ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3832/15 от 19.05.2015 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3832/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Романовой И.А.,

с участием представителей заявителя ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1, ФИО2, представителя прокуратуры <адрес>ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> об оспаривании представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об устранении нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МЧС России по <адрес> обратилось в суд с заявлением. В обоснование указало, что ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об устранении нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по тем основаниям, что внесение изменений в ежегодный план плановых проверок отделом надзорной деятельности по <адрес> на основании, указанном должностными лицами отдела надзорной деятельности по <адрес>, противоречит требованиям вышеназванного законодательства, поскольку не относится ни к одному из предусмотренных правовыми нормами основанию. С представлением ГУ МЧС России по <адрес> не согласно, считает его не обоснованным и подлежащим отмене, т.к. ежегодное планирование проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется, прежде всего, в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев, т.е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом смена собственника (наименования юридического лица), подлежащего плановой проверке объекта защиты, не указанного в плане проведения проверок, не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки. В этой связи, отделом надзорной деятельности по <адрес> при планировании объектов защиты для проведения плановых проверок в области пожарной безопасности на 2015 г., на основании ст.6.1 ФЗ « О пожарной безопасности», был запланирован объект защиты, расположенный по адресу: <адрес> «а», в план было включено юридическое лицо – ООО «Хабаровск Сити» ИНН <***>, осуществляющее деятельность по указанному адресу. В ходе подготовки к проведения плановой проверки объекта защиты – административного здания по <адрес> «а» было установлено, что ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности, является ООО «Хабаровск Сити Центр», как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В связи с чем, было издано распоряжение начальника отдела надзорной деятельности по <адрес> о внесении изменений в план плановых проверок на 2015 г. в части уточнения установочных данных юридического лица. Кроме того, согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц руководителем ООО «Хабаровск Сити» и ООО «Хабаровск Сити Центр» являются одно и то же физическое лицо – ФИО5 Просит признать необоснованным и отменить представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об устранении нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель прокуратуры <адрес> считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вышеуказанным Законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно части 6.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из ст.9 вышеуказанного закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Установлено, что утвержден ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г.

Как следует из плана, утверждена проверка в отношении юридического лица – ООО «Хабаровск Сити» административное здание, место нахождения – <адрес>, место фактического осуществления деятельности юридического лица- - <адрес> «в», место нахождения объекта – <адрес> «в». Месяц проведения проверки – 1.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГначальника отдела надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> внесены изменения в план плановых проверок на 2015 г., из которых следует, что при подготовке к проведению плановой выездной проверки в отношении собственника объекта защиты – ООО «Хабаровск Сити», расположенного по адресу: <адрес> «а», установлено, что правообладателем объекта является ООО «Хабаровск Сити Центр», юридический адрес: <адрес> «а», место фактического осуществления деятельности – <адрес> «а».

Как следует из распоряжения № 1, в связи с изложенным и в соответствии с подпунктами «а»-«г» пункта 3 пункта 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», внесены следующие изменения: в графе проверки в столбце: «Место нахождения ЮЛ» - <адрес> «а», заменены на <адрес> «а»; в графе проверки в столбце: «Наименование юридического лица (ЮЛ) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (ИП)), деятельность которого подлежит проверке», слова ООО «Хабаровск Сити», заменены на слова ООО «Хабаровск Сити Центр»; в графе проверки в столбце: «Основной государственный регистрационный номер ( ОГРН), цифры 1072721011274 заменены на 1082721000890, в графе проверки в столбце : «Идентификационный номер налогоплателыцика (ИНН)», цифры <***> заменены на цифры 2721156400; в графе проверки в столбце: «Месяц начала проведения проверки», цифра 1, заменена на цифру 2.

Указанные изменения размещены на официальной сайте в сети Интернет, направлены в УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, в прокуратуру <адрес>.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление начальнику Главного управления МЧС России по <адрес>, в соответствии с которым внесение указанных изменений в ежегодный план плановых проверок ОНД по <адрес> на основании, указанном должностными лицами ОНД по <адрес>, противоречит требованиям законодательства, поскольку не относится ни к одному из предусмотренных правовыми нормами основанию, в связи с чем, прокурором внесено представление с требованием безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению требований законодательства.

Суд считает представление прокурора законным и обоснованным, в связи с чем, требования о признании указанного представления не обоснованным и подлежащим отмене, не состоятельны. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ( далее Правила). Как следует из п.7 указанного Правил, внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "г" пункта 3 настоящих Правил. Таким образом, указанными Правилами установлен исключительный и исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок. Произвольное включение в ежегодный план проверок или исключение из него проверок юридических лиц или предпринимателей, как и срока начала проведения проверки, не допустимо. Вместе с тем, как следует из внесенных изменений в план плановых проверок на 2015 г., внесены изменения в отношении юридического лица – ООО «Хабаровск Сити» с заменой на иное юридическое лицо – ООО «Хабаровск Сити Центр», и, соответственно, с заменой сведений о новом юридическом лице – его основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика, изменен месяц начала проведения проверки, что является недопустимым, поскольку к изменениям, предусмотренным подпунктами «а»-«г» пункта 3 п.7 Порядка, на которые имеется ссылка в распоряжении как основание внесения изменений в план, не относится. Доводы представителей заявителя о том, что руководителем ООО «Хабаровск Сити Центр» и ООО «Хабаровск Сити» является одно и то же лицо – ФИО5, об обоснованности и соответствии требованиям действующего законодательства внесения изменений в связи с тем, что объект, в отношении которого производится проверка – административное здание, расположенный по адресу: <адрес> «а», эксплуатируется другим юридическим лицом – ООО «Хабаровск Сити Центр», не являются основанием для внесения указанных изменений в план проведения плановых проверок, поскольку такие основания для внесения изменений в план проверок не предусмотрены Правилами. Доводы представителей заявителя на то обстоятельство, что наличие специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о поджарой безопасности, свидетельствует, что предметом проверки является соблюдение на объекте защиты используемом ( эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности требований пожарной безопасности, не являются основанием для внесения изменений. Как следует из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г., целью проверки является соблюдение федерального государственного пожарного надзора юридическим лицом – ООО «Хабарвоск Сити», а не ООО «Хабаровск Сити Центр». В силу статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ « О пожарной безопасности», к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей. Указанные особенности изложены в ст.61. Федерального закона № 69-ФЗ, в соответствии с которыми, предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности. В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей). Таким образом, особенности проведения проверок в отношении объекта защиты, исходя из содержания ст.61 Федерального закона № 69-ФЗ, в системной связи с положениями Федерального закона № 294-ФЗ, не свидетельствуют о том, что проведение проверки в отношении объекта защиты позволяют вносить изменения в план проверки в отношении иного юридического лица, не включенного в план проверки, поскольку внесения таких изменений, по существу, свидетельствуют о внесение в план проверок проведение проверки в отношении юридического лица, не включенного в план. Положения Федерального закона № 69-ФЗ « О пожарной безопасности», на который ссылаются заявители, также содержит требование указания организации, т.е. юридического лица, которое эксплуатирует объект защиты, в процессе осуществления своей деятельности, на предмет проверки соблюдения требований пожарной безопасности. Нормами Федерального закона № 294-ФЗ и Правилами предусмотрено включение в план проверок конкретных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка, с дополнительным указанием объекта защиты, а не объекта защиты самостоятельно, без указания юридического лица, которому принадлежит указанный объект. Правила не предусматривают, в том числе, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 69-ФЗ, при проведении проверки соблюдения на объекте правил пожарной безопасности, указание юридического лица, которому данный объект не принадлежит, поскольку целями, задачами и предметом плановой проверки, в конечном итоге, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Кроме того, ст.17 Федерального закона № 294-ФЗ установлены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, которые подлежат применению к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого провидится проверка. С учетом изложенного, того обстоятельства, что представление прокурора обоснованно, вынесено с соблюдением требований действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований не имеется. Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о признании необоснованным и отмене представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об устранении нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.А. Романова