ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-383 от 29.06.2012 Агрызского районного суда (Республика Татарстан)

гражданское дело № 2-383Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г. Агрыз, Республика Татарстан 29 июня 2012 года

Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ризвановой Л.А.,

с участием прокурора Орлова С.Н.,

представителя ответчика отдела МВД России по Агрызскому району РТ по доверенности Валиева Р.Р.

при секретаре Апанаевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Агрызского района РТ к отделу МВД России по Агрызскому району РТ, Министерству внутренних дел России поРеспублике Татарстан о запрете деятельности спецприемника и камеры для административно задержанных отдела МВД России по Агрызскому району РТ до устранения нарушений законодательства о содержании под стражей административно задержанных и административно арестованных граждан

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с заявлением в приведенной формулировке. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Агрызского района при проверке законности соблюдения прав и условий содержания граждан, задержанных за совершение административных правонарушений в деятельности спецприемника, камеры административно задержанных (далее по тексту КАЗ) отдела МВД России по Агрызскому району РТ выявлены грубые нарушения действующего законодательства. В нарушение «Положения о порядке отбывания административного ареста», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста", положений ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» камеры спецприемника и камера административно-задержанных лиц, индивидуально средствами радиовещания не обеспечены, настольные игры административно арестованным не выдаются. В нарушение ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прибывшие административно-арестованные и административно задержанные лица не проходят санитарную обработку и обследование на педикулез. В нарушение п. 14 приказа МВД РФ от 22.11.2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» постельные принадлежности прибывшим административно задержанным и арестованным не выдаются.

В нарушении ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности п.4 НПБ 110-03 в камерах КАЗ и спецприемника отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует система оповещения при пожаре п.5 НПБ 104-03.

В нарушении правил технической эксплуатации технических приборов (приложение №3 таблица 36) в камерах КАЗ и спецприемника отсутствуют замеры сопротивления изоляции проводов и контрзаземлений.

Несмотря на ранее внесенные прокуратурой района в 2010 и 2011 году представления об устранении нарушений закона, нарушения не устранены, ввиду бездействия руководства отдела МВД России по Агрызскому муниципальному району РТ.

Прокурор просит запретить деятельность спецприемника и КАЗ отдела МВД России по Агрызскому району РТ до устранения нарушений законодательства о содержании под стражей административно задержанных и административно арестованных граждан.

В судебном заседании заместитель прокурора Агрызского района РТ Орлов С.Н. заявление поддержал по указанным в нем основаниям.

Представитель отдела МВД России по Агрызскому району РТ Валиев Р.Р. просил отказать прокурору в заявлении, указав, что здание Агрызского ОВД построено еще в 1973 году. Из п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» следует, что Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Согласно п.п. 2 этой же статьи полиция обязана пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности. Поэтому в случае запрещения деятельности КАЗ и спецприемника Отдел МВД России по Агрызскому району не сможет в полной мере осуществлять свою деятельность по предназначению и свои обязанности, что в свою очередь может негативно отразиться на криминогенной обстановке, так как некуда будет помещать лиц, отбывающих административный арест по решению суда и они останутся безнаказанными.

Тем не менее он признает, что имеются определенные недостатки, которые по мере возможности и финансирования устраняются. Так проводится капитальный ремонт помещений ИВС, спецприемника и КАЗ. По окончанию, которого они будут отвечать требованиям, предъявляемым к камерам спецприемника, изложенным в Приложение № 4 к приказу МВД России от 6 июня 2000 г. № б05 ДСП «Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», то есть они будут оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел. Для лиц находящихся в ИВС и спецприемнике создана библиотечка, откуда все желающие могут получить как периодическую печать, так и художественную литературу, там же имеются настольные игры.

26 июня 2012 года комиссией по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания органов внутренних дел РТ в составе: ведущего консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан ФИО12, инспектора ООО и КСП УОООП МВД по РТ старшего лейтенанта полиции ФИО5 и сотрудников отдела МВД России по Агрызскому району начальника ИВС ФИО6 и начальника спецприемника ФИО7, проведана проверка, которая серьезных нарушений прав содержащихся в КАЗ, спецприемнике и ИВС не выявила.

