Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3831
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Л.С. Варнавской
при секретаре О.В. Ширниной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к А., Г., Б., М. о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с иском к А., Г., Б. и Г. полигоне выделить ему жилищный сертификат на состав семьи из 4 человек за счет средств федерального бюджета.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете граждан участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по группе граждан выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение жилищных субсидий на состав семьи 4 человека. Постановка на учет произведена ..... На момент постановки ФИО2 на учет права граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, на постоянное место жительства в другие районе страны регламентировались ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». С 01.01.2003г. вступил в силу ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым установлена очередность предоставления жилищных сертификатов для лиц, указанной категории.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010годы» Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав программы «Жилище» на 2002-2010годы. В настоящее время реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы. Как следует из названия и содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством РФ. К такой категории граждан относится и истец. С 1999г. по настоящее время номер очереди истца менялся, при этом в сторону увеличения по неясным причинам. Так, по состоянию на 2004г. номер очереди стал – , в 2005г. – . На протяжении 11 лет истец неоднократно обращался с заявлениями в уполномоченные органы с разъяснением и просьбой предоставить ему жилищный сертификат, однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу не выдан. Таким образом, действиями ответчика нарушаются конституционное право истца не предоставление бесплатного жилища. Отсутствие достаточного финансирования не является достаточным основанием к отказу в предоставлении жилищного сертификата.
В ходе рассмотрения дела истец предоставил уточненное исковое заявление, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время его номер в очереди менялся, в том числе в сторону увеличения. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. номер очереди – , в ДД.ММ.ГГГГ. – в ДД.ММ.ГГГГ. – , в ДД.ММ.ГГГГ. – , в ДД.ММ.ГГГГ. – , в ДД.ММ.ГГГГ. – , в ДД.ММ.ГГГГ. . На протяжении 11 лет истец неоднократно обращался с заявлениями в уполномоченные органы с разъяснением и просьбой предоставить ему жилищный сертификат, однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу не выдан. В том числе и в 2010г. истец обращался в администрацию .... с заявлением о предоставлении жилищного сертификата. На сегодняшний день истец и члены его семьи жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма не имеют. Обязательство, предусмотренное п.п. «ж» п.44 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 о предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения в администрацию .... им предоставлено, в материалах учетного дела договор обязательство от ДД.ММ.ГГГГ имеется. Просил при поступлении сертификата в .... обязать А., Б., Г. выделить ФИО2 за счет средств федерального бюджета жилищный сертификат на состав семьи 4 человека. Взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере рублей.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что он проживал в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в ..... В указанный период работал в военизированной горноспасательной части командиром отделения. Выехал вместе с семьей в октябре ДД.ММ.ГГГГ. в ...., жили в ...., своего жилья не было, он не работал. ДД.ММ.ГГГГ они переехали в ...., где он сразу встал на учет. Своего жилья не было. Фактически проживали по месту регистрации 2 года, после чего переехали в ..... Проживали в различных квартирах. Дети с истцом не проживают, обе дочери состоят в браке, проживают отдельно. Жилых помещений в собственности или по договору социального найма истец и члены его семьи не имеют. Квартиру в .... сдал в администрацию поселка при выезде. Заявления о выдаче сертификата начал подавать с ДД.ММ.ГГГГ. каждый год. На его заявления не отвечали, присылали лишь ответы об очередности. До этого он не знал о том, что нужно писать заявления. Полагает, что нарушены его права на получение сертификата.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях, приобщенных к делу. Пояснила, что очередь истца нарушена, и его номер в очереди не Полагает, что в настоящее время истец праве получить сертификат во внеочередном порядке.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что семья была лишена возможности получить информацию об очередности, списки сформированы с нарушением закона. Истцу необходимо выдать сертификат без очереди.
Представители ответчиков А., Б., Г., М., представители третьих лиц У., К., третьи лица ФИО7 () О.А., ФИО5 () А.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Представители ответчиков А., Г., представители третьих лиц У. предоставили в суд отзыв, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Б. также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения истца ФИО2, его представителя ФИО6, третьего лица ФИО4, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 25.07.1998г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определялись условия, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанный закон утратил силу 01.01.2003г..
Согласно ст.11 данного закона, постановлением Правительства РФ от 07.10.1998г. №1163 утвержден Порядок предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утратил силу 01.01.2003г.).
В силу п.2 Порядка предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, составляют списки нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, и предоставляют их в Министерство региональной политики РФ.
Согласно ст.5 Закона Алтайского края от 10.04.1999г. №16-ЗС учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере. (Закон утратил силу 29.11.2008г.).
Согласно ст. 1 ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Для граждан, выезжающих из городов, поселков с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы не учитываются.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 работал в в должности , его общий стаж составляет лет месяцев дней, северный стаж года месяцев дней ( х года месяцев дней) в районах Крайнего Севера (л.д. 44).
За время работы ФИО2 в , ссуд на строительство дома или покупки квартиры ему не предоставлялось, что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах, зарегистрированных на объекты недвижимости, расположенных на территории .... и .... в отношении ФИО2 ФИО4, ФИО7,ФИО8 (л.д.179-182).
