Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Петровский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,
с участием:
представителя истца – помощника Петровского межрайонного прокурора Байкова С.С.,
представителя ответчика – главы Синеньского муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> – ФИО1, действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Петровского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов <данные изъяты><адрес> о признании отдельных положений устава «<данные изъяты><адрес>» недействующими,
установил:
заместитель Петровского межрайонного прокурора обратился в Петровский городской суд <адрес> с заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Совету депутатов <данные изъяты><адрес> (далее – Совет депутатов, ответчик) о признании нормативно-правового акта недействующим в части.
В обосновании искового заявления указано, что Петровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия устава <данные изъяты><адрес> (далее – Устав) действующему законодательству, в ходе которой было установлено, что отдельные части Устава противоречат требованиям федерального законодательства.
Так, статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон) определены вопросы местного значения сельского поселения.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в п. 20 ч.1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселения отнесена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства; в п.32 ч.1 ст.3 Устава к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального лесного надзора; в ч.1 ст.5 Устава указано, что местный референдум может проводиться на всей территории поселения, в то время, как указанные вопросы в компетенцию муниципальных образований Федеральным законом № 131-ФЗ не отнесены.
В п.21 ч.1 ст.3 Устава указано, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, в то время, как Законом освещение улиц и установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов в отдельные полномочия не выделены, а относятся к полномочиям поселений по благоустройству территории поселения.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в Уставе не определено, что проекты правил благоустройства должны выноситься на публичные слушания, не установлено исключений для срока вступления в силу решений Совета депутатов об изменении структуры органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ч.2 ст.63.1 Устава не указаны следующие основания для удаления главы муниципального образования в отставку: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, не определен порядок составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Петровским межрайонным прокурором на Устав муниципального образования был принесен протест, однако до настоящего времени Советом депутатов не приняты меры по внесению соответствующих изменений в Устав и их регистрации в установленном законодательством порядке.
В ходе судебного разбирательства заместитель Петровского межрайонного прокурора в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просит признать недействующими с момента вступления решения в законную силу: п. 20 ч.1 ст. 3 Устава в той части, в которой к вопросам местного значения поселения отнесена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства; в п.32 ч.1 ст.3 Устава в той части, в которой к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального лесного надзора; ч.1 ст.5 Устава в той части, в которой указано, что местный референдум может проводиться на всей территории поселения; п.21 ч.1 ст.3 Устава в той части, в которой указано, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; Устав в той части, в которой не определено, что проекты правил благоустройства должны выноситься на публичные слушания, не установлено исключений для срока вступления в силу решений Совета депутатов об изменении структуры органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ч.2 ст.63.1 Устава не указаны следующие основания для удаления главы муниципального образования в отставку: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, не определен порядок составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Представитель ответчика – ФИО1 в судебном заседании признал уточненные исковые требования, не возражал против их удовлетворения.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Устав <данные изъяты><адрес> принят решением Совета депутатов <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ № 3-7. Обнародован Устав ДД.ММ.ГГГГ на информационном стенде Администрации <данные изъяты>.
В судебном заседании также было установлено и не отрицается сторонами, что Петровским межрайонным прокурором на Устав муниципального образования был принесен протест, однако до настоящего времени Советом депутатов не приняты меры по внесению соответствующих изменений в Устав и их регистрации в установленном законодательством порядке.
Статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень вопросов, отнесенных к местному значению сельского поселения, указанная статья Закона не допускает расширительного толкования вопросов местного значения поселения.
В судебном заседании установлено, что доводы, изложенные прокурором в заявлении о том, что оспариваемые им пункты Устава противоречат требованиям Федерального Закона № 131-ФЗ нашли свое подтверждение.
Так, п. 20 ч.1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселения отнесена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства; в п.32 ч.1 ст.3 Устава к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального лесного надзора; в ч.1 ст.5 Устава указано, что местный референдум может проводиться на всей территории поселения, в то время, как указанные вопросы в компетенцию муниципальных образований Федеральным законом № 131-ФЗ не отнесены.
В п.21 ч.1 ст.3 Устава указано, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, в то время, как Законом освещение улиц и установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов в отдельные полномочия не выделены, а относятся к полномочиям поселений по благоустройству территории поселения.
Кроме того, в Уставе не определено, что проекты правил благоустройства должны выноситься на публичные слушания, не установлено исключений для срока вступления в силу решений Совета депутатов об изменении структуры органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ч.2 ст.63.1 Устава не указаны следующие основания для удаления главы муниципального образования в отставку: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, не определен порядок составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья 13 ГК РФ предусматривает, что нормативный акт, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
На основании ч.1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Статьями 21,35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, а также соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами, обращаться в суд с заявлением в защиту интересов государства.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. На основании п.3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.
Суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявления заместителя прокурора.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую милу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или много указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования заместителя Петровского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов <данные изъяты><адрес> о признании отдельных положений устава <данные изъяты><адрес>» недействующими, удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 20 части 1 статьи 3 Устава <данные изъяты><адрес> в той части, в которой к вопросам местного значения поселения отнесена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 21 части 1 статьи 3 Устава <данные изъяты><адрес> в той части, в которой к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 32 части 1 статьи 3 Устава <данные изъяты><данные изъяты><адрес> в той части, в которой к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального лесного надзора.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 5 Устава <данные изъяты><адрес> в той части, в которой установлено, что местный референдум может проводиться на всей территории поселения.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 11 Устава <данные изъяты><данные изъяты><адрес> в той части, что ей не определено, что проекты правил благоустройства должны выноситься на публичные слушания.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу часть 5 статьи 16 Устава <данные изъяты><адрес> в той части, что ей не установлено исключений для срока вступления в силу решений Совета депутатов об изменении структуры органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 63.1 Устава <данные изъяты> в той части, что ей не установлены следующие основания для удаления главы муниципального образования в отставку: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Устав <данные изъяты><адрес> в той части, что в нем не определен порядок составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд.
Председательствующий Е.В. Романова