ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-383/2021ГОД от 29.03.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-383/2021 год

39RS0004-01-2020-003978-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2021 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Токарской А. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смышляева Сергея Михайловича, Подлесновой Елены Николаевны, Грищенко Светланы Анатольевны к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград», МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» о признании недействующим постановления, признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования, обязании совершения определенных действий

УСТАНОВИЛ:

Смышляев С.М., Подлеснова Е.Н., Грищенко С.А. обратились в с уд с вышеуказанным иском к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград», МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» мотивируя свои требования с учетом уточнений (том 2 л.д. 25, 99) тем, что Смышляев С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий на праве собственности Смышляеву С.М. Подлеснова Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий на праве собственности Подлесновой Е.Н. Грищенко С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий на праве собственности Грищенко С.А.

Вышеуказанные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на основании распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» в ДД.ММ.ГГГГ.

Изначально площадь земельных участков, выделявшихся под строительство каждого жилого дома, составляла <данные изъяты> кв.м.

С северной границы земельных участков прилегает незастроенная территория, входящая в границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в муниципальной собственности.

С целью образования земельных участков большей площади для обслуживания индивидуальных жилых домов, истцы обратились в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» с заявлением об утверждении прилагаемой схемы земельных участков, два из которых имеют площадь <данные изъяты> кв.м., один - площадью <данные изъяты> кв.м. с распределением части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» на заявления Смышляева С.М., Подлесновой Е.Н. и Грищенко С.А. были подготовлены идентичные ответы, в соответствии с которыми сообщается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. имеет разрешенное использование «охрана природных территорий», на него зарегистрировано право муниципальной собственности и он предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» и входит в состав Прибрежного участкового лесничества МБУ «Городские леса». Администрация ГО «Город Калининград», ссылаясь на ст. 116 Лесного Кодекса РФ указала о том, что в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, следовательно, отказывает в согласовании схемы расположения земельных участков.

С такой позицией администрации ГО «Город Калининград», а также с вышеуказанным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» истцы не могут согласиться и полагают передачу всего земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» необоснованным и незаконным.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен МБУ «Городские леса» в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 10 июля 2018 года № 703 «О предоставлении МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» земельного участка по ул. Красивой в г. Калининграде».

Так, согласно справочной информации по объектам недвижимости официального сайта Росреестра, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет вид разрешенного использования - для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, соответственно ссылки администрации, на то, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - охрана природных территорий, недействительны.

К тому же данная информация опровергается фактическими обстоятельствами, поскольку изначально при формировании земельных участков истцов, для строительства индивидуальных жилых домов были выделены земельные участки по <данные изъяты> кв.м. каждый, и они охватывали часть испрашиваемой территории, которая к зоне лесов не относится, каких-либо объектов рекреационного значения на данной территории в настоящее время не находится.

Согласно Постановления Правительства Калининградской области от 11.03.2019 г. № 169 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в Генеральный план городского| округа «Город Калининград» внесены в том числе следующие изменения: в карте функциональных зон городского округа графическое изображение фрагмента в части изменения границ функциональной зоны «Зона рекреационного назначения (Р): Зона городских лесов и |иных озелененных территорий» и установления в отношении территорий в районе ул. Красивой функциональной зоны «Жилая зона (Ж): Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Согласно сведениям, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Калининградской области (Генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград»), запрашиваемая территория относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами - зоне Ж-4/Б, которая в соответствии со ст. 32 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 21.03.2018 г. № 53 «О внесении изменений в Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа «Город Калининград», утвержденный Решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.04.2017 № 74» внесены изменения в Лесохозяйственный регламент городских лесов. Приложением № 2 к Лесохозяйственному регламенту «Карта-схема распределения городских лесов городского округа «Пород Калининград» по лесорастительным зонам и лесным районам» определена территория лесорастительных зон. Согласно указанной Карта-схеме спорная территория не включена в границы лесорастительной зоны.

Согласно действующему законодательству граница лесничества не может пересекать границу населенного пункта.

Указывают, что отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, сведения о котором содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничеств, лесопарка.

