Дело № 2-3831/21 УИД 65RS0001-02-2021-002193-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2021 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе председательствующего - судьи Сим О. Н.,
при секретаре – Сандяевой А.А.
с участием представителя истца ФИО, действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО и по доверенности от имени ФИО, истца ФИО, представителя ответчика администрации города Южно-Сахалинска ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО, <данные изъяты> к администрации города Южно-Сахалинска о признании право пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИОФИО, ФИО, ФИО обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации города Южно-Сахалинска о признании за ними права пользования жилым помещением, расположенным <адрес>, площадью 93,9 кв.м., а также возложении на администрацию обязанности заключить с ними договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение адресу <данные изъяты>, площадью 93,9 кв.м.
В обоснование исковых требований указали, что 15 июля 2003 г. семья в составе: <данные изъяты>, на основании ордера б/н от 14.07.2003г. на квартиру площадью 48,5 кв.м., была вселена в жилое помещение, расположенное <адрес>, которое находилось на балансе Южно-Сахалинского филиала <данные изъяты>.
На основании ордера ФИО, ФИО, ФИО Были зарегистрированы по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ в семье родился ФИО, который также был зарегистрирован в данном жилом помещении.
Квартира <адрес> расположена в одноэтажном многоквартирном шлакоблочном доме, год постройки 1953, в котором отсутствует центральное отопления, водоснабжение, водоотведение. На момент получения ордера квартира пустовала в течение нескольких лет. Капитальный ремонт дома КЭЧ не производила и кадастрового паспорта ( технического плата) с указанием фактической общей и жилой площади по состоянию на 2003 год дом не имел.
Разрешение на вселение в указную квартиру семья получила при условии, что восстановительные и ремонтные работы в ней будут проводиться за счет собственных средств, о чем КЭЧ истребовала письменное обязательство. Одновременно супруг написал заявление в КЭЧ на разрешение перепланировки квартиры и возведения дополнительного пристроенного помещения, в котором собирался устроить кухонное помещение, ванную, туалетную комнату, котельную для отопления квартиры по причине отсутствия в доме центрального отопления, водоснабжения, водоотведения.
Разрешение было получено, о чем их устно уведомил начальник домоуправления.
Ремонтные работы ими проводились в течение полутора лет. В январе 2005 года семья заселилась в квартиру.
Кадастровых инженеров КЭЧ вызывала самостоятельно, в результате осмотра был составлен технический паспорт, где и была указана фактическая площадь квартиры №,9 кв.м. из них жилой 60, 0 кв.м., вспомогательных помещений 33,9 кв.м. Увеличение площади произошло за счет пристроенного помещения, в котором и расположены прихожая, кухня, скважина для водозабора и водонасосной станцией, ванная с туалетом, котельная с угольным котлом для обогрева квартиры, жилая комната 12, 3 кв.м.
С 01.01.2006г. КЭЧ выставляет счета на площадь квартиры 93,9 кв.м.
Жилое помещение стоит на кадастровом учете с 10.07.2012г. с кадастровым номером №, площадью 93,9 кв.м.
В марте 2019года жилой фонд <данные изъяты> снят с баланса <данные изъяты> передан на баланс администрации города Южно-Сахалинска.
В настоящее время договор социального найма на спорное жилое помещение с администрацией города Южно-Сахалинска не заключен, так как администрация требует в качестве правоустанавливающего документа на квартиру ордер или решение о предоставлении семье квартиры.
Просили признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным <адрес>, площадью 93,9 кв.м., а также возложить на администрацию города Южно-Сахалинска обязанности заключить с ними договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение адресу <данные изъяты>, площадью 93,9 кв.м.
В судебном заседании истец ФИО, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО, а также являясь представителем по доверенности от ФИО исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала также, что ее семье по ордеру была предоставлена квартира площадью 48,5 кв.м. Они с мужем с согласия КЭЧ выполнили там ремонтные работы, построили капитальные стены и увеличили площадь квартиры до 93,9 кв.м. в результате в квартире стало 3 комнаты вместо двух. В настоящее время около 16 лет семья проживает на жилой площади в 93,9 кв. м. В связи с чем полагала, что она и члены ее семьи имею право пользования жилым помещением площадью в 93,9 кв.м. а также имеют право на заключение договора социального найма с администрацией города Южно-Сахалинска на занимаемую ими квартиру площадью 93,9 кв.м.
Истец ФИО исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации г. Южно-Сахалинска ФИО, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве.
Также пояснила, что по акту приема-передачи между администрацией города Южно-Сахалинска и ФГКУ <данные изъяты> администрации города Южно-Сахалинска было передано жилое помещение- квартира <адрес> площадью 49,4 кв. м.
Реконструкция, увеличение площади произведено истцами в нарушение установленного порядка, без соответствующего разрешения, в связи с чем право пользования на квартиру площадью 93,0 кв. м. не может быть за ними признано. Просила в иске отказать в полном объеме.
Истцы ФИО, ФИО в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах не явки суд не известили.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным приступить к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (ст. 40).
Статьей 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы местного самоуправления на основании ст. 2 и 14 Жилищного кодекса РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредством предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.
На основании статьи 10 Жилищного Кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что истцы получили ордер на спорное жиле помещение по адресу <...> в 2003году при рассмотрении вопроса о приобретении истцом прав на жилое помещение по адресу суд исходит из положений Жилищного кодекса РСФСР при проверке прав истцов на спорное жилое помещение.
