ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-382/2023 от 13.12.2023 Советского районного суда (Курская область)

Дело № 2-382/2023

46RS0021-01-2022-000278-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кшенский 13 декабря 2023 года

Советский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Хмелевского А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Алисовой В.В.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Советского района Курской области Савенкова Д.О.,

представителя ответчика – Акционерного общества «Кшенский сахарный комбинат» Лапиной О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат» о возложении обязанности создать защитное сооружение гражданской обороны в виде укрытия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Советского района Курской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в Советский районный суд Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат», в котором просит возложить обязанность на Акционерное общество «Кшенский сахарный комбинат», зарегистрированное по адресу: <адрес>, <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу с учетом требований пункта 4.12 СП 88.13330.2014 в месте наибольшего сосредоточения укрываемых работников АО «Кшенский сахарный комбинат», с радиусом сбора не более 1 000 м. создать защитное сооружение гражданской обороны в виде укрытия, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения прокуратурой Советского района проверки исполнения законодательства в сфере ГО и ЧС, выявлено, что общая численность работников комбината 214 человек, количество работников наибольшей рабочей смены – 59 человек, АО «Кшенский сахарный комбинат» относится к первой категории по гражданской обороне, имеет мобилизационное задание. На территории комбината для наибольшей работающей смены имеется защитное сооружение. Согласно представленному паспорту таким объектом является ЗС ГО типа противорадиационное укрытие (ПРУ), № 46/286П-47, расположенное по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что указанное сооружение не готово к приему укрываемых лиц, в нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 (далее - Правила) не обеспечены защитно-герметические и герметические свойства дверей защитного сооружения (двери отсутствуют); в нарушение п. 3.2.10 Правил элементы инженерных систем защитного сооружения не окрашены в цвета, предусмотренные Правилами; в нарушение п. 3.6 Правил не разработаны планы ЗС ГО с указанием всех помещений и находящихся в них оборудования и путей эвакуации, а также планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; в нарушение п. 6.1.1 Правил защитное сооружение не укомплектовано мебелью согласно численности, укрывающихся в них лиц.

Актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО типа ПРУ № 286П-47 от 27.08.2018 установлено, что указанное сооружение не соответствует утвержденным требованиям и инженерно-техническим характеристикам, не готово к приему укрываемых, а также принято решение о снятии с учета ЗС ГО.

В связи с допущенными нарушениями прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Кшенский сахарный комбинат» 16.04.2021 вносилось представление об устранении допущенных нарушений, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Отсутствие сооружений, предназначенных для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в условиях военных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Представитель истца, заместитель прокурора Советского района Курской области Савенков Д.О. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Акционерного общества «Кшенский сахарный комбинат» Лапина О.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на балансе Акционерного общества «Кшенский сахарный комбинат» защитные сооружения в настоящее время не состоят. АО «Кшенский сахарный комбинат» не является организацией, имеющей мобилизационное задание, ошибочно отнесено к первой категории и не является надлежащим ответчиком по делу. Собственником спорного объекта гражданской обороны является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях. Мобилизационное задание в виде выписки было ошибочно приравнено к заключению Обществом договора (контракта) на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. АО «Кшенский сахарный комбинат» не является организацией, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и на него не распространяются требования ч. 2 ст. 9 Закона № 28-ФЗ по выполнению мероприятий по гражданской обороне. Спорное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации и должно быть включено в реестр федеральной собственности.

Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Курской области, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Представитель третьего лица – Комитета региональной безопасности Курской области, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явилась, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель третьего лица – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные в дело документальные доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи с пояснениями участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Как установлено частью 2 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила № 804).

Согласно пункту 2 Правил № 804 отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение: организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Согласно пункту 3 Правил № 804 для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности; первая категория; вторая категория.

Согласно пункту 4 Правил № 804 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что гражданская оборона - система мероприятий но подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации, в том числе, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, определено, что укрытие - это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию: ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 Строительных норм и правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» (СниП 2.01.51-90) защита рабочих и служащих (наибольшей рабочей смены) предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, должна предусматриваться в убежищах.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Требования, предъявляемые к укрытию, регламентированы Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».Как установлено судом и следует из материалов дела в ходе проведения прокуратурой Советского района проверки исполнения законодательства в сфере ГО и ЧС, выявлено, что общая численность работников комбината 214 человек, количество работников наибольшей рабочей смены – 59 человек, АО «Кшенский сахарный комбинат» относится к первой категории по гражданской обороне, имеет мобилизационное задание. На территории комбината для наибольшей работающей смены имеется защитное сооружение. Согласно представленному паспорту таким объектом является ЗС ГО типа противорадиационное укрытие (ПРУ), № 46/286П-47, расположенное по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что указанное сооружение не готово к приему укрываемых лиц, в нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 (далее - Правила) не обеспечены защитно-герметические и герметические свойства дверей защитного сооружения (двери отсутствуют); в нарушение п. 3.2.10 Правил элементы инженерных систем защитного сооружения не окрашены в цвета, предусмотренные Правилами; в нарушение п. 3.6 Правил не разработаны планы ЗС ГО с указанием всех помещений и находящихся в них оборудования и путей эвакуации, а также планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; в нарушение п. 6.1.1 Правил защитное сооружение не укомплектовано мебелью согласно численности, укрывающихся в них лиц.

Актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО типа ПРУ № 286П-47 от 27.08.2018 установлено, что указанное сооружение не соответствует утвержденным требованиям и инженерно-техническим характеристикам, не готово к приему укрываемых, а также принято решение о снятии с учета ЗС ГО.