Действующее законодательство устанавливает правило, в соответствии с которым земельный участок имеет только одну категорию (ст. 7 ЗК РФ), то есть, если участок относится к категории «земли населенных пунктов», то он не может относиться к категории «земли лесного фонда» и наоборот.

Однако администрация ГО «Город Калининград» утверждает, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землям населенных пунктов, при этом имеет вид разрешенного использования - охрана природных территорий, и передан МБУ «Городские леса», что противоречит нормам действующего земельного законодательства в части отнесения земель к определенной категории, а также противоречит сведениям, содержащимся в ЕГРН, согласно которому спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.

Приводя положения ч. 2 ст. 83 ЗК РФ, ч. 1ст. 8 ФЗ от 21.12.20004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», указывают, что таким образом, передача МБУ «Городские леса» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 10 июля 2018 года № 703 «О предоставлении МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» земельного участка <адрес> без исключения из этого участка территории в координатах согласно прилагаемой Схеме территории, нарушает права истцов на перераспределение земельных участков.

Приводя положения ч. 1 ст. 45 ЗК РФ, указывают, что МБУ «Городские леса» от своих прав на земельный участок не отказывалось.

При этом из представленной суду документации следует, что имеются противоречия в части нахождения спорной территории в постоянном бессрочном пользовании МБУ «Городские леса», поскольку в границы лесорастительной зоны она не входит и относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Вместе с тем, в функции МБУ «Городские леса» входит использование, охрана, защита и вопроизводство именно лесов, расположенных в границах городских лесов ГО «Город Калининград».

Из представленных суду возражений Администрации ГО «Город Калининград» следует, что на момент образования и постановки на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относился к функциональной зоне городских лесов и иных озелененных территорий. Однако ответчик не учитывает, что в настоящее время функциональная зона нахождения земельного участка изменилась, кроме того, на дату постановления Администрации ГО «город Калининград» № 703 от 10.07.2018 спорная территория уже была исключена из территории городских лесов.

Оспаривать отказы Администрации ГО «город Калининград» в утверждении схемы расположения схемы земельных участков путем их перераспределения истцы не могут, т.к. при наличии зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> данные требования будут безосновательными.

По смыслу разъяснений п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.

С учетом уточнения требований, просят:

Признать недействующим постановление Администрации городского округа «Город Калининград» № 703 от 10.07.2018 «О предоставлении МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» земельного участка по ул. Красивой в г. Калининграде» в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах согласно схеме границ земельных участков (т. 2 л.д. 48):

№ точки

X

Y

н 1

347 143,16

1 177 879, 20

н 2

347 155,64

1 177 900,92

н 7

347 167,81

1 177 924,41

н 10

347 179,82

1 177 946, 75

н 11

347 165,19 "

1 377 955, 69

н 8

347152,03

1 177 931,67

н 3

347 140, 02

1 177 909,67

н 6

347 127,86

1 177 887,51

Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в следующих координатах согласно схеме границ земельных участков:

№ точки

X

Y

н 1

347 143,16

1 177 879, 20

н 2

347 155,64

1 177 900,92

н 7

347 167,81

1 177 924,41

н 10

347 179,82

1 177 946, 75

н 11

347 165,19 "

1 377 955, 69

н 8

347152,03

1 177 931,67

н 3

347 140, 02

1 177 909,67

н 6

347 127,86

1 177 887,51

Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в следующих координатах согласно схеме границ земельных участков:

№ точки

X

Y

н 1

347 143,16

1 177 879, 20

н 2

347 155,64

1 177 900,92

н 7

347 167,81

1 177 924,41

н 10

347 179,82

1 177 946, 75

н 11

347 165,19 "

