ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3839/2013 от 29.07.2013 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3839/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск            29 июля 2013 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Овчаренко М.Н.,

при секретаре Севостьяновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по искам прокурора ОАО г. Омска в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, департамента строительства Администрации г. Омска о возложении обязанности по совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского АО г. Омска обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковыми требованиями в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, департамента строительства Администрации г. Омска о возложении обязанности по совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ОАО г. Омска проведена проверка соблюдения на территории округа требований законодательства о безопасности дорожного движения при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения. В результате проведенной проверки было установлено, что дорога местного значения с идентификационным номером № по <адрес> содержится ненадлежащим образом. В нарушение установленных требований на указанной дороге имеются множественные разрушения дорожного полотна, частично отсутствует бордюрный камень, на полотно указанной дороги не нанесена горизонтальная дорожная разметка, оборудована системой ливневой канализации (водоотвод и водопроводные трубы), тротуарами и стационарным электрическим освещением лишь частично. Дорога с идентификационным номером № по <адрес> до окружной дороги также содержится ненадлежащим образом, на участке дороги от <адрес> до окружной дороги имеются многочисленные разрушения дорожного полотна, частично отсутствует бордюрный камень. Установлено, что горизонтальная дорожная разметка на участке дороги общего пользования местного значения по <адрес> до окружной дороги не нанесена.

Истец просил:

- возложить на Администрацию города Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, департамент транспорта Администрации г. Омска и департамент строительства Администрации г. Омска в соответствии с их функциональными обязанностями нанести дорожную разметку, восстановить бордюрный камень на участке автомобильной дороги местного значения с идентификационным номером № по <адрес> до окружной дороги в г. Омске в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007» Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270ст, национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст.

- возложить на бюджетное учреждение г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» обязанность осуществить ремонт на участке автомобильной дороги местного значения с идентификационным номером № по <адрес> до окружной дороги в г. Омске в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221.

- возложить на Администрацию г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска обеспечить стационарное электрическое освещение, водоотвод талых и ливневых вод на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № по <адрес> в г. Омске в соответствии с требованием национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

- возложить на Администрацию г. Омска в лице департамента строительства Администрации г. Омска обязанность оборудовать тротуары на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № по ул. <адрес> в г. Омске в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

- возложить на бюджетное учреждение г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» обязанность осуществить ремонт автомобильной дороги местного значения с идентификационным номером № по <адрес> в г. Омске в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221.

В судебном заседании представитель прокуратуры ОАО г. Омска Банковская М.Л. исковые требования уточнила. Просила обязать департамент строительства Администрации г. Омска произвести устройство недостающих бордюров на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № от <адрес>, оборудовать тротуары, обеспечить устройство системы водоотвода талых и ливневых вод на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № от <адрес> в г. Омске, обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска обеспечить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № от <адрес>. Не настаивала на удовлетворении требований к БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», поскольку к моменту рассмотрения дела в суде ремонт дорог произведен, необходимая разметка нанесена. Указала, что в настоящее время дороги местного значения от <адрес> не соответствуют требованиям национального и государственного стандарта. Не возражала против предоставления срока на исполнение решения до осени 2015 года.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска Иванова А.А. исковые требования не признала. Считает, что выполнение работ (бордюры, тротуары, водоотводы) должно происходить в рамках запланированного бюджета, который в настоящее время уже принят. Полагает, что указанные работы должен осуществлять департамент строительства в рамках капитального ремонта.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента строительства Администрации г. Омска Дядюн Л.В. исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что в соответствии с положением о Департаменте строительства, работы по оборудованию ливневой канализации и по оборудованию тротуаров, бордюров могут быть выполнены в рамках капитального ремонта дороги или ее реконструкции, а также в рамках благоустройства, что значительно быстрее.

В судебном заседании представитель БУ г. Омска Управление дорожного хозяйства и благоустройства Кудрявцев Р.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что все требования прокурора относительно, относящиеся к обязанностям учреждения выполнены, о чем имеются соответствующие акты.

В судебном заседании представитель УМВД России по Омской области Луцаева О.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, поскольку требования направлены на улучшение качества дороги и безопасности дорожного движения.

Представитель Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Из представленного отзыва следует, что исковые требования не признает, указывает, что реализация вопросов местного значения осуществляется отраслевыми и территориальными структурными подразделениями Администрации города Омска, требования прокурора ОАО г. Омска являются затратными, бюджет города Омска на 2013 год утвержден, необходимые затраты по ремонту и содержанию дорог местного значения в нем не предусмотрены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. № 92, понятия «муниципальное образование городской округ город Омск Омской области», «муниципальное образование город Омск», «город Омск» используются как равнозначные.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч. 2). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (ч. 3).

