Гражданское дело №2-3832/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2013 года г. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
Председательствующего судьи Чернышовой О.П.
при секретаре Приймаковой Н.Н.
с участием Осташовой М.Н., её представителя по устному ходатайству Осташова Н.С., представителя администрации г. Белгорода Комаровой И.А. (доверенность от 09.04.2013 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташовой М.Н., действующей в интересах недееспособной ФИО1 к администрации г. Белгорода о признании предоставляемого жилого помещения не пригодным для проживания инвалида и об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, расположенное вблизи больницы, объектов инфраструктуры и общественного транспорта, а также максимально приближенное к месту жительства родных,
установил:
апелляционным определением от <…> года администрация г. Белгорода обязана предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи один человек.
В рамках исполнения решения <…> года из Жилищного управления Департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода за № <…> на имя опекуна ФИО1– Осташовой М.Н. пришло сообщение о том, что ей может быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: <…>, общей площадью <…> кв.м. и рекомендовано в срок до <…> года сообщить о своем решении получить указанное жилое помещение.
<…>года опекун в письменном заявлении, просила предоставить ей полную информацию о предоставляемой квартире.
<…> года письмом Департамент городского хозяйства жилищного управления сообщил заявителю о наличии в микрорайоне «Восточный» объектов социального и культурно-бытового обслуживания, остановок общественного транспорта, продуктовых магазинов, МБУЗ «Городская поликлиника № <…>» и другую информацию.
На заявление Осташовой М.Н. ей, как опекуну ФИО1 <…> была предоставлена возможность для осмотра предполагаемой квартиры.
Осташова М.Н. в интересах недееспособной ФИО1 инициировала дело к администрации г. Белгорода о признании предоставляемого жилого помещения не пригодным для проживания инвалида и об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, расположенное вблизи больницы, объектов инфраструктуры и общественного транспорта, а также максимально приближенное к месту жительства родных, ссылаясь на то, что в предложенной квартире отсутствует центральное горячее водоснабжение и центральное отопление. Данная квартира имеет индивидуальное отопление, которым должен управлять непосредственно проживающий в ней гражданин. Подача горячей воды предполагается только при помощи электрического обогревателя, который хоть и имеется в квартире, но находится в нерабочем состоянии, так как не к чему не присоединен и не подключен. В предоставляемой квартире необходим ремонт, поскольку состояние квартиры нельзя расценивать, как пригодное для проживания. Покрытие пола (ламинат) в комнате поврежден, неровное и неустойчивое, передвигаться по такому покрытию не безопасно, что может привести к получению травм инвалидом. Двери в квартире не закреплены, при открывании вываливаются вместе с коробкой. Состояние и наличие сантехнических приборов проверить не представилось возможным, поскольку в помещении санузла отсутствовало электроснабжение.
В судебном заседании Осташова М.Н. и её представитель по устному ходатайству Осташов Н.С. исковые требования поддержали.
Представитель администрации г. Белгорода Комарова И.А. иск не признала, полагает, что требования в части признания жилого помещения, расположенного по адресу: <…> не пригодным для проживания, подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку согласно п.42 указанного постановления с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания имеет право обратиться собственник помещения или наниматель, либо орган уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. В отношении ФИО1 распоряжения о предоставлении указанного жилого помещения не издавалось, в связи с чем опекун Осташова М.Н. не имеет права на обращение в суд с требованием о признании спорного помещения непригодным, поэтому в этой части требования подлежат оставлению без рассмотрения. Требования о возложении обязанности на администрацию г. Белгорода предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания инвалида, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям вблизи больницы, объектов инфраструктуры и общественного транспорта, а также максимально приближенное к месту жительства родственников, в виду наличия вступившего в законную силу решения суда между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, подлежит прекращению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным заявителем доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на обращение в межведомственную комиссию с заявлением о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) для проживания жилого дома и администрацией г. Белгорода этот вопрос не инициировался.
Из материалов следует и не оспаривается сторонами, что квартира №<адрес> является собственностью администрации г. Белгорода, которая распоряжение о предоставлении ФИО1 упомянутой квартиры не выносила. При таких обстоятельствах суд отказывает истице в удовлетворении требований о признании предоставляемого жилого помещения не пригодным для проживания инвалида.
Требования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, расположенное вблизи больницы, объектов инфраструктуры и общественного транспорта, а также максимально приближенное к месту жительства родных также не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В развитие положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ своим Постановлением от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утвердило Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
Пунктом 3 указанного Постановления предписано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять необходимые организационные льготные меры по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом из приведенных норм действующего законодательства, следует, что при предоставлении жилого помещения упомянутой категории граждан органы исполнительной власти должны учитывать положения п. 5 ст. 17 Федерального закона "О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и п. 7 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Из содержания ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ следует, что гражданин вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Основанием для обращения гражданина в суд является нарушение, либо оспаривание его прав и законных интересов.
В силу ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания нарушения прав возложена на истца, который обратился в суд за их защитой.
Как видно из дела, доказательств нарушения прав ФИО1 действиями ответчика стороной истца не представлено. Вследствие чего оснований для удовлетворения иска в указанной части также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Осташовой М.Н., действующей в интересах недееспособной ФИО1 к администрации г. Белгорода о признании предоставляемого жилого помещения не пригодным для проживания инвалида и об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, расположенное вблизи больницы, объектов инфраструктуры и общественного транспорта, а также максимально приближенное к месту жительства родных, отклонить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд.
Судья –