1 377 955, 69

н 8

347152,03

1 177 931,67

н 3

347 140, 02

1 177 909,67

н 6

347 127,86

1 177 887,51

Истцы Смышляев С.М., Подлеснова Е.Н., Грищенко С.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Представитель истцов по доверенности Томашевская А.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом уточнений. Пояснила, что истцы являются собственниками земельных участков по ул. Красивой, нормативная площадь которых позволяет их увеличить. Земельные участки приобретались истцами у кооператива <данные изъяты> им выделялось под строительство <данные изъяты> кв.м. В настоящее время истцы владеют земельными участками меньшей площадью. Факт предоставления истцам земельных участков установлен определением Московского районного суда г. Калининграда об утверждении мировых соглашений между истцами и администрацией по иску о признании права собственности на ИЖД и обязании заключить договор. При обращении в администрацию с заявлением об утверждении схемы земельных участков для перераспределения участков, находящихся в собственности истцов и участком муниципальной собственности, стало известно, что часть территории, на которую претендуют истцы, находится на праве постоянного бессрочного пользования у МБУ «Городские леса». Администрация, ссылалась на Лесной кодекс РФ, указав, что в городских лесах запрещается строительство. При этом из сведений, предоставленных истцам Агентством по градостроительству, запрашиваемая территория к территории городских лесов не относится. Отказ администрации в перераспределении земельных участков истцами не обжаловался, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за МБУ «Городские леса». Решением городского Совета депутатов 21.03.2018 №53 были внесены изменения в лесохозяйственный регламент, согласно которому спорная территория была исключена из состава городских лесов. В настоящее время спорная территория, согласно генеральному плану г. Калининграда и действующим правилам землепользования и застройки, которое относится к функциональной зоне, где предусмотрено строительство ИЖД, размещение городских лесов не предусмотрено. Учитывая, что спорная территория к лесам не относится ни по регламенту, ни по документам территориального планирования, то в этом случае права МБУ «Городские леса» нарушает право истцов на использование и перераспределение земельного участка.

Представитель ответчика Администрации ГО «Город Калининград» Князева А.П. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что оспариваемым постановлением о предоставлении МБУ «Городские леса» земельного участка по ул. Красивой, права истцов не затрагиваются. Требования истцов о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» части земельного участка ничем не обоснованы, истцами не указаны основания, по которым право МБУ «Городские леса» подлежит прекращению.

Также позиция Администрации ГО «Город Калининград» изложена в письменных возражениях (т.2 л.д.18), в которых указано, что в соответствии с распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием «охрана природных территорий» и иные земельные участки с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства».

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на момент его образования и постановки на кадастровый учет, в соответствии с Генеральным планом ГО «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 года № 225, был отнесен к функциональной зоне городских лесов и иных озелененных территорий.

По карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград», утвержденных решением окружного Совета депутатов от 29 июня 2009 года № 146 (в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 16 ноября 2016 года № 359), он располагался в территориальной зоне Р-2 - Зоне городских лесов.

Согласно сведениям из государственного лесного реестра, представленного Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области от 11 ноября 2016 года, территория, в границах которой находился земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, также входила в состав городских лесов.

Учитывая данные обстоятельства, МБУ «Городские леса» на основании статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением от 26.04.2018 вх. № в-КМИ-4682 по вопросу предоставления в постоянное бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» от 10.07.2018 № 703 земельный участок по ул. Красивой был предоставлен МБУ «Городские леса» в постоянное (бессрочное) пользование. Данное право зарегистрировано в Управлении Росреестра по Калининградской области в установленном порядке.

Во исполнение пункта 2 постановления Администрации ГО «Город Калининград» от 10.07.2018 № 703, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от 21.11.2018 № 4993/р-КМИ внесен в реестр муниципального имущества городского округа «Город Калининград».

Учитывая изложенное, считают, что основания и порядок принятия оспариваемого постановления соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права, свободы и законные интересы истцов, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Ответчики МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград», Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград», 3-е лицо Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав материальны дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; условия для планировки территорий муниципальных образований; для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Частью 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса к объектам лесной инфраструктуры относятся лесные дороги, лесные склады и другие объекты, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в частности квартальные просеки, граничные линии, квартальные и указательные столбы, лесохозяйственные знаки.

В соответствии со статьями 12, 41 Лесного кодекса защитные леса, в том числе городские леса, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов и могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).

Как следует из материалов дела, Смышляев С. М. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м. и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., на основании определения Московского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ (т.1л.д.135), которым утверждено заключенное между Смышляевым С.М. и Администрацией ГО «Город Калининград» мировое соглашение, категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.36-43).