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена, в том числе, на орган местного самоуправления, только в случае, если указанная обязанность возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленнымтехническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Аналогичное положение закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска.

В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 14, п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ и п.п. 27 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска, к вопросам местного значения городского округа относится организация освещения улиц, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно положениям ст. 21 вышеназванного Устава основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Реализация вопросов местного значения, отнесенных федеральным законодательством, а также Уставом города Омска к ведению органа местного самоуправления, осуществляется отраслевыми (функциональными) и территориальными структурными подразделениями Администрации города Омска (ч.4 ст.21 Устава города Омска).

Постановлением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. № 603 «Об утверждении структуры администрации города Омска» утверждена структура Администрации г. Омска, согласно которой, в структуру Администрации входят соответствующие департаменты, в том числе Департамент городского хозяйства, Департамент строительства.

Департаменты наделены правами юридического лица в соответствии с Положениями, имеют самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет г. Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.

Согласно строке 791 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного постановлением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, дорога с идентификационным номером № по <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.

Согласно строке 825 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного постановлением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, дорога с идентификационным номером № по <адрес> до окружной дороги в г. Омске является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.

Указанные дороги относятся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В результате проверки, проведенной прокуратурой округа ДД.ММ.ГГГГ с государственными инспекторами дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску, установлено, что дорожное покрытие на участке <адрес> имеет множественные разрушения: отсутствует ливневая система канализации, частично отсутствует бордюрный камень, частично отсутствует тротуар, частично отсутствует наружное освещение, отсутствует ограждение на регулируемых пешеходных переходах и на остановках общественного транспорта, отсутствует дорожная разметка (л.д. ...).

В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ на дорожном покрытии по <адрес> также имеются множественные разрушения: частично отсутствует бордюрный камень, отсутствует ограждение на регулируемом пешеходном переходе и на остановках общественного транспорта, светофорный объект на пересечении ул. <адрес> эксплуатируется более 15 лет, в связи с чем, часто выходит из строя, отсутствует дорожная разметка (л.д....).

В соответствии с актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ на участке от <адрес> работы по аварийно-восстановительному ремонту не выполнены (л.д. ...).

Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 4.5.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

Согласно п. 4.6.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их делами на расстоянии от них не менее 100 м, предусматривается стационарное электрическое освещение.

Пунктом 5.5.14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, определено, что для обеспечения продольного водоотвода под съездами должны быть уложены водопроводные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги.

Судебным разбирательством установлены нарушения стандартов по обустройству и содержанию дорог: от <адрес> и от <адрес>, а также от <адрес>.

Ответчиками наличие нарушений не опровергнуто.

В соответствии с Положением о департаменте строительства Администрации города Омска (подпункт 20.2 п.18 раздела III) к функциям департамента отнесена организация проведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Согласно классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства Транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. № 402, к указанным работам отнесены: замена ограждений, перил, тротуаров, устройство недостающих бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий, а также работы по водоотводу, устройство недостающих элементов системы водоотвода.

В соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска (п.п.6 п.18 раздела III), департамент организует проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска. Согласно классификации работ по ремонту автомобильных дорог, к указанным работам отнесены, в том числе, восстановление электроосвещения.

С учетом указанных разграничений функций департаментов, классификации работ, суд полагает возможным возложить на департамент строительства обязанность по устройству бордюров, оборудованию тротуаров, устройству системы водоотвода талых и ливневых вод, на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска обязанность по обеспечению стационарного электрического освещения на указанных выше автомобильных дорогах местного значения.

           Учитывая значительность объемов финансирования, временных затрат, суд полагает необходимым установить срок для выполнения указанных работ - до 01 ноября 2015 г.

С учетом изложенного, требования прокурора Октябрьского административного округа г. Омска, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ОАО г. Омска удовлетворить.

Обязать департамент строительства Администрации г. Омска произвести устройство недостающих бордюров на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № от <адрес> в срок до 01 ноября 2015 г., оборудовать тротуары, обеспечить устройство системы водоотвода талых и ливневых вод на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № от <адрес> в г. Омске в срок до 01 ноября 2015 г.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска обеспечить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге местного значения с идентификационным номером № от <адрес> в г. Омске в срок до 01 ноября 2015 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ М.Н. Овчаренко  Решение вступило в законную силу 07.09.2013 г.