ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-384 от 16.04.2012 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд города Тамбова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд города Тамбова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2012 года ЛЕНИНСКИЙ

Районный суд г. Тамбова в составе:

Председательствующего судьи ШИРОКОВОЙ Н.Ф.

При секретаре БОГДАНОВОЙ Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-384/2012 по иску ФИО1  к Управлению Судебного департамента в Тамбовской области о включении в стаж работы по юридической профессии периодов работы и о назначении ежемесячной надбавки,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1  обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Тамбовской области о включении в стаж работы по юридической профессии периодов работы и о назначении ежемесячной надбавки,

указав в обоснование следующее.

Согласно ст.3 Закона №6-ФЗ от 10.01.1996 г. «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку».

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от *** №91-ФЗ) «...Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере...».

*** ей исполнилось 55 лет. При назначении *** на должность судьи Мичуринского городского суда стаж по юридической профессии составлял более 18 лет. Стаж в должности судьи на момент достижения 55 лет - 12 лет 8 месяцев.

До назначения на должность судьи Мичуринского городского суда, она проходила службу в органах внутренних дел: в периоды с *** г. г.; *** г.г. в должностях: инспектора ИДН, старшего инспектора ИДН, начальника ИДН, и.о. следователя, следователя, ст. следователя.

В 1977 году она закончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (исторический факультет), в 1991 году Саратовское отделение Академии МВД СССР (факультет «Правоведение»).

*** решением комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания Управления Судебного департамента в Тамбовской области в назначении ежемесячной надбавки было отказано.

Решением Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от *** решение Комиссии от *** оставлено в силе.

Согласно протоколу заседания, основанием к отказу явилась устная консультация, полученная от сотрудников пенсионного отдела Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента, согласно которой, если квалификационные требования допускают прием на работу и с педагогическим образованием и с юридическим образованием, то при рассмотрении вопроса о включении периодов работы в стаж по юридической профессии по п.1, ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», необходимо учитывать какое имелось образование на момент назначения на должность. Если лицо при назначении на должность инспектора по делам несовершеннолетних имело юридическое образование, т.е. назначалось как юрист, - и данный период, возможно, засчитать в стаж по юридической профессии. Если имелось педагогическое образование, т.е. лицо принималось как педагог, этот период, как работу по юридической профессии не засчитывать.

Однако, подобное разъяснение, по мнению истца, носит субъективный характер, и не подтверждено нормативными документами.

На основании приказов МВД СССР от 02. 09.1974 года № 0690, просила:

1) учесть в стаж работы по юридической профессии периоды работы:

-с *** года по *** года в должности инспектора детской комнаты милиции;

-с *** по *** года в должности участкового инспектора по делам несовершеннолетнего;

-с *** года по *** года в должности участкового инспектора, инспектора, старшего инспектора по делам несовершеннолетних;

2) назначить ежемесячную надбавку в размере 50% пожизненного содержания с ***.

Более того, период работы в должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних (*** -***г.) по решению той же комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания засчитан в стаж по юридической профессии, хотя на тот период времени у нее также не было высшего юридического образования.

Согласно ст.4 ГК РФ «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие».

Доводы ответчика о том, что при отсутствии высшего юридического образования, ее принимали на службу в органы внутренних дел, как педагога, несостоятельны.

«Перечень должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях Министерства внутренних дел СССР, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации», утвержденный приказом МВД СССР от 02 сентября 1974 года № 0690, а также приказ МВД СССР от 21.02.1978 г. № 085 «Об утверждении Инструкции об организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и отчета о результатах работы органа внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» не содержит такой должности в инспекциях по делам несовершеннолетних, как «педагог».

«Должности начальников инспекций по делам несовершеннолетних, инспекторов по делам несовершеннолетних, старших инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов по делам несовершеннолетних относятся к категории должностей начальствующего состава и входят в номенклатуру МВД, УВД, УТМ, ОТМ и подлежали замещению сотрудниками, способными по своим политическим, деловым и моральным качествам вести работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи) Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», действовавшего в период предшествовавшему началу ее профессиональной деятельности в должности судьи (***), судьей мог быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

В ходе судебного разбирательства истица дополнила свои исковые требования и просила обязать ответчика включить дополнительно периоды ее работы по юридической профессии для назначения ежемесячной надбавки:

с *** года по *** года в должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних Мичуринского ГОВД Тамбовской области;

В стаж работы в качестве судьи

с *** года по *** года в должности исполняющего обязанности следователя Мичуринского ГОВД Тамбовской области ( л.д. 76-79).

В судебном заседании истица   поддержала свои исковые требования по приведенным выше основаниям, пояснив, что периоды работы:

- с *** года по *** года в должности инспектора детской комнаты милиции;

- с *** по *** года в должности участкового инспектора по делам несовершеннолетнего;

- с *** года по *** года в должности участкового инспектора, инспектора, старшего инспектора по делам несовершеннолетних;

- с *** года по *** года в должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних Мичуринского ГОВД Тамбовской области, ответчиком неправильно исключены из ее стажа по юридической профессии, поскольку согласно приказов МВД СССР № № 0690 от 02.09. 1974 года, 085 от 21.02. 1978 года на данные должности требовались лица с образованием либо с высшим педагогическим, либо с юридическим. Названные должности относились к категории должностей начальствующего состава.

По последнему периоду спора с ответчиком не было, они его не исключали и на момент рассмотрения заявления, хотя высшего юридического образования она не имела. По ее мнению, не может быть юридического стажа нескольких видов: для кандидата в судьи и для получения ежемесячного пожизненного содержания.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии названные периоды были включены ответчиком и учтены для исчисления надбавки за выслугу лет к заработной плате и предоставления дополнительного отпуска.

С *** года по *** года она по приказу начальника Мичуринского ГОВД Тамбовской области фактически исполняла обязанности следователя Мичуринского ГОВД Тамбовской области, что подтверждается материалами уголовных дел по обвинению ФИО5, ФИО6 и приказом начальника.

Представитель ответчика   ФИО7 иска не признала и в обоснование указала, что периоды работы истицы:

- с *** года по *** года в должности инспектора детской комнаты милиции;

- с *** по *** года в должности участкового инспектора по делам несовершеннолетнего;

- с *** года по *** года в должности участкового инспектора, инспектора, старшего инспектора по делам несовершеннолетних;

- с *** года по *** года в должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних Мичуринского ГОВД Тамбовской области не учтены в стаж по юридической профессии, так как в силу п.1 ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», действующей в редакции на момент рассмотрения заявления истицы в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включалось время работы, как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

Согласно же Инструкции об организации работы инспекций по делам несовершеннолетних от 21 февраля 1978 года на должности начальников инспекций по делам несовершеннолетних горрайлинорганов, инспекторов (старших инспекторов) по делам несовершеннолетних, начальников ( заместителей начальников) инспекций по делам несовершеннолетних МВД, УВД, УТМ, ОТМ назначались лица, имеющие высшее юридическое, партийно-политическое илипедагогическое образование.   На должности участковых инспекторов по делам несовершеннолетних горрайлинорганов назначались лица, имеющие как правило, высшее юридическое или педагогическое образование.

Период фактического исполнения обязанностей следователя с *** по *** года в полном объеме не доказан.

Представитель третьего лица УМВД России по Тамбовской области   в судебное заседание не явился, извещен о времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 21.11. 2011 год, действующей в редакции на момент рассмотрения заявления истицы,

судья, достигший возраста 60 лет ( женщины -55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включалось время работы, как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии   в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшееюридическое образование,   а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

Согласно же ст. 4 названного закона в стаж работы, учитываемый для кандидата на должность судьи включалось время работы по юридической профессии  .

Согласно п. 1.2.3. ИНСТРУКЦИИ о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям ( утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным судом, Верховным Судом РФ 29 июля 2003 года), в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включалось время работы, как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии   в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшееюридическое образование,   а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

По смыслу вышеприведенных норм, законодатель изначально разграничил виды стажа по юридической профессии: для кандидата и для исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания, и ст. 19 на момент рассмотрения заявления истицы, отсылочного характера не имела.

Для кандидата на должность судьи требовался стаж по юридической профессии, действительно, даже без наличия высшего юридического образования до *** года до внесения изменения в закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Для исчисления же размера пожизненного содержания к стажу работы предъявлялись и предъявляются особые требования, как к должности, так и к наличию высшего юридического образования.

В силу п. 2.1. названной Инструкции основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право. Ежемесячное пожизненное содержание назначается с даты подачи заявления.

Как видно из материалов дела, истица обратилась к ответчику на предмет назначения ежемесячного пожизненного содержания *** года.

*** ПРОТОКОЛОМ № 20 заседания комиссии в назначении ежемесячного пожизненного содержания было отказано ( л.д. 11-15).

Согласно названному протоколу периоды работы истицы:

- с *** года по *** года в должности инспектора детской комнаты милиции;

- с *** по *** года в должности участкового инспектора по делам несовершеннолетнего;

- с *** года по *** года в должности участкового инспектора, инспектора, старшего инспектора по делам несовершеннолетних;

- с *** года по *** года в должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних Мичуринского ГОВД Тамбовской области, не учтены в стаж по юридической профессии, по мнению суда, обоснованно, поскольку последняя работала в указанных должностях в органах внутренних дел ( государственная организация), для замещения которых не требовалось обязательного высшего юридического образования, о чем свидетельствует ИНСТРУКЦИЯ об организации работы инспекций по делам несовершеннолетних от 21 февраля 1978 года, согласно которой на должности начальников инспекций по делам несовершеннолетних горрайлинорганов, инспекторов (старших инспекторов) по делам несовершеннолетних, начальников ( заместителей начальников) инспекций по делам несовершеннолетних МВД, УВД, УТМ, ОТМ назначались лица, имеющие высшее юридическое, партийно-политическое илипедагогическое образование.   На должности участковых инспекторов по делам несовершеннолетних горрайлинорганов назначались лица, имеющие как правило, высшее юридическое или педагогическое образование   ( л.д. 82).

Более того, на данный период времени истица и не имела высшего юридического образования, что подтверждается дипломом от *** (л.д. 164) и не оспаривалось последней в судебном заседании.

Ссылки истицы на приказы МВД СССР и РФ, суд не может принять во внимание, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие правила исчисления стажа для осуществления различных выплат в других ведомствах, на судей распространяться не могут.

Правила подсчета стажа для кандидата на должность судьи и для размера ежемесячного пожизненного содержания определены специальными законами  : «О статусе судей в Российской Федерации, О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям.

Доводы истицы о том, что в момент назначения ее на должность судьи *** года ответчиком в стаж работы по юридической профессии были включены спорные периоды, дающие право на получение надбавки к заработной плате за выслугу лет и дополнительный отпуск, а потому расчленение стажа в *** году при рассмотрении ее заявления о назначении надбавки к заработной плате не основано на законе, поскольку нарушает принципы социального равенства и правовой определенности и не имеет объективного и разумного оправдания, судом признаются не состоятельными, по изложенным выше причинам.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 13.11.1992 года «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет» в общий стаж работы, дающий право на получение доплат за выслугу лет  , помимо времени работы в должности судьи, включается:

- работа в аппаратах судов на должностях, по которым предусмотрено присвоение классного чина;

- работа в органах юстиции и прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классного чина, в органах военной юстиции и военных судах - воинских званий, а в органах министерств внутренних дел и безопасности-специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

В связи, с чем при назначении истицы на должность судьи были включены ответчиком спорные периоды в общий стаж работы по юридической специальности, дающий право только на получение надбавки к заработнойплате за выслугу лет и дополнительный отпуск   по состоянию на *** года ( л.д.62 выписка из приказа от *** года), что свидетельствует о правовой определенности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы до 2009 года в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включалось время работы в судах и органах юстиции на должностях для замещения, которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя  , адвоката.

Статья 7 названного Федерального закона на 28 июня 2009 года претерпела изменения и имеет в настоящее время следующую редакцию: » в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п.5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 31132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет.

В силу п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» с изменениями на 21.11. 2011 год в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

- на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях.

Как установлено в судебном заседании с *** по *** истица исполняла обязанности следователя Мичуринского ГОВД Тамбовской области, что подтверждается:

- материалами уголовного дела по обвинению ФИО6( л.д.105-135),

- материалами уголовного дела по обвинению ФИО5 ( л.д.136-163),

- выпиской из приказа *** от *** начальника Мичуринского ГОВД ( л.д. 166),

- аттестацией истицы ( л.д.186),

- справкой из ОМВД России по г. Мичуринску ( л.д.190),

- выпиской из приказа ( л.д.189), то есть она занимала должность государственной службы в органах внутренних дел, для занятия которой