Подлеснова Е. Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., на основании определения Московского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу год, которым утверждено мировое соглашение между Подлесновой Е. Н. и Администрацией ГО «Город Калининград» (т.1 л.д.158), категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.26-35).

Грищенко С. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м. и расположенного на нем жилого дома кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., на основании определения Московского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № год, которым утверждено мировое соглашение между Грищенко С. А. и Администрацией ГО «Город Калининград», категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.44-52).

Постановлением Администрации ГО "Город Калининград" от 22.08.2012 № 1605 создано муниципальное бюджетное учреждение "Городские леса" городского округа "Город Калининград" (т. 1 л.д. 201).

На основании Постановления Администрации городского округа «Город Калининград» от 10.07.2018 № 703 (т.1 л.д.24) МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – охрана природных территорий.

Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» от 22.11.2018 № 4993/р-КМИ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием «охрана природных территорий», адрес объекта: <адрес>, предоставленный МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград» в постоянное (бессрочное) пользование, включен в реестр муниципального имущества (т.1 л.д.203). Как следует из сведений ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «охрана природных территорий, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов», адрес объекта (почтовый адрес ориентира): г. <адрес>, собственником является Муниципальное образование ГО «Город Калининград», право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года. Правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования является МБУ «Городские леса» городского округа «Город Калининград», право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 156-179).

Согласно сведениям ЕГРН, смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> являются земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащие истцам (т. 1 л.д. 164).

Из материалов дела следует, что истцы обращались с заявлениями в КМИ и ЗР Администрации ГО «Город Калининград» об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения принадлежащих истцам земельных участков и части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в результате чего просили утвердить схему расположения с образованием земельного участка <данные изъяты> кв.м – Подлеснова Е. Н., <данные изъяты> кв.м – Смышляев С. М., <данные изъяты> кв. м. – Грищенко С. А., с разрешенным использование «для индивидуального жилищного строительства» (т. 1 л.д. 56-61).

Согласно ответу Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» от 09.06.2020 Подлесновой Е.Н. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Схема), образуемого путем перераспределения части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><адрес>. Указано, что в отношении рассматриваемой территории отсутствует разработанный и утвержденный в соответствии с действующим законодательством проект межевания территории. Процедура перераспределения осуществляется при наличии оснований, предусмотренных ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием «охрана природных территорий», в отношении которого зарегистрировано право муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» и входит в состав Прибрежного участкового лесничества МБУ «Городские леса» (Лесохозяйственный регламент, утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 21.03.2018 № 53). Согласно ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (л.д.62).

Аналогичные отказы были получены на обращение Грищенко С.А. по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><адрес> (т.1 л.д.64); и на обращение Смышляева С.М. по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><адрес> (л.д.66).

Вышеуказанные отказы в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения части земельного участка Смышляевым С.М., Подлесновой Е.Н., Грищенко С.А. не обжаловались, не оспариваются и в настоящем судебном заседании.

Федеральный законодатель в части 3 статьи 196 ГПК РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.

Истцы просят признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, указанной в представленной ими схеме (т. 2 л.д. 48) и обозначенной точками н1-н2-н7-н10-н11-н8-н3-н6-н1, и признать недействующим в части данной площади Постановление Администрации ГО «Город Калининград» № 703 от 10.07.2018 года.

Представитель истцов Томашевская А. Г. в судебном заседании настаивала на данных требованиях.

Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области 23.07.2020 на запрос гр. Черницкой О.А. представлены сведения из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности раздела «Документы территориального планирования муниципальных образований, Раздела «Градостроительное зонирование» (т.1 л.д.69).

Как следует из Постановления Администрации ГО «Город Калининград» № 1787 от 29.11.2016 года, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован в соответствии со схемой расположения на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с характеристиками образованного земельного участка – территориальная зона Р-2 (зона городских лесов), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – охрана природных территорий.

Как следует из вышеприведенных сведений ЕГРН, указанный вид разрешенного использования до настоящего времени установлен в отношении данного земельного участка, собственником и правообладателем на праве постоянного бессрочного пользования не изменялся.

Согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград» спорная территории входила в зону Р-2 (л.д. 248 т. 1).