До 16 апреля 2012г. меры по организации и оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в КАЗ, принимались в соответствии с приказом № 605 ДСП, с вступлением с 16.04.2012г. в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. № 301 «Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» сотрудники Отдела МВД России по Агрызскому району поступают в порядке указанным в ст. 23-28 Положения.

Проверку на педикулез лиц задержанных и административно арестованных проводит медицинский работник отдела МВД по Агрызскому району РТ или в соответствии с Приложением № 2 к приказу МВД России от 6 июня 2000 г. № 605дсп сотрудник спецприемника. После проверки все вновь прибывшие направляются на санобработку, для этой цели в помещении ИВС и спецприемника имеется душевая, всем выдается необходимый набор гигиенических средств мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста или порошок. Для лиц, арестованных в административном порядке, постельное белье выдавалось всегда на основании Приложение № 2 к приказу МВД России от 6 июня 2000 г. № 605дсп. Обеспечение постельным бельем лиц, содержащихся в КАЗ, на момент подачи иска осуществлялось на основании п.11 Постановления Правительства РФ от 15.10.2003г. № 627, которое регулировало содержание задержанных и в котором, говорилось, что задержанные обеспечиваются лишь спальным местом. После вступления в силу Постановления № 301 от 16.04.2012 года для обеспечения постельными принадлежностями задержанных Отделу дополнительно предоставили комплекты спальных принадлежностей, что подтверждается приобщенной к материалам дела накладной и фотографиями.

С целью проведения проверки соответствия помещений противопожарной безопасности и в рамках ежегодной проверки административных помещений ОВД с представителем службы инспекции ПБ ЦАХиТО МВД по РТ инспектором ПБ ФИО8 13 апреля 2012 года было проведено обследование помещений спецприемника и ИВС. Выявленные в ходе проверки недостатки являются несущественными. Проведенной проверкой соответствия изоляции электроустановок и заземляющих устройств нарушений не выявлено. Полагает, что все имеющиеся недостатки несущественны и исходя из общественных интересов зареет эксплуатации КАЗ и спецприемника невозможен. Автоматическая пожарная сигнализация будет установлена как только из федерального бюджета на это будут выделены соответствующие средства. Кроме того в ближайшее время запланировано строительство пристроя в зданию отдела МВД, где должно будет находиться помещение ИВС, КАЗ и спецприемника, оборудованное в соответствии с ныне действующими требованиями законодательства.

На основании изложенного представитель отдела МВД России по Агрызскому району РТ Валиев Р.Р. просил прокурору в заявлении отказать.

Представитель Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан по доверенности Исмаилов Р.Ф. в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление прокурора указал, что к заявлению не приложены доказательства, подтверждающие нарушения при содержании лиц, задержанных за административные правонарушения, полномочия у прокурора на обращение в суд с данным заявлением отсутствуют. Запрещение эксплуатации спецприемника и камеры административно задержанных противоречит общественным интересам и нарушает права и законные интересы других граждан в государственной защите от преступных и иных посягательств. На основании изложенного просил прокурору в заявлении отказать.

Изучив материалы дела, выяснив мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право прокурора на обращение в суд для защиты интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц закреплено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Судом установлено, что здание отдела МВД России по Агрызскому району РТ введено в эксплуатацию в 1973 году. На первом этаже в полуподвальном помещении находится изолятор временного содержания, камеры административно задержанных на 8 человек и камера спецприемника.

В соответствии с «Положением о порядке отбывания административного ареста», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726
"Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста" определен порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с частью 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее именуются - арестованные).

Указанным нормативным актом установлено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных вадминистративном порядке (далее именуются - специальные приемники).

В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.

Камеры специального приемника оборудуются в соответствии стребованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных.

Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Прокурор указал в обоснование заявления, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой, было установлено, что камеры спецприемника и камера административно-задержанных лиц, индивидуально средствами радиовещания не обеспечены, настольные игры административно арестованным не выдаются. Прибывшие административно-арестованные и административно задержанные лица не проходят санитарную обработку и обследование на педикулез, постельные принадлежности прибывшим административно задержанным и арестованным не выдаются, в камерах КАЗ и спецприемника отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует система оповещения при пожаре п.5 НПБ 104-03, отсутствуют замеры сопротивления изоляции проводов и контрзаземлений.

Несмотря на ранее внесенные прокуратурой района в 2010 и 2011 году представления об устранении нарушений закона, нарушения не устранены. Однако, каких-либо письменных доказательств, подтверждающих факт проведения проверки до обращения в суд после 2011 года, суду не представлено.

Между тем из пояснений представителя ответчика отдела МВД России по Агрызсакому району РТ, представленных документов и фотографий, следует, что имевшиеся к моменту обращения прокурора в суд нарушения в значительной степени устранены. Так, проводится капитальный ремонт помещений ИВС, спецприемника и КАЗ, а именно в камерах установлены умывальники и писсуары. В отделе имеется душевая комната, где административно-задержанные и арестованные проходят первичную санитарную обработку, а также осматриваются, имеющимся в штате отдела МВД медицинским работником. Лицам, отбывающим административный арест, выдаются постельные принадлежности. 01.01.2012 года отделом МВД России по Агрызскому району РТ и ГАУЗ «Агрызская Центральная районная больница» заключен договор, в соответствии с которым Агрызская ЦРБ проводит обработку матрацев, одеял и подушек в дезинфекционной камере и стирку постельного белья. В камерах оборудованы окна, через которые может проводиться проветривание помещений. Для лиц находящихся в ИВС и спецприемнике создана библиотечка, откуда все желающие могут получить как периодическую печать, так и художественную литературу, там же имеются настольные игры.

26 июня 2012 года комиссией по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания органов внутренних дел РТ проведена проверка, по результатам которой составлен соответствующий акт. В соответствии с актом проверки помещение изолятора оснащено комнатой для подогрева пищи, где имеется необходимый набор бытовой техники и посуды. Имеется санузел, в котором установлена душевая кабина, водонагреватель на 80 литров, рукомойник, туалет. Камеры оснащены кнопкой вызова дежурного, имеется рукомойник, тумбочки для личных вещей, на кроватях необходимый набор постельных принадлежностей, емкость для питьевой воды. В помещениях камер поддерживается чистота. В помещениях ИВС и специального приемника отсутствует система пожарной сигнализации.

Из протокола измерения сопротивления изоляции от 12 апреля 2012 года, составленного специализированной организацией, следует, что в ходе проверки соответствия изоляции электроустановок и заземляющих устройств в помещениях ИВС и спецприемника нарушений не выявлено.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

В данном случае прокурор требуя запретить деятельность спецприемника и камеры административно задержанных лиц до устранения нарушений законодательства о содержании под стражей административно задержанных и административно арестованных граждан не представил суду доказательств наличия реальной угрозы здоровью граждан, содержащихся в указанных помещениях отдела МВД. Исходя из представленных суду доказательств в их совокупности и баланса общественных интересов, суд находит, что имеющиеся нарушения, а именно отсутствие автоматической пожарной сигнализации в помещениях спецприемника и КАЗ не является достаточным основанием для запрета их деятельности. В заявлении прокурору следует отказать. Отказ в удовлетворении данного заявления не является для прокурора препятствием для обращения в суд с требованием об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Агрызского района РТ о запрете деятельности спецприемника и камеры для административно задержанных отдела МВД России по Агрызскому району РТ до устранения нарушений законодательства о содержании под стражей административно задержанных и административно арестованных граждан отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Агрызский районный суд РТ.

Судья Ризванова Л.А.