2-3838/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 20 декабря 2016 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Саньковой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Шаропатовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала ФГУП «Почта России» в г.Норильске о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала ФГУП «Почта России» в г.Норильске о защите прав потребителя, мотивируя тем, что 28.03.2016 г. в почтовом отделении г.Паттайя (Таиланд) им был заключен договор оказания услуг и отправлена международная посылка за № в Россию, на свое имя, по адресу постоянного места жительства. Почтовый тариф составил 1930 Тайских бат (ТНВ), объявленная ценность посылки составляет 50 000 Тайских бат (ТНВ). По прибытию домой, спустя более чем два месяца, посылка не была получена истцом, поскольку так и не прибыла в место вручения. Согласно отчёту об отслеживании отправления на официальном сайте ФГУП «Почты России», посылка прибыла на территорию России 07.04.2016 г. Затем была выпущена таможней, прошла регистрацию 08 апреля 2016 и 09 апреля 2016 была передана в доставку по России. После этого отравление побывало в многочисленных сортировочных центрах Москвы и Красноярска, обратно вернулось в Москву и после того как покинуло очередной сортировочный центр в Москве 06 мая 2016, больше нигде не появлялось до настоящего времени. 22.06.2016 г., поскольку контрольные сроки доставки уже были нарушены, истцом в ОПС Норильск-7, было подано заявление на розыск почтового отправления №. Официального письменного ответа от ФГУП «Почта России» в установленный ими же шестидесятидневный срок истец не получил. 25.08.2016 г. в Норильском филиале ФГУП «Почта России», истцом было подано заявление о не поступлении международного отправления по форме ФГУП «Почты России» и претензия о возмещении причиненных убытков в связи с ненадлежащим оказанием услуг. По настоящее время никакого ответа истец не получил, убытки не возмещены. Истец просит признать почтовое отправление № утраченным вследствие оказания услуг ненадлежащего качества ФГУП «Почта России», взыскать с ФГУП «Почта России» в качестве компенсации оплаты тарифа за пересылку в размере 3623,39 руб., сумму объявленной ценности почтового отправления за его утрату в размере 93874,35 руб., компенсацию за оплату услуг по переводу и нотариальному заверению почтовых квитанций.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ФГУП «Почта России» в лице филиала ФГУП «Почта России» в г.Норильске Скоромная Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, не оспаривая факт утраты почтового отправления пояснила, что истцом не соблюден порядок получения возмещения
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащая удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются, в частности, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.
Частью 5 статьи 34 этого Закона также предусмотрено, что вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Устава Всемирного почтового союза (ВПС) в редакции седьмого дополнительного протокола, который Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 16.05.2007 N 78-ФЗ, акты союза: Устав ВПС, общий регламент, Всемирная почтовая конвенция, регламент письменной корреспонденции, регламент почтовых посылок являются обязательными для всех стран - членов ВПС.
Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза, конгресс которого в Женеве 12.08.2008 г. принял Всемирную почтовую конвенцию, вступившую в силу с 01.01.2010 г.
Ответственность назначенных операторов - любой государственной или негосударственной организации, официально назначаемой страной-членом для эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на своей территории (п. 1.8 ст. 1 Конвенции) - за утрату, хищение или повреждение заказных отправлений, простых посылок и отправлений с объявленной ценностью предусмотрена в статье 21 названной Конвенции, которая не исключает возможности возложения ответственности за утрату почтовых отправлений как на назначенного оператора страны подачи, так и на назначенного оператора страны назначения, а также не исключает возможности предъявления соответствующих требований как отправителем, так и адресатом (пункты 10 - 11.2 ст. 21).
Согласно статье 24 этой же Конвенции при условии соблюдения права предъявления иска назначенному оператору, который несет ответственность, обязательство выплаты возмещения и возврата тарифов и сборов возлагается, в зависимости от случая, на назначенного оператора страны подачи или назначенного оператора страны назначения.
Аналогичные положения содержались в статьях 21 и 24 ранее действовавшей Всемирной почтовой конвенции (Бухарест, 05.10.2004 г.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2007 г. N 1366-р.
В свою очередь, по смыслу положений статьи 34 Федерального закона "О почтовой связи", регулирующих ответственность российских операторов почтовой связи и в силу части 5 этой статьи подлежащих применению к отношениям сторон наряду с международными договорами Российской Федерации, операторы почтовой связи несут обязанность по возмещению убытков, причиненных ими при оказании услуг почтовой связи, в том числе в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вместе с этим, в соответствии с пунктом 1 статьи 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
В соответствии со статьей 34 ФЗ "О почтовой связи" и пункта 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.05 N 221, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи предусмотрена в случае утраты, порчи (повреждения), недостачи вложения, недоставки или нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иных нарушений установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно пункту 12 Правил оказания услуг почтовой связи в зависимости от способов обработки почтовые отправления подразделяются на простые и регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные), принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату с распиской в его получении.
В соответствии с пунктом "а" статьи 57 вышеуказанных Правил убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность.