Согласно сведениям государственного лесного реестра от 11.11.2016 года, спорная территория, в отношении которой заявлены требования, входила в состав городских лесов, лесорастительной зоны.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 21.03.2018 года № 53 были внесены изменения в Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа "Город Калининград", утвержденный Решением городского Совета депутатов Калининграда от 05.03.2014 N 54, и часть территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в том числе часть, на которую претендуют истцы, выведена из лесорастительной зоны (л.д. 251 т. 1).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225 утвержден Генеральный план городского округа «Город Калининград» на период до 2035 года (включительно) в виде графических и текстовых материалов.

Согласно фрагмента карты функциональных зон Генерального плана ГО «Город Калининград» по состоянию на 2016 год (в редакции, утвержденной решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 года № 225) спорная территория входила в зону городских лесов и иных озелененных территорий (т. 1 л.д. 244).

Постановлением Правительства Калининградской области от 11.03.2019 № 169 утверждены изменения в Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 (т.1 л.д.81).

Согласно Карте функциональных зон Генерального плана ГО «Город Калининград» территория, на которую претендуют истцы, в настоящее время отражена как планируемая к отнесению к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (т 1 л.д. 70, 245), согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград» находится в зоне Ж-4/Б зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются основанием удовлетворения заявленных требований.

Согласно п. 2 ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Из пунктов 1 и 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в том числе, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования определены в ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой называет отказ землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 указанного кодекса.

Частью 2 ст. 45 Земельного кодекса предусмотрены основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, согласно которым таковое право прекращается принудительно: при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.

От зарегистрированного в установленном законом порядке в ЕГРН права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» не отказывалось, его право не прекращалось принудительно по инициативе собственника земельного участка МО ГО «Город Калининград», решений об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось. Доказательств обратного стороной истцов не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 вышеназванного Постановления).

Из приведенных разъяснений высшей судебной инстанции следует, что заявление требований о признании права отсутствующим имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.

При этом при избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРП должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.

Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.

Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН, к лицу, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам также зарегистрировано в ЕГРН, нарушая тем самым право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признание права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который применяется в тех случаях, когда отсутствует возможность для применения виндикационного или реституционного требования, и установлен факт нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица. Для признания права или обременения отсутствующим спорный объект должен находиться в законном владении истца.

Ввиду изложенного, правом на иск о признании зарегистрированного права отсутствующим обладает только владеющий собственник недвижимости, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право не может быть защищено путем предъявления требования о признании права отсутствующим.

Вместе тем, заявляя требования об оспаривании постановления администрации ГО «Город Калининград» «О предоставлении МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и признании права МБУ «Городские леса» отсутствующим, истцами не указано, какое их существующее право нарушено изданием Постановления № 703 от 10.07.2018 года, учитывая, что право собственности истцов либо одного из них на спорную часть земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером <данные изъяты>, либо иное вещное право на данную территорию, в ЕГРН никогда зарегистрировано не было, спорная часть территории никогда истцам в установленном порядке не предоставлялась. Тогда как фактическим владельцем указанного участка является МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград», право постоянного (бессрочного) пользование которого зарегистрировано в установленном законом порядке.

А право собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> зарегистрировано за муниципальным образованием ГО «Город Калининград», которое пользуясь полномочиями собственника, предоставленными ст. 209 ГК РФ, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ и 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставило спорный земельный участок МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград».

Представленные истцами членские книжки, выписки из решения общего собрания ТИЗ «Перспектива-Вест» о принятии истцов в члены ТИЗ «Перспектива-Вест» и выписки из решения правления <данные изъяты> о предоставлении истцам участков: решением правления от ДД.ММ.ГГГГ Грищенко С.А. - площадью <данные изъяты> кв.м., решением правления от ДД.ММ.ГГГГ года Подлесновой Е. Н. - площадью <данные изъяты> кв.м., решением правления от ДД.ММ.ГГГГ Смышляеву С. М. - площадью <данные изъяты> кв.м. не свидетельствуют о том, что испрашиваемая территория когда-либо в установленном порядке передавалась истцам лицом, которому такое право предоставлено.