По общему правилу, установленному статьями 28-49 ЖК РСФСР, право гражданина на проживание в жилом помещении ведомственного жилищного фонда возникало из договора найма, который заключался между этим гражданином и собственником жилья либо уполномоченным им лицом. При этом основанием для заключения договора найма являлось предоставление жилого помещения гражданину в фактическое пользование по решению собственника жилого помещения о предоставлении ему данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 47 Жилищного Кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Ордер является единственным документом, дающим право на вселение в жилое помещение. В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР, ордер является основанием для заключения договора найма в конкретном жилом помещении.
Судом установлено, что на основании ордера от 14 июля 2003 года на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> площадью 48,5 к.в., состоящую из двух комнат, выданному Южно-Сахалинской КЭЧ, Танака ФИО с учетом членов семьи –жены ФИО, сына ФИО, последние вселились в указанное жилое помещение..
Из ответа ФГАУ <данные изъяты>» от 11.06.2021г. следует. что действительно ФИО по ордеру от 14.07.2003г. было предоставлено жилое помещение <адрес>.
Согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО родился сын ФИО.
Истцы зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу : ФИО, ФИО, ФИО с 15.07.2003 года, ФИО с 14.10.2003года, что подтверждается поквартирными карточками, справкой с места жительства.
Судом также установлено, что по акту приема-передачи между администрацией города Южно-Сахалинска и ФГКУ <данные изъяты> от 12.03.2018г. администрации города Южно-Сахалинска был передан много квартирный дом <адрес>. При этом квартира № поставлена в реестр муниципальной собственности площадью 49,4 кв.м.
Постановлением № указанное имущество принято в муниципальную собственность.
Из пояснений стороны истца судом установлено, что предоставленная семье ФИО состоящей из 3 человек, вышеуказанная квартира являлась неблагоустроенной и имела площадь 48,5 кв.м., однако с разрешения КЭЧ ими было произведен ремонт и реконструкция жилого помещения, в ходе которого были выстроены дополнительные капитальные стены площадь жилого помещения увеличена до 93.9 кв.м.. в связи с чем они имеет право пользования на указанное жилое помещение площадью 93,9 кв.м.
Между тем судом не могут быть учтены доводы истцов о том, что они имеют право пользования на квартиру площадью 93,9 кв.м.
В материалах дела имеется технический паспорт, составленный по состоянию на 21.10.2005г. где квартира <адрес> имеет площадь 93,9 кв. м. при этом квартира имеет 3 комнаты.
В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Однако согласно сведениям, предоставленным Департаментом архитектуры и градостроительств города Южно-Сахалинска, ФГКУ <данные изъяты>, разрешения на строительство (реконструкцию) многоквартирного дома <адрес> не выдавалось.
Таким образом, увеличение площади жилого помещения, предоставленного истцам путем проведенной реконструкции ( достройки капитальных стен и перегородок) жилого помещения нельзя признать законным.
Кроме того, стороной истца не представлено какого-либо доказательств того, что принималось решение собственника спорного жилого помещения как бывшего –Минобороны РФ, так и настоящего- администрации города Южно-Сахалинска, о предоставлении истцам дополнительной площади в спорном жилом помещении к ранее предоставленной в количестве 48,5 кв.м.. либо решение о предоставлении истцам квартиры, состоящей из 3 комнат площадью 93,9 кв.м.
В связи с изложенным у истцов имеется право пользования жилым помещением по адресу <адрес> в количестве двух комнат площадью 48,5 кв.м.
То обстоятельство, что истцы в течение длительного времени производила оплату за жилое помещение площадью 93,9 кв.м., не могут быть приняты судом в качестве основания для установления права на жилое помещение указанной площади за истцом, поскольку сам факт исполнения таких обязанностей по своей правовой природе не является обстоятельством, влекущим возникновение права пользования на жилое помещение.
Наличие на кадастровом учете сведений о квартире <адрес> площадью 93,9 в.м. также не являются основанием для признания за истцами права пользования жилым помещением в количестве 93.9 кв.м. поскольку право пользования у них возникло на 48,5 кв.м.
Таким образом, суд признает за истцами право пользования жилым помещением адресу <данные изъяты> в количестве двух комнат площадью 48,5 кв.м.
В остальной части требования о признании права пользования на большую площадь подлежат отклонению.
Требования о возложении на администрацию города Южно-Сахалинска обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение по адресу <данные изъяты> в количестве двух комнат площадью 93,9 кв.м. подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 60 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
По правилам ч. 1 ст. 63 Жилищного Кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Суд считает, что вселилась семья истцов на законных основаниях - на основании ордера, однако право пользования на условиях договора социального найма они имеют на жилое помещение по адресу <данные изъяты> площадью 48,5 кв.м, состоящее из двух комнат, и на данное жилое помещение суд обязывает администрацию города Южно-Сахалинска заключить договор социального найма с ФИО ( лицу, которому был предоставлен ордер) с учетом членом семьи ФИО, ФИО, ФИО.
В остальной части требования подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к администрации города Южно-Сахалинска о признании право пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить частично.
Признать за ФИО, ФИО, ФИО, ФИО право пользования жилым помещением по адресу <данные изъяты> площадью 48,5 кв.м.
Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска заключить договор социального найма с ФИО с учетом членов семьи ФИО, ФИО, ФИО на жилое помещение состоящее из двух комнат,, расположенное по адресу <данные изъяты> площадью 48,5 кв.м.
В остальной части в удовлетворении требований-отказать.
Ответчик имеет право в семидневный срок с момента вручения копии решения подать в Южно-Сахалинский городской суд заявление об отмене заочного решения.
Ответчик имеет право в семидневный срок с момента вручения копии решения подать в Южно-Сахалинский городской суд заявление об отмене заочного решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Сим О.Н.