ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3838/2016 от 17.05.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-3838/2016

Изготовлено 17 мая 2016 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

в составе: председательствующего – судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре Волоховой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Ростелеком» об обязании разработать и согласовать план мероприятий выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Ростелеком» об обязании разработать и согласовать план мероприятий выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В обоснование иска указал, что проведенной природоохранной прокуратурой в отношении ответчика, осуществляющего на территории <адрес> уставную деятельность в сфере электросвязи, отнесенного к третей категории по уровню воздействия предприятия на атмосферный воздух проверкой установлено, что в нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха а предприятии не согласован с органом государственной власти <адрес> План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сами мероприятия, что не позволяет эффективно реализовать мероприятия по снижению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать План мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласовать с уполномоченным органом государственной власти <адрес> разработанный План мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В судебном заседании помощник Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. В обоснование возражений указала, что во исполнение Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96 –ФЗ предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу. Работы выполнены специализированной организацией ООО «Эколог» на основании договора. Согласно разработанному проекту и с учетом специфики источников выбросов в атмосферный воздух(автотранспортные средства), обществу не требуется проведение каких-либо дополнительных ограничительных мер в период неблагоприятных метеоусловий. Соответствие плана ПДВ требованиям законодательства подтверждено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес>, Управлением Роспотребнадзора по <адрес>. Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу мероприятия по регулированию выбросов составляются в прогностических подразделениях Росгидромета и разрабатываются для предприятий 3 категории по рекомендации органов надзора. Обществу такие рекомендации не выдавались. Учитывая что специализированными организациями и учреждения в установленном порядке было подтверждено отсутствие необходимости разработки Плана мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, полагает требования прокурора не обоснованными. Просит в иске отказать.

Третье лицо – Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором требования прокурора поддержало, указал, что у ответчика имеются источники выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем разработан проект ПДВ, следовательно, ПАО «Ростелеком» в силу пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от 30 декабря 2011 № 737-ПП обязано разработать план мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Дело просит рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Привлеченный к участию в деле ООО «Эколог» в письменном отзыве указал, что обществом разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ПАО «Ростелеком, план мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий оформлен согласно «Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и носит рекомендательный характер. Планы мероприятий разрабатывают юридические лица и их филиалы, имеющие источники выбросов и относящиеся к 1-3 категориям предприятий по воздействию выбросов на атмосферный воздух. Разработка ложится не на разработчиков проектов ПВД, а на сотрудников предприятия.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает Федеральный закон от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Под неблагоприятными метеорологическими условиями понимается метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (статья 1 Федерального закона № 96-ФЗ)

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу части 2 статьи 39 комментируемого Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно статье 19 Федерального закона № 96-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Порядок разработки, утверждения и согласования с органами исполнительной власти Плана мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Мурманской области установлен постановлением Правительства Мурманской области от 30.12.2011 года № 737-ПП (далее Порядок).

Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, осуществляется на основании представлений ФГБУ "Мурманское УГМС" и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферного воздуха составляются предупреждения трех степеней (первой, второй и третьей), которым должны соответствовать три режима работы предприятий в периоды НМУ: для I режима работы предприятия осуществляются организационно-технические мероприятия, эффективность которых принимается равной 15 %, при II режиме сокращение выбросов должно составлять в дополнение к первому не менее 20 %, при III режиме - не менее 40 %. (пункт 3 Порядка).

Планы мероприятий разрабатывают юридические лица и их филиалы, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Мурманской области и относящиеся к 1, 2, 3 категориям предприятий по воздействию выбросов на атмосферный воздух (пункт 6 Порядка)

В судебном заседании установлено, что Мурманский филиал ПАО «Ростелеком», осуществляющий на территории Мурманской области уставную деятельность в сфере электросвязи в соответствии с Проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее Проект ПДВ) отнесен к третей категории предприятий по уровню воздействия выбросов на атмосферный воздух, имеет источники загрязнения атмосферного воздуха и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдано на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В состав Проекта ПДВ Мурманского филиала ПАО «Ростелеком» включен План мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (далее НМУ), которым предусмотрено проведение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентрации примесей в воздухе с целью его предотвращений.

Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании.

Таким образом, ответчик обязан проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора

Проведенной Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение приведенных требований действующего законодательства об охране атмосферного воздуха ответчик План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сами мероприятия не разработаны и не согласованы.

План мероприятий, включенный в состав Проекта ПДВ, в периоды НМУ не отражает эффективность снижения выбросов при переходе предприятия на 1,2 и 3 режимы работы, все числовые показатели выбрасываемых веществ неизменны при всех трех режимах работы предприятия.

Результаты проверки оформлены актом (л.д. 67-68).

Таким образом, анализируя установленные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

При определении срока в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признает разумным заявленный прокурором срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. Этот срок соответствует интересам неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить

Обязать ПАО «Ростелеком» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать с уполномоченным органом государственной власти Мурманской области план мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н. Бойко