В соответствии с выпиской из домовой книги в квартире по адресу ...., принадлежащей Ч. В.И., зарегистрированы ФИО4 и ФИО9. (л.д. 206).
Согласно справкам данные изъяты от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, ФИО11, ФИО2, ФИО4 не имеют своего собственного жилья на территории .....
Решением жилищной комиссии при администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановлен на учет, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию .... с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ он относится к категории граждан, прибывших из районов Крайнего Севера, признан нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ. В состав семьи входит супруга ФИО4, дети ФИО10 () О.А., ФИО8 (л.д. 38).
ФИО2 внесен в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по .... на ДД.ММ.ГГГГ - пенсионеры (л.д. 31).
Таким образом, ФИО2 имеет право на получение выплат для приобретения жилья, в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Право истца на получение жилищного сертификата никем не оспаривается.
Согласно ст. 2 ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливается следующая очередность приобретения жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с правительством РФ;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанными инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями 2 и 3 статьи 5 ФЗ;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого ч.2 ст.5 настоящего ФЗ;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в службе занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого ч.2 ст.5 настоящего ФЗ»;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку ФИО12 является пенсионером, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, он относится к гражданам, имеющим право на получение жилищной субсидии третьей очереди.
Из представленных в материалы дела списков следует, что истец внесен в список очередников исходя из даты поставки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в третью очередь.
В силу ст.3 ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящих ФЗ, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ».
Постановлением администрации Алтайского края от 29.08.2008г. №80 Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определено уполномоченным органом по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федерально-целевой программы «Жилище» на 2002-2010г..
Г. представлены сводные списки граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008г., 2009г., 2010г., 2011г., из которых следует:
-в списке на 2008г. ФИО2 состоял под № (л.д. 46-68);
-в списке на 2009г. ФИО2 состоял под № (л.д. 69-86);
-в списке на 2010г. ФИО2 состоял под № (л.д.87-101);
-в списке на 2011г. ФИО2 состоит под № (л.д. 102-116).
Список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера на территорию ...., представленный У. которое до 2008 года являлось уполномоченным органом по реализации подпрограммы (л.д. 201-246), носит технический характер, поскольку указанные в нем граждане расположены не по дате постановки на учет, а в алфавитном порядке. Исходя из данного списка, определить очередь истца для обеспечения жильем в соответствии с установленной федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., по категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий не представляется возможным.
Вместе с тем, из имеющихся в настоящее время списков следует, что ранее истца в них внесены граждане, которые поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий также раньше истца. Лиц, которые значатся в очереди раньше истца, но приняты на учет позднее, в списках нет. Следовательно, оснований для выводов о нарушении прав истца в установлении его очередности не имеется.
Согласно ст.7,10 указанного выше Закона, средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим, или выехавшим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим, или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждается Правительством РФ.
В соответствии с п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам программы органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан – участников подпрограммы.
При этом, п.32 указанных правил предусмотрено, что порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Постановлением Администрации края от 24.03.2008г. №113 для организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов в Администрации края создана рабочая группа по реализации указанной подпрограммы и определен следующий порядок оформления документов для выдачи сертификатов: при поступлении сертификатов в соответствии со сводным списком граждан - получателей сертификатов в планируемом году органы местного самоуправления рассматривают заявления участников подпрограммы о выдаче сертификатов, проверяют наличие необходимых документов и предоставляют их в Главалтайсоцзащиту. Главалтайсоцзащита готовит предложения о выделении сертификатов участникам подпрограммы для рассмотрения рабочей группой. Рабочая группа принимает решение о выделении сертификатов органам местного самоуправления, доводит его до них. Органы местного самоуправления принимают решения о выделении сертификатов участникам подпрограммы, которые оформляются в виде нормативных правовых актов администраций муниципальных районов и городских округов, и предоставляют их в Главалтайсоцзащиту. На основании представленных документов принимается распоряжение .... о выдаче сертификатов участникам программы; на основании данного распоряжения Главалтайсоцзащита заполняет бланки сертификатов. Вручение сертификатов осуществляется Главалтайсоцзащитой. После вручения корешки сертификатов прикладываются к учетным делам участников подпрограммы.
Поскольку предоставление субсидий указанной категории гражданам производится по мере поступления средств из федерального бюджета в порядке очередности в целом по краю, право ФИО2 на получение жилищного сертификата должно быть реализовано в порядке очередности по мере поступления средств из федерального бюджета. В настоящее время оснований для удовлетворения требований истца о выделении ему жилищного сертификата вне очереди не имеется.
В соответствии с п.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В случае выдачи ФИО2 жилищного сертификата не в порядке очередности, будут существенным образом нарушены права лиц, постановленных ранее на соответствующий учет и имеющих право на получение сертификата.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Поскольку в судебном заседании не установлено фактов нарушения прав истца, а также вины ответчиков в нарушении прав истца, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Центрального
районного суда г.Барнаула ФИО13