Приказом МЧС России от 28.11.2016 № 632дсп (в редакции от 07.06.2018 № 244дсп) определено, что организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) при отсутствии основного показателя по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и дополнительных показателей, подлежат отнесению к категориям по гражданской обороне, исходя из показаний численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены).

Действующий перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, был утвержден Губернатором Курской области 31.03.2022 года, в который было включено, в том числе АО «Кшенский сахарный комбинат», как организация, имеющая мобилизационное задание и продолжающая работать в военное время (с работающей в военное время сменой).

Выписка из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне доведена до руководителя АО «Кшенский сахарный комбинат» исх, № 03.4-01-01-25/1372дсп от 08.04.2022.

Губернатором Курской области 17.05.2022 утвержден План создания объектов гражданской обороны, в котором под пунктом 28 таблицы 1 включено АО «Кшенский сахарный комбинат», в графе 6 «Обеспеченность наибольшей работающей смены (НРС) ЗС ГО (обеспечена/частично обеспечена/не обеспечена)» определено, что в АО «Кшенский сахарный комбинат» «Отсутствует укрытие (не обеспечена)» и в графе 9 «Планируемые мероприятия по обеспечению укрытия наибольшей работающей смены (НРС) организации» определено, что в АО «Кшенский сахарный комбинат» «Необходимо создание укрытия на 59 чел.».

По информации мобилизационного управления Курской области мобилизационные задания устанавливаются, уточняются и доводятся ежегодно до организаций, расположенных на территории Курской области и отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе мобилизационное задание АО «Кшенский сахарный комбинат» установлено постановлением Губернатора Курской области от 22.01.2021 № 16-пг-2 и 31.05.2021 №23дсп доведено до руководителя АО «Кшенский сахарный комбинат» уведомлением Администрации Советского района Курской области.

Судом также установлено и подтверждается справкой Главного управления МЧС России по Курской области, что по данным учета Главного управления в Журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Курской области, по адресу: <адрес>, числится защитное сооружение гражданской обороны типа ПРУ – «противорадиационное укрытие», инвентарный номер 46/286П-47, согласно акту инвентаризации от 27.08.2018 принято в эксплуатацию в 1956 году, находится в пользовании АО «Кшенский сахарный комбинат», не готово к приему укрываемых (т.2 л.д.53).

Из договора купли-продажи заключенного 30 апреля 2002 года между ООО «» и ООО «» (реорганизованного впоследствии в АО «Кшенский сахарный комбинат») (т. 2 л.д. 91-99) следует, что указанный объект гражданской обороны среди объектов недвижимости не значится и ответчику не передавался, что также подтверждается актом приема-передачи от 30 апреля 2002 года (т. 2 л.д. 100-103) и приобщенными к материалам дела техническими паспортами объектов недвижимости переданных по указанным выше договору купли-продажи и акту приема-передачи в собственность ответчика.

Из справки АО «Кшенский сахарный комбинат» от 1 ноября 2023 года следует, что помещения убежища (защитного сооружения) в собственность АО «Кшенский сахарный комбинат» не передавались, на балансе не числятся. Документы, подтверждающие передачу помещений убежища (защитного сооружения) в собственность АО «Кшенский сахарный комбинат», у Общества отсутствуют. Договоры на передачу убежища (защитного сооружения) АО «Кшенский сахарный комбинат» в безвозмездное пользование или на ответственное хранение у Общества отсутствуют (т.2 л.д.38).

В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Курской области федерального имущества, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, по поводу которых возник спор, осуществляет межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (п. 4 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23 июня 2023 г. N 131).

В ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 г. N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Как следует из паспорта ЗС ГО (убежища противорадиационного укрытия) № 46/286П-47 АО «Кшенский сахарный комбинат» является организацией, эксплуатирующей убежище.

Вместе с тем, акт приема-передачи спорного объекта гражданской обороны не составлялся, а договор купли-продажи и акт приема-передачи от 30 апреля 2002 года не содержит указанного объекта и сведений о его передаче, в связи с чем установить, в каком состоянии было передано защитное сооружение гражданской обороны и что оно было передано ответчику, невозможно.

В материалах дела не имеется доказательств того, что собственником делегировались кому-либо данные полномочия, что могло освободить собственника от обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества.

По настоящему делу прокурором было заявлено требование о возложении на АО «Кшенский сахарный комбинат» обязанности по соблюдению законодательства, при этом основанием для предъявления этого требования указано то обстоятельство, что общая численность работников комбината 214 человек, количество работников наибольшей рабочей смены – 59 человек, АО «Кшенский сахарный комбинат» относится к первой категории по гражданской обороне, имеет мобилизационное задание.

Какого-либо договора о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, о возложении каких-либо обязательств на АО «Кшенский сахарный комбинат», в том числе обязанности поддерживать защитное сооружение гражданской обороны, по поводу которого возник спор, в надлежащем состоянии в отсутствие финансирования, согласно которому общество приняло бы на себя обязательства по сохранению защитного сооружения и по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению, между АО «Кшенский сахарный комбинат» и собственником защитного сооружения гражданской обороны не имеется.

Таким образом, судом установлено, что между сторонами не заключался какой-либо договор, в том числе содержащий элементы различных договоров, регулирующийся какими-либо законами и нормативными актами, в том числе с учетом специфики объектов, в отношении которых и был бы заключен договор.

На основании изложенного суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат» о возложении обязанности создать защитное сооружение гражданской обороны в виде укрытия отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат» о возложении обязанности создать защитное сооружение гражданской обороны в виде укрытия отказать.

Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет изготовлено 20 декабря 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Советский районный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.С. Хмелевской