительства на территории Мурманской области.

Из представленных документов следует, что согласно паспортным данным Раца Ю.В. является гражданкой Российской Федерации, родилась в ***. В период с 11 декабря 2018 года по 10 декабря 2021 года Раца Ю.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *** Из паспорта Раца Ю.В. усматривается, что постоянной регистрации на территории Российской Федерации истица не имеет.

Установив, что Раца Ю.В. не имеет регистрации по месту жительства на территории Мурманской области, ответчик посчитал, что право на получение спорной выплаты у нее отсутствует.

Суд с такой позицией согласиться не может, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 года (статья 2).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1).

По смыслу названного Закона посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными, исходя из положений статьи 2 Закона N 5242-1, признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона N 5242-1 местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части второй статьи 3 Закона N 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона N 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 2 июня 2011 г. N 11-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).

Из изложенного следует, что законодательство в сфере регистрационного учета граждан в Российской Федерации не закрепляет определенного приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания.

Как установлено в судебном заседании и не опровергнуто стороной ответчика, Раца Ю.В. на территории Мурманской области проживает более 5 лет, с 2015 года осуществляет трудовую деятельность в Мурманской области, что подтверждается копией ее трудовой книжки.

25 августа 2018 года отделом ЗАГС администрации ЗАТО г.Североморск зарегистрирован брак ФИО2. и Немчиновой (Раца) Ю.В.

*** года в г.Североморске у супругов родилась дочь ФИО1. Согласно сообщению из детской поликлиники г.Североморска ФИО1 состоит на учете в поликлинике с 2019 года, профилактические осмотры ребенку проводятся по возрасту.

Кроме того, по запросу суда лечебным учреждением предоставлена медицинская карта ребенка, в сопроводительном письме к которой указано, что её надлежит возвратить в поликлинику в короткие сроки в связи с необходимостью регулярного наблюдения ребенка на педиатрическом участке, что также подтверждает постоянное проживание матери совместно с несовершеннолетней на территории г.Североморска.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетней ФИО1, составленного 26 февраля 2020 года специалистом сектора опеки и попечительства администрации ЗАТО г.Североморск ФИО3., усматривается, что истица Раца Ю.В. с супругом ФИО2. и их дочь ФИО1, а также их иные зарегистрированные в квартире родственники проживают по адресу: ***.

Согласно справке ООО «Североморское» Раца Ю.В. работает в ООО «Североморское» в должности продавца-кассира магазина «Улыбка Радуги» № 557, расположенном по адресу: г.Североморск, ул. Советская, д.9, с 07 февраля 2018 года по настоящее время. С 29 мая 2019 года находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Осуществление трудовой деятельности в указанной организации подтверждается также записями, внесенными в трудовую книжку Раца Ю.В.

С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела документов суд полагает доказанным факт постоянного проживания истицы на территории Мурманской области.

Каких-либо иных документов, подтверждающих, что Раца Ю.В. фактически не проживает на территории Мурманской области либо является получателем пособия в ином субъекте Российской Федерации, ответчиком не представлено.

Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что право истца на спорную выплату связано в силу приведенного выше правового регулирования с фактом ее проживания на территории Мурманской области, который не может зависеть от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в этом регионе, вывод ответчика об отсутствии оснований для предоставления истице ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет как женщине, родившей первого ребенка в возрасте до 26 лет, не соответствует подлежащим применению в данном споре нормам права.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истицы понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств в соответствии с требованиями ст. ст. 56-57 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Раца Юлии Борисовны к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного областного казенного учреждения «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» об отказе Раца Юлии Борисовне в предоставлении мер социальной поддержки.

Обязать Государственное областное казенное учреждения «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» назначить Раца Юлии Борисовне ежемесячную выплату при рождении первого ребенка до достижения им возраста 1,5 лет с момента обращения – с 08 ноября 2019 года.

Взыскать с Государственного областного казенного учреждения «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» в пользу Раца Юлии Борисовны расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий О.С. Петрова