ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3838/18 от 27.06.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2-3838/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 27 июня 2018 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,

при секретаре Решетниковой Е.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ МВД России по Красноярскому краю о восстановлении статуса вынужденного переселенца

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о восстановлении статуса вынужденного переселенца, мотивируя свои требования следующим.

Семья истицы в составе 6 человек, бывшие граждане СССР, в 1992 году в связи с массовыми нарушениями общественного порядка, вынуждены были переехать из Таджикской ССР в Красноярский край Кежемский район г.Кодинск. Семья в составе: муж истицы ФИО3, сын ФИО4, сын ФИО5, дочь ФИО6, дочь ФИО7. Супруг согласился на работу в деревне с/з «Энергия» пастухом за предоставление дома и беспроцентную ссуду за проживание в сельской местности в сумме 400 000 руб. и единовременное денежное пособие в размере 17 000 руб..

На эти денежные средства истица с семьей приобрели холодильник за 250 000 руб. и зимние вещи на 150 000 руб..

23.09.1992 года семью истицы признали беженцами.

Все годы администрация скрывала статус истицы и членов ее семьи. Только в 1999 году они получили гражданство РФ.

На ее запрос от 28.08.2017 года о предоставлении информации о продлении, прекращении статуса «беженца» или «вынужденного переселенца» был получен ответ, что документов об этом в архиве не имеется.

18.08.2018 года в ответ на ее обращение УФМС сообщили, что ее семье была предоставлена беспроцентная ссуда в размере 400 000 руб. на покупку или строительство жилья. Договор № 1 на получение указанной ссуды она не подписывала, денежные средства по нему не выплачивала.

Просит восстановить ей и ее семье статус вынужденных переселенцев.

В судебное заседание истица ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Ране в судебном заседании 10.05.2018 года требования поддержала, уточнила, что статус вынужденного переселенца ей необходим для последующего получения денежных средств на приобретение жилья.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности от 22.06.2017 года, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование возражений указала, что согласно материалам учетного дела, находящегося в УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю 23.09.1992 года семье истицы, прибывшей в 1991 году из Республике Таджикистан в Кежемский район Красноярского края, был предоставлен статус беженцев, который утрачен в 1995 году по истечении срока его действия. 23.09.1992 года ФИО2 предоставлено единовременное денежное пособие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.1992 года № 193 «Вопросы Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации». 12.11.1992 года семье истца был предоставлен статус вынужденных переселенцев сроком на пять лет до 12.11.1997 года. 20.05.1993 года на основании личного заявления ФИО2, акта комиссии об осмотре жилого дома, в котором проживала семья, между заявителем и Кежемским районным бюро труда и занятости населения Администрации Кежемского района был заключен договор о предоставлении долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство или покупку жилья. Данная ссуда была полностью погашена 02.06.2005 года, о чем свидетельствует справка, выданная Управлением по делам миграции ГУВД Красноярского края. Однако, данную ссуду истец израсходовал на предметы личного пользования. В 1997 году от ФИО2 заявление о продлении статуса вынужденного переселенца в установленном порядке не поступало. В связи с чем, 08.12.2003 года Управлением по делам миграции ГУВД Красноярского края зарегистрирована утрата статуса вынужденных переселенцев в соответствии с пп.2 п.2 ст.9 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Таким образом, повторное предоставление статуса вынужденного переселенца не предоставляется возможным. Зарегистрированная утрата статуса является законной и обоснованной и отмене не подлежит. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.

Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

Как следует из преамбулы Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1), настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

При этом положениями статьи 1 данного Закона определено понятие вынужденного переселенца - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В силу части 2 статьи 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается: гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Статья 6 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 содержит обязанности вынужденного переселенца, в том числе проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (часть 4 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1).

Положениями п.п. 2 ч.2 ст.9 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 предусмотрено, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

При этом, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (часть 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1).

Вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, следующие документы:

1) заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца;

2) заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных;

3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

4) удостоверение вынужденного переселенца (часть 6 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1).

Таким образом, приведенные нормы закона, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, закрепляют временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств, и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления повышенной государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.

Как следует из представленных суду материалов учетного дела, находящегося в УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю, 23.09.1992 года семье истицы, прибывшей в 1991 году из Республики Таджикистан в Кежемский район Красноярского края был предоставлен статус беженцев, который утрачен в 1995 году по истечении срока его действия.

Согласно протоколу Управления по делам миграции ГУВД Красноярского края № 1873 от 08.1.22003 года о снятии с учета семьи вынужденных переселенцев М-вых – статус вынужденных переселенцев данной семьи был предоставлен с 12.11.1992 года по 12.11.1997 года на пять лет.

23.09.1992 года ФИО2 предоставлено единовременное денежное пособие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.1992 года № 193 «Вопросы Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации».

20.05.1993 года на основании личного заявления ФИО2, акта комиссии об осмотре жилого дома, в котором проживала семья, между истицей и Кежемским районным бюро труда и занятости населения Администрации Кежемского района был заключен договор о предоставлении долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство или покупку жилья.

Данная ссуда была полностью погашена 02.06.2005 года, о чем свидетельствует справка, выданная Управлением по делам миграции ГУВД Красноярского края.

В 1997 году от ФИО2, заявления о продлении статуса вынужденного переселенца в установленном порядке не поступало.

В связи с чем, 08.12.2003 года Управлением по делам миграции ГУВД Красноярского края зарегистрирована утрата статуса вынужденных переселенцев в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1.

При таких обстоятельствах, учитывая правомерность действий ответчика в части регистрации утраты статуса вынужденного переселенца истицы и членов ее семьи в связи с отсутствием от нее заявления о продлении указанного статуса с предоставлением необходимых документов для принятия соответствующего решения, учитывая, что повторное предоставление такого статуса действующими нормами, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрено, суд отказывает ФИО2 в удовлетворении ее требований о восстановлении статуса вынужденного переселенца.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО2 в удовлетворении ее исковых требований к ГУ МВД России по Красноярскому краю о восстановлении статуса вынужденного переселенца, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий подпись Шабалина Н.В.

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий Шабалина Н.В.