ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3836/16 от 29.08.2016 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-3836/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2016 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А., при секретаре Сакаевой А. С.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФМС России по Саратовской области, ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции о признании права на получение гражданства РФ, возложении обязанности выдать паспорт гражданина РФ и произвести регистрацию по месту жительства,

установил :

ФИО1 обратился с иском к УФМС РФ по Саратовской области, отделу УФМС РФ по Саратовской области в городе Балашове о признании права на получение гражданства Российской Федерации, о возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации, произвести регистрацию по месту жительства, ссылаясь в обоснование заявленного на то, что имеет право быть признанным гражданином Российской Федерации, получить паспорт и быть зарегистрированным по месту жительства на основании Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 18.08.2016 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции.

В судебном заседании ФИО1 доводы искового заявления поддержал, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель УФМС России по Саратовской области по доверенности – ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований то тем основаниям, что согласно ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Данный договор был подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». При этом факт проживания подтверждается только регистрацией лица по месту жительства, поскольку согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под проживанием понимается проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, для наступления юридически значимых последствий в виде признания ФИО1 гражданином РФ, ФИО1 должен был проживать на территории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, иметь регистрацию по месту жительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым и не заявлять в течение месяца о своем желании сохранить гражданство Украины.

ФИО1 имел регистрацию на территории Республики Крым лишь до ДД.ММ.ГГГГ. Как заявляет сам гражданин, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он проживал на территории Саратовской области. Следовательно, действие Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в части признания гражданином РФ не влечет каких-либо юридически значимых последствий для ФИО1, так как Б-вым не соблюдены ключевые действия, влекущие признание гражданином в порядке оптации.

Признание ФИО1 гражданином РФ в порядке оптации на основании указанных нормативно-правовых актов будет являться незаконным, существенно нарушать законодательство Российской Федерации. Выдача паспорта гражданина РФ ФИО1 до получения или определения им гражданства РФ в установленном порядке, регистрация по месту жительства будет нарушением основ законодательства Российской Федерации. ФИО1 никогда не обращался в УФМС России по Саратовской области с заявлениями о признании гражданином РФ в порядке оптации, выдаче паспорта гражданина РФ либо с заявлением о регистрации по месту жительства. ФИО1 не получал отказ (решение) УФМС России по Саратовской области в произведении указанных действий либо бездействие УФМС России по Саратовской области, следовательно, в настоящий момент отсутствует предмет спора в исковом порядке, у ФИО1 существует возможность легализации в РФ.

Так, согласно ст. 41.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» дееспособные лица, состоявшие на ДД.ММ.ГГГГ в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до ДД.ММ.ГГГГ, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требований о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 22.4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, указанными лицами вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации должен быть представлен, в том числе, один из, перечисленных в абзаце третьем п. 10 данного Положения, документов или иной документ, которые подтверждают прибытие заявителя в Российскую Федерацию до ДД.ММ.ГГГГ для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением.

При отсутствии указанных документов, вместе с заявлением может быть представлено решение суда об установлении факта прибытия и проживания заявителя на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ и факт его проживания на территории Российской Федерации в настоящее время.

Следовательно, для приобретения гражданства Российской Федерации ФИО1 необходимо установить факт прибытия на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ и факт его проживания на территории Российской Федерации до настоящего времени, а также предоставить сведения об отсутствии гражданства иного государства.

Вместе с тем, ФИО1 может обратиться в УФМС России по Саратовской области с заявлением о выдаче дубликата миграционной карты. После получения миграционный карты, ФИО1 в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Порядка уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан, установленного Постановлением Правительства РФ N9 от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, ФИО1 должен быть поставлен на миграционный учет принимающей стороной по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Затем ФИО1 в течение 90 дней с получения дубликата миграционной карты имеет право обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Таким образом. ФИО1 имеет несколько возможностей для легализации на территории Российской Федерации, получения документов. подтверждающих его правовой статус. Однако до настоящего момента ФИО1 не обращался в УФМС России по Саратовской области (ОУФМС России по Саратовской области в г. Балашов) с каким-либо заявлением, не представлял документы, подтверждающие у него отсутствие иного государства, то есть не предпринял никаких действий по легализации на территории РФ. Приобретение гражданства РФ, получение разрешения на временное проживание, выдача паспорта гражданина РФ и выдача дубликата миграционной карты носят заявительный характер, следовательно, для наступления юридически значимых последствий ФИО1 необходимо обратиться в УФМС России по Саратовской области для получения государственной услуги. Таким образом, УФМС России по Саратовской области (ОУФМС России по Саратовской области в г.Балашов) не нарушало каких-либо прав ФИО1, разъясняло ему все возможности легализации на территории РФ, однако. ФИО1 никаких действий для легализации на территории РФ не предпринял.

Представители отдела УФМС РФ по Саратовской области в городе Балашове и ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей, не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Саки Крымской АССР, ДД.ММ.ГГГГ, документирован паспортом гражданина Союза Советских Социалистических Республик и до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства на территории Республики Крым, а именно в городе Евпатория Крымской области по ул. Чапаева д.69 кв. 17.

В начале 1997 года в связи с отсутствием родственников в Республике Крым и наличием родственников, а именно родного брата ФИО3 и матери ФИО4 (до брака - Бочковой) в Российской Федерации, ФИО1 переехал из Республики Крым в Российскую Федерацию в город Балашов Саратовской области, где проживал в период с 1997 года по 2005 год по адресу: <адрес>, а с 2006 года по настоящее время ФИО1 проживает по адресу, <адрес>, со ФИО5 и детьми ФИО6 <адрес> и ФИО7 .

По результатам общекрымского референдума от ДД.ММ.ГГГГ в Автономной Республике Крым и городе Севастополе поддержан вопрос о воссоединении Крыма на правах субъекта Российской Федерации, в связи с чем, принят ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», и Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (далее - Закон).

Согласно части 1 статьи 4 этого Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Указанный Закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов (статья 24 этого Закона).

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанный в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации (статья 10 данного Договора).

Указанный международный договор ратифицирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N Зб-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 за получением паспорта гражданина РФ в установленном порядке не обращался, отказа в документировании не представлено, права выбора гражданства РФ ФИО1 никто не лишал, кроме того, для решения вопроса о документировании паспорта РФ ФИО1 было необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории РФ на момент принятия Федерального конституционного закона, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Так, п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 10 Конвенции о сокращении «безгражданства (Нью-Йорк, ДД.ММ.ГГГГ) любой договор между договаривающимися государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать постановления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. Договаривающееся государство должно сделать все возможное для гарантии того, чтобы любой такой договор, заключенный им с государством, не являющимся стороной в настоящей Конвенции, содержал такие положения. При отсутствии таких положений договаривающееся государство, которому передается территория или которое иным образом приобретает территорию, дарует свое гражданство таким лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи или приобретения.

Основные положения о порядке и условиях оптации установлены в ряде международно-правовых документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Европейской Конвенции о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, ДД.ММ.ГГГГ), подписанной Российской Федерацией, при принятии решений относительно предоставления или сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое соответствующее государство-участник учитывает, в частности:

а) наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с данным государством;

б) постоянное место жительства соответствующего лица в момент правопреемства государств;

в) волю соответствующего лица;

г) территориальное происхождение соответствующего лица.

Принимая во внимание, что ФИО1 является уроженцем Крымской АССР, прибыл на территорию Российской Федерации с территории Республики Крым, которая в настоящее время принята в состав Российской Федерации, не заявлял о сохранении за ним гражданства Украины, а также то, что в настоящее время ФИО1 заявил о желании приобрести гражданство России, а причиной его отъезда с территории Республики Крым стали исключительные обстоятельства, связанные с тем, что все его родственники проживают в России, необходимостью обеспечивать свою семью, проживающую на территории России, суд приходит к выводу, что ФИО1 не может быть лишен возможности выбора гражданства в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Кроме того, сохранение за ФИО1 статуса иностранного гражданина привело бы к необоснованному ухудшению ее правового положения по сравнению с другими гражданами, проживающими на территории Республики Крым и получившими гражданство Российской Федерации в порядке оптации.

Вместе с тем, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности произвести его регистрацию по месту жительства, следует отказать, поскольку в данном случае регистрация по месту жительства при наличии гражданства Российской Федерации, установленного в судебном порядке, может быть произведена без судебного решения, в установленном Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» порядке.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их их прекрсоров и в сфере миграции» постановлено упразднить Федеральную миграционную службу, передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. В связи с чем, исполнение судебного решения следует возложить на ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил :

Признать за ФИО1 право на получение гражданства Российской Федерации.

Возложить на ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции обязанность разрешить вопрос о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации ФИО1, в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, 5 сентября 2016 года.

Судья А. А. Негласон