Согласно части 3 статьи 39 ФЗ РФ "О почтовой связи" международные почтовые отправления оформляются и обрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Устава Всемирного почтового союза (ВПС) в редакции седьмого дополнительного протокола, который Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 16.05.2007 г. N 78-ФЗ, акты союза: Устав ВПС, Общий регламент, Всемирная почтовая конвенция, Регламент письменной корреспонденции, Регламент почтовых посылок являются обязательными для всех стран - членов ВПС.
Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза, конгресс которого в 2008 году принял Всемирную почтовую конвенцию, вступившую в силу с 2010 года.
В соответствии со статьей 5 Конвенции, любое почтовое отправление принадлежит отправителю до тех пор, пока оно не выдано адресату.
В соответствии с пунктом 11.2 статьи 21 Конвенции, назначенный оператор страны назначения почтового отправления имеет право выплачивать возмещение адресату, если отправитель отказался от своих прав в пользу адресата.
При таких обстоятельствах, вопрос о материальной ответственности ФГУП "Почта России" может быть решен непосредственно с назначенными почтовым оператором при поступлении соответствующего запроса.
Судом установлено, что 28.03.2016 г. в почтовом отделении г.Паттайя (Таиланд) истцом была отправлена международная посылка за номером – № в Россию, на свое имя, по адресу постоянного места жительства.
За доставку почтового отправления истец оплатил 1930 Тайских бат (ТНВ). Почтовое отправление было направлено без описи вложения.
Ответчик ФГУП "Почта России" допустил утрату указанного международного почтового отправления №.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Распечаткой с Интернет сервиса ФГУП "Почта России" подтверждено, что 28 марта 2016 года почтовое отправление было отправлено в Таиланде, 29 марта 2016 г. пересекло границу Таиланда, 07 апреля 2016 г. прибыло на территорию России, 09.04.2016 г. передано в доставку по России, находилось в нескольких сортировочных центрах, 06 мая 2016 г. покинуло сортировочный центр в г.Москве, иных сведений о движении не отражено (л.д.14-15).
22.06.2016 г. истцом в ОПС Норильск-7, было подано заявление на розыск почтового отправления №.
25.08.2016 г. в Норильском филиале ФГУП «Почта России», истцом было подано заявление о не поступлении международного отправления по форме ФГУП «Почты России» и претензия о возмещении причиненных убытков в связи с ненадлежащим оказанием услуг.
28.10.2016 г. ФГУП «Почта России» направила в адрес истца сообщение, в котором указала, что не снимает с себя материальной ответственности по фактам установленных нарушений, вместе с тем, без получения информации об отказе от своих прав в пользу адресата от назначенного оператора Таиланда, принять положительное решение и выплатить возмещение не представляется возможным.
В ходе судебного разбирательства представитель истца пояснил, что истец к назначенному оператора Таиланда не обращался.
Переводчик Ф. осуществившая перевод чека и квитанции с тайского языка на русский язык дала письменные объяснения, что в переводе отображены не все цифры, поскольку истец предоставил чек, в котором неразборчиво указана информация, чек был размыт. Переводчик осуществила перевод той информации, которую смогла разобрать.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что перевод был осуществлен по копии чека и квитанции, поскольку истец не мог доверить отправку чека ФГУП «Почта России» в адрес переводчика, при этом копии чека и квитанции действительно не были отчетливо читаемы.
Судом предлагалось истцу предоставить суду иной перевод чека и квитанции, сделанный на основании подлинников указанных документов, однако, представитель истца отказался предоставить подобный перевод. При этом ходатайства об осуществлении перевода в рамках настоящего процесса представитель истца не заявил, подлинники чека и квитанции к материалам дела не приобщил.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований ко взысканию с ответчика в пользу истца убытков, причиненных потерей почтового отправления, поскольку не доказан размер ущерба, о возмещении которого просил истец, в материалы дела не представлено надлежащих доказательств в обоснование требований. Представленные истцом в материалы дела перевод частично нечитаемых копии чека и копии квитанции не подтверждают объявленную ценность почтового отправления. Иной перевод, сделанный по подлинникам указанных документов, суду не предоставлен. Согласно переводу квитанции и чека, имеются разночтения в указании места отправления посылки - Паттайя (л.д.10) и Бангкок (л.д.12). Сведения о сумме платы за объявленную ценность в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, поскольку истец не подтвердил размер ущерба, в том числе суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность, не обращался к назначенному оператора Таиланда с заявлением об отказе от своих прав, то требования о взыскании указанных сумм не могут быть удовлетворены на основании представленных документов.
Оценив в совокупности представленные доказательства, и применяя приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо нарушений ответчиком прав и законных интересов истца.
Поскольку основные требования истца оставлены без удовлетворения, требования о взыскании компенсации за оплату услуг по переводу и нотариальному заверению почтовых квитанций удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала ФГУП «Почта России» в г.Норильске о защите прав потребителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной.
Судья: Т.Н. Санькова
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2016