ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3830/2016 от 21.12.2016 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-3830/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи А.О. Семенцова, при секретаре Е.Г. Зотовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедовой М. Г. к ООО «Медиа Инвест» о возложении обязанности по заключению договора на размещение социальной рекламы,

у с т а н о в и л:

Ахмедова М.Г. обратилась в суд с иском к ООО «Медиа Инвест» о возложении обязанности по заключению договора на размещение социальной рекламы. В иске указала, что <дата> ею было направлено письмо на радиостанцию <данные изъяты> с просьбой рассмотреть вопрос о размещении социального ролика на безвозмездной основе как оферту. В ответе на данное письмо ответчик сообщил, что размещение данного ролика возможно только на возмездной основе.

Истец считает данный отказ нарушающим её права, поскольку размещение социальной рекламы является обязанностью средства массовой информации, а оплатить размещение ролика на предложенных ответчиком условиях истец не имеет финансовой возможности. В связи с этим истец просит суд возложить на ответчика обязанность по размещению социального ролика на радиостанции «Шансон-Владивосток» в размере 5 % годового объема распространяемой рекламы до конца этого года; заключить письменный договор о безвозмездном оказании услуг с указанием даты и времени, в течение которого будет транслироваться её социальный ролик; возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Пояснила, что устанавливая высокие цены на размещение социальной рекламы, ответчик уклоняется от выполнения обязанности по размещению социальной рекламы, возложенной на него законом. Ставит граждан, не имеющих достаточный доход для оплаты рекламы в неравное положение с лицами, имеющими финансовую возможность оплатить рекламу. Её ролик направлен на информирование населения Приморского края о предоставлении государством земель гражданам и носит социальный характер.

Представитель ответчика Басманова М.А. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что заявленная истцом тема о Дальневосточном гектаре не отвечает признакам социальной проблемы, требующей общественного внимания и решения, кроме того, широко освещается СМИ в сети «Интернет». В требуемом истцом объеме разместить рекламу невозможно, т.к. часть годового объема уже реализована ответчиком. Закон обязывает ответчика размещать социальную рекламу, но не на безвозмездной основе. Занятие благотворительностью не может быть навязано ответчику.

Суд, выслушав стороны, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что <дата>Ахмедова М.Г. обратилась в ООО «Медиа Инвест» с письмом, содержащим оферту о заключении договора на распространение социальной рекламы на бесплатной основе. Социальная реклама, предложенная истцом, как указано в обращении, направлена на популяризацию проекта закона о выделении земли гражданам.

В ответе на обращение от <дата><номер> ответчик сообщил, что размещение рекламы данной тематики возможно на возмездной основе.

Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определяет социальную рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок обязательного заключения договора установлен в ст. 445 ГК РФ. При этом ч. 4 ст. 445 ГК РФ предусматривается, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения обязательного договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Следовательно, рекламораспространитель обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится с предложением о распространении социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Договор на распространение социальной рекламы (равно как и рекламы) является гражданско-правовым договором, а именно договором оказания услуг.

Согласно нормам ст. 781 ГК РФ оказываемые услуги подлежат оплате в порядке и сроки, которые указаны в договоре. Таким образом, безвозмездность такого договора законодательством РФ не предусмотрена.

Между сторонами не согласовано существенное условие договора о предоставлении услуг по распространению социальной рекламы на бесплатной основе. Заключение договора на распространение социальной рекламы на предложенных истцом условиях возможно только по соглашению с ответчиком, которого стороны не достигли. Отсутствие у истца финансовой возможности оплатить рекламу не является основанием к возложению на ответчика обязанности заключить договор на безвозмездной основе.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 13, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ахмедовой М. Г. к ООО «Медиа Инвест» о возложении обязанности заключить договор об оказании услуги на безвозмездной основе по размещению социального ролика на радиостанции <данные изъяты> в размере 5 % годового объема до конца года и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.

В окончательной форме решение принято 26.12.2016.

Председательствующий: