ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-383/2023 от 23.01.2024 Кожевниковского районного суда (Томская область)

Дело № 2-43/2024 (2-383/2023)

УИД 70RS0015-01-2023-000616-86

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 января 2024 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,

при секретаре Артюковой И.Н.,

с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Ерохина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах С к муниципальному образованию «Кожевниковское сельское поселение» в лице администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кожевниковского района Томской области, действуя в интересах С. обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обязанности в предоставлении С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м. общей площади за счет средств областного бюджета.

В обоснование заявленных требований указал, что С. года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В свидетельстве о рождении СН. в графе «отец» указан Н., матерью является М., которые решением <данные изъяты> лишены родительских прав. Постановлением администрации Кожевниковского района от 23 марта 2010 года над несовершеннолетним С. установлена возмездная опека, опекунами определены О., В. В настоящее время С. собственного жилья не имеет. Постановлением администрации Кожевниковского сельского поселения от 12 июля 2019 года последний включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Кожевниковского сельского поселения. На момент подачи иска С. администрацией Кожевниковского сельского поселения жильем не обеспечен.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Ерохин И.А. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Материальный истец – С. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования удовлетворить.

Ответчик МО «Кожевниковское сельское поселение» в лице администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направили, о причинах неявки не сообщили, возражений не представили.

Третье лицо Администрация Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, дело просили рассмотреть в свое отсутствие, в своем отзыве указали, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нуждаемость в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, а также документов, подтверждающих отсутствие у истца недвижимого имущества в собственности. Кроме того действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди, выборочно определенному гражданину.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (далее – ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного Кодекса (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если не реализовано принадлежащее право указанной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно свидетельству о рождении , С родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, его отцом является Н, матерью – М.

Решением <данные изъяты>Н., М. лишены родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего ребенка С.

Постановлением администрации Кожевниковского района от 23 марта 2010 года над несовершеннолетним С. установлена возмездная опека, опекунами назначены О. и В.

Таким образом, С. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

О., опекун С обратилась в администрацию Кожевниковского сельского поселения с заявлением о включении последнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с постановлением администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области от 12 июля 2019 года, уведомлением администрации Кожевниковского сельского поселения от 12 июля 2019 года, С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Кожевниковское сельское поселение».

Согласно сведениям ЕГРН, право собственности на объекты недвижимости за С. не зарегистрировано.

В соответствии с решением Совета Кожевниковского сельского поселения от 02 июня 2006 года, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17 кв.м. на одиноко проживающего.

В силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот из числа указанной категории отнесено к государственному полномочию, осуществление которого находится в компетенции органов исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями и предоставлению социальной выплаты органы местного самоуправления поселений, городских округов: формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов; принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" на основании ходатайства органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; принимают решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключают с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения.

Так, в судебном заседании достоверно установлено, что С., имея соответствующий статус как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, а потому имеет право на предоставление администрацией Кожевниковского сельского поселения по договору найма специализированного жилого помещения жилья на территории Кожевниковского сельского поселения в соответствии с нормами предоставления для постоянного проживания. Однако в нарушение действующего законодательства жилое помещение по договору социального найма С. предоставлено не было. Данный факт ответчиком не оспаривается. В связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кожевниковского района, предъявленные в интересах С. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах С к муниципальному образованию «Кожевниковское сельское поселение» в лице администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.

Обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить С, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м общей площади, за счет средств областного Бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Иванникова

Мотивированный текст решения изготовлен 29 января 2024 года

Председательствующий С.В. Иванникова