В указанных решениях правления <данные изъяты> содержится ссылка на Госакт на право собственности на землю серия <данные изъяты>

Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 21.11.2012 года по делу по иску по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ТИЗ «Перспектива-Вест», Администрации ГО «Город Калининград» о признании недействительным постановления главы Администрации города Калининграда № 431 от 24 мая 1993 года, признании недействительным с момента выдачи государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования № КЛО-15п № 000164 от 24 мая 1993 года судом признано недействительным Постановление Главы Администрации города Калининграда № 431 от 24 мая 1993 года «О предоставлении Товариществу индивидуальных застройщиков «Перспектива-Вест» земельного участка в <адрес> Признан недействительным с момента выдачи государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования КЛО-15п № 000164 о предоставлении Товариществу индивидуальных застройщиков «Перспектива-Вест» на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка площадью <данные изъяты> по <адрес>.

Таким образом, в установленном законом порядке и лицом, обладающим правом на предоставление земельных участков, истцам никогда не предоставлялось право собственности, либо иное вещное право на территорию, в отношении которой заявлены требования, и на указанном праве истцы указанной территорией не владели и не владеют.

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 04.02.2015 года по делу 2-33/2015 года по иску администрации городского округа "Город Калининград" к ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок истребован из владения ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" земельный участок площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером <данные изъяты> по Мамоновскому шоссе в пос.Прибрежный для строительства кварталов индивидуальных жилых домов с учреждениями обслуживания/многоквартирных жилых домов для военнослужащих и спортивно-оздоровительного центра. Признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования потребительского кооператива ТИЗ "Перспектива-Вест" на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>

Администрацией ГО «Город Калининград» никогда не принималось решений о предоставлении истцам спорной территории, доказательств обратного стороной истцов не представлено.

Как следует из приведенных выше определений об утверждении мировых соглашений Администрации ГО «Город Калининград» с истцами, предметом их являлось признание права истцов на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, и, уже в последующем, обращение в Администрацию ГО «Город Калининград» для оформления прав на земельные участки: Грищенко С. А. – в отношении земельного участка с КН <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м., Смышляев С. М. – земельного участка с <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, Подлеснова Е. Н. – земельного участка с КН <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>. м. Мировое соглашение на указанных условиях заключено истцами добровольно, соответственно они знали, в каких размерах каждому из них будет предоставлен земельный участок, и соглашались на это.

Поскольку истцы никогда не обладали и не обладают законными правами в отношении спорной части территории земельного участка с КН <данные изъяты>, постановлением Администрации ГО «Город Калининград» № 703 от 10.07.2018 года их права не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных ими требований не имеется, их предполагаемое право в указанной ситуации не может быть защищено путем предъявления требования о признании права отсутствующим.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Смышляева С.М., Подлесновой Е.Н., Грищенко С.А. удовлетворению не подлежат.

Поскольку правовых оснований для удовлетворения требований о признании недействующим постановления № 703 от 16.07.2018 года, признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» не имеется по вышеназванным основаниям, не подлежат удовлетворению и требования об обязании Администрации ГО «Город Калининград» обратиться в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в координатах согласно приложенной истцами схемы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смышляева Сергея Михайловича, Подлесновой Елены Николаевны, Грищенко Светланы Анатольевны к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград», МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» о признании недействующим постановления Администрации ГО «Город Калининград» № 703 от 10.07.2018 года «О предоставлении МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» земельного участка <адрес> в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес>, в координатах согласно приложенной схемы границ земельного участка; признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес>, в координатах согласно приложенной схемы границ земельного участка; обязании Администрации ГО «Город Калининград» обратиться в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о внесении в единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Городские леса» ГО «Город Калининград» на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес>, в координатах согласно приложенной схемы границ земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна: судья Вартач-Вартецкая И. З.

Помощник судьи Попова Т. А.

Решение не вступило в законную силу 05.04.2021 года

Судья Вартач-Вартецкая И. З.

Подлинный документ находится в деле № 2-383/2021 в Московском районном суде г. Калининграда

Помощник судьи Попова Т. А.