ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382/2018 от 26.03.2018 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Коневой Н.В., при секретаре судебного заседания Шамановой К.Ю., с участием истца ФИО5, его представителя ФИО6, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-382/2018 по исковому заявлению ФИО5 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усольский» о признании заключения по материалам служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усольский» о признании заключения по материалам служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными, в обоснование исковых требований указав, что приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ он, <данные изъяты> ФИО5 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде «строгого выговора». Основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности послужила проведенная в отношении него служебная проверка от ДД.ММ.ГГГГ. Считает привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконным и необоснованным. Служебная проверка проведена не в полном объеме и необъективно. При проведении проверки допущен ряд грубых нарушений Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161, что является грубым нарушением законодательства, а также его конституционных прав. В заключение служебной проверки отсутствуют сведения о том, что же все-таки он совершил, и в чем его вина. В заключение служебной проверки по тексту сказано: «Каких-либо действий по отключению системы видеонаблюдения со стороны инспектора на видеозаписи не зафиксировано». В заключении указано, что в ходе проведения проверки изучена информация с видеорегистратора, установленного в служебном автомобиле ДПС, однако данная видеозапись ему в период проведения проверки не демонстрировалась, в материалах служебной проверки отсутствует и суду в качестве доказательства его вины не представлена. Факт совершения дисциплинарного проступка материалы служебной проверки не содержат. Имеются лишь субъективные сведения о том, что видеозапись отсутствовала в определенный период времени, почему она отсутствовала, по чьей вине и причины отсутствия данной записи материалами проверки не установлено. Он в объяснении указывал, что видеорегистратор неоднократно выходил из строя, по этому поводу он систематически подавал рапорты. В заключение служебной проверки указано, что по результатам проверки накопительной папки с рапортами сотрудников ДПС по видеорегистраторам, предоставляемым дежурному ОГИБДД, рапорта майора полиции ФИО5 отсутствуют. Однако, каким образом закреплена обязанность накопления таких рапортов, ответственного за данную папку, каким образом производится учет и регистрация данных рапортов ответчиком не указано, как и не доказано наличие данной папки. Он никаких инструкций по эксплуатации видеорегистратора не изучал, кроме того, что он не был даже ознакомлен с приказом, вмененным ему в нарушение.

Уточнив исковые требования (л.д. ) просит суд признать заключение по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5 незаконным, признать приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения ФИО5 к дисциплинарной ответственности незаконным, необоснованным.

В судебном заседании истец Черепанов С..И. и его представитель ФИО6, допущенный к участию в деле на основании ходатайства истца, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. ФИО5 дополнительно суду пояснил, что с инструкцией по эксплуатации видеорегистратора его не знакомили, наличие либо отсутствие видеозаписи у него вызывает сомнение, поскольку с видеозаписью его также не ознакомили.

Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. ).

Выслушав истца и его представителя, ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (пункт 1); знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (пункт 2).

В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 50 указанного Федерального одним из видов дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, является строгий выговор.

Статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки.

Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.).

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161 утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО5 назначен на должность <данные изъяты> приказом МО МВД России «Усольский» л/с от ДД.ММ.ГГГГ, которую замещает до настоящего времени (л.д. ).

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальником МО МВД России «Усольский» утвержден список сотрудников МО МВД России «Усольский», закрепленных за служебным автотранспортом, согласно которому за ФИО5 закреплен автомобиль <данные изъяты> (л.д. ).

Согласно книге постовых ведомостей ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО1 заступили на службу в составе патруля по маршруту (л.д).

Согласно п. 3.2 должностного регламента инспектора (дорожно-патрульной службы) взвода отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Усольский» майор полиции ФИО5 обязан соблюдать требования законодательства и иных правовых актов, регламентирующих деятельность ДПС (л.д.).

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника ГУ МВД РФ по Иркутской области утверждена Инструкция по применению в ГУ МВД России по Иркутской области, территориальных органах МВД России на районном уровне Иркутской области видеорегистраторов, установленных в служебных автомобилях подразделений Госавтоинспекции, для фиксации дорожной обстановки, организации хранения и использования аудио, видеоинформации, полученной в результате их применения. В соответствии с данным приказом начальникам территориальных ОВД приказано организовать изучение требований утверждаемой настоящим приказом Инструкции с принятием зачетов, обеспечить реализацию положений. Исключить выпуск на линию патрульных транспортных средств Госавтоинспекции не оборудованных, либо оборудованных неисправными видеорегистраторами (л.д.).

В соответствии с положениями пункта 2 вышеуказанной инструкции к работе с видеорегистраторами допускаются сотрудники, изучившие руководство (инструкция) по их эксплуатации и сдавшие зачеты по правилам их применения, установленным настоящей Инструкцией. Персональная ответственность за сохранность и работоспособность видеорегистраторов возлагается на сотрудников, допущенных к работе с ними, с внесением соответствующих положений в их должностные регламенты (инструкции). Согласно пункту 13 Инструкции после завершения инструктажа и перед заступлением на маршрут патрулирования сотрудник осматривает видеорегистратор на предмет отсутствия механических повреждений и следов иных воздействий, сохранности пломб фиксации жесткого диска (при его наличии), в соответствии с руководством по эксплуатации производит проверку работоспособности видеорегистратора, приводит его в рабочее состояние с реализацией функции аудио-, видеозаписи в соответствии с руководством пользователя, проверяет правильность установки даты и времени на видеорегистраторе, направление камер и надежность их крепления. При невозможности обеспечения надлежащей эксплуатации видеорегистратора по вышеуказанным или иным причинам, сотрудник докладывает руководителю подразделения. В соответствии с п. 16 Инструкции в случае выхода из строя видеорегистратора в период несения службы, сотрудник информирует непосредственного руководителя и дежурную часть, для фиксации данной информации (л.д.).

Приказом начальника МО МВД России «Усольский» л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении дисциплинарного взыскания» за нарушение п.3.2 должностного регламента, п.2 Инструкции по применению в ГУ МВД России по Иркутской области, территориальных органах МВД России на районном уровне Иркутской области видеорегистраторов, установленных в служебных автомобилях подразделений Госавтоинспекции, для фиксации дорожной обстановки, организации хранения и использования аудио-, видеоинформации, полученной в результате их применения, утвержденной приказом ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части не соблюдения требований законодательства и иных правовых актов, регламентирующих деятельность ДПС, нарушения установленного порядка эксплуатации технических средств видеонаблюдения и использования мобильных средств фото-видео фиксации нарушений ПДД в период несения службы ДД.ММ.ГГГГ на майора полиции ФИО5, <данные изъяты> наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора. ФИО5 был ознакомлен с приказом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности вынесен на основании заключения по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником МО МВД России «Усольский» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Основанием проведения служебной проверки послужил рапорт <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, поданный на имя начальника МО МВД России «Усольский», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ им была проведена <данные изъяты> проверка экипажа ДПС в составе инспекторов <данные изъяты> ФИО5 и ФИО1 Экипаж осуществлял патрулирование, согласно книге постовых ведомостей, по маршруту <данные изъяты> На момент проверки с <данные изъяты> экипаж ДПС на маршруте патрулирования отсутствовал. При проверке видеозаписи «Патрульвидео», установленного на служебном транспорте <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что экипаж ДПС двигался по автодороге <данные изъяты> со стороны <адрес>, в сторону <адрес>, в <данные изъяты> в районе <данные изъяты> совершил поворот направо в сторону <данные изъяты> и остановился. После чего видеозапись с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ прекращается и возобновляется с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в районе <данные изъяты> Рапорт зарегистрирован рег. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д).

В рамках проводимой проверки ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ были даны объяснения, согласно которым в ночь ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ он, совместно с ФИО1 находился на службе в составе авто патруля , работали на <данные изъяты> Перед выходом на линию система видеонаблюдения была исправна, контрольные лампочки горели. В системе видеонаблюдения имеется неисправность, она временами сама отключается. Об этом он неоднократно писал рапорт, который оставлял дежурному по ГИБДД для передачи руководству, а также обращался к связисту МО, но тот причину отключения обнаружить не мог (л.д).

Также в материалах служебной проверки имеются объяснений ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он находился на дежурстве согласно постовой ведомости в составе экипажа с ФИО5 О том, что в автомашине, закрепленной за ФИО5 имеется неисправность в системе «Патрульвидео» ему известно не было (л.д. ). Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО1 подтвердил данные им в ходе служебной проверки письменные объяснения, основания для критической оценки показаний свидетеля ФИО1 у суда отсутствуют.

Также в материалах служебной проверки имеются объяснения ФИО3, в которых он пояснил, что находился на службе <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. В ночную смену заступил авто патруль в составе ФИО1 и ФИО5 Никакой информации от ФИО5, который закреплен за патрульной автомашиной, о неисправности системы видеонаблюдения не поступало, рапорт предоставлен не был. Всем сотрудникам ОГИБДД доведено, что выпуск патрульных автомашин при неработающей либо неисправной системе «Патрульвидео» запрещен (л.д).

Заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения <данные изъяты> ФИО5 п.3.2 должностного регламента, п.2 Инструкции по применению в ГУ МВД России по <адрес>, территориальных органах МВД России на районном уровне <адрес> видеорегистраторов, установленных в служебных автомобилях подразделений Госавтоинспекции, для фиксации дорожной обстановки, организации хранения и использования аудио-, видеоинформации, полученной в результате их применения, утвержденной приказом ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Не признавая исковые требования, ФИО5 ссылался на то, что он не был ознакомлен с приказом от ДД.ММ.ГГГГ., не изучал его, а также не был ознакомлен с инструкцией по эксплуатации видеорегистратора, зачет по правилам его применения не сдавал.

Между тем, как следует из листа ознакомления <данные изъяты> ФИО5 был ознакомлен с требованиями Приказа ГУ МФД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), в судебном заседании ФИО5 не оспаривал наличие его подписи в указанном приказе.

Согласно ведомости <данные изъяты> о сдаче зачетов по правилам применения Инструкции видеорегистраторов, установленных в служебных автомобилях подразделений Госавтоинспекции, для фиксации дорожной обстановки, организации хранения и использования аудио, видеоинформации, полученной в результате их применения, утвержденной приказом ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, указанный зачет был сдан ФИО5 (л.д. ). Данные обстоятельства также были подтверждены свидетелем ФИО4

Доводы истца ФИО5 о том, что видеозапись с видеорегистратора закрепленной за ним автомашины с отсутствием на ней части видеозаписи ему не демонстрировалась, в связи с чем, отсутствует доказательство его вины, суд находит несостоятельными, поскольку, как следует из материалов служебной проверки, с заявлением об ознакомлении с указанной видеозаписью ФИО5 не обращался, давая объяснения в рамках служебной проверки, каких-либо возражений по данному поводу не высказывал. Кроме того, как следует из показаний свидетелей ФИО4 и ФИО2 ими была изучена видеозапись с видеорегистратора закрепленной за ФИО5 автомашины и установлен факт отсутствия видеозаписи в период с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.

Основания для критической оценки показаний данных свидетелей у суда отсутствуют, поскольку их показания последовательны, не содержат противоречий и подтверждаются совокупностью других доказательств, оснований для оговора ими ФИО5 не установлено и ФИО5 суду не представлены убедительные мотивы, свидетельствующие о заинтересованности указанных свидетелей в результатах рассмотрения дела.

Доводы истца о том, что согласно заключению служебной проверки, каких-либо действий по отключению системы видеонаблюдения с его стороны на видеозаписи не зафиксировано, в связи с чем, его вина не установлена, суд находит необоснованными, поскольку согласно п. 2 Инструкции на сотрудников, допущенных к работе с видеорегистраторами возложена персональная ответственность за их сохранность и работоспособность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что служебная проверка была инициирована уполномоченным лицом и проведена на законных основаниях, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности издан также уполномоченным лицом с соблюдением установленного законом порядка. Все установленные нарушения нашли свое подтверждение и отражены в заключении по материалам служебной проверки. Уважительных причин отсутствия контроля со стороны ФИО5 за работоспособностью видеорегистратора установленного в закрепленной за ним автомашине не установлено.

Согласно сведениям, предоставленным МО МВД России «Усольский» истец в течение предшествующего наказанию периода приказом работодателя от 04.08.2017г. привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговора за неисполнение должностных обязанностей (л.д. 25,71). Как следует из пояснений истца, данный приказ был им обжалован, между тем решение суда на момент рассмотрения настоящего дела не вступило в законную силу. Таким образом, дисциплинарное взыскание на момент вынесения оспариваемого приказа являлось действующим.

При применении дисциплинарного взыскания в виде строго выговора работодателем приняты во внимание результаты проведенной служебной проверки, ранее изданный и неотмененный приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что срок и процедура привлечения ФИО5 к дисциплинарной ответственности ответчиком не нарушены., предусмотренные ст. ст. 51, 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сроки проведения служебной проверки и сроки наложения дисциплинарного взыскания работодателем соблюдены.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись достаточные основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания за совершенный проступок, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усольский» о признании заключения по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5 незаконным, о признании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения ФИО5 к дисциплинарной ответственности незаконным, необоснованным – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья Н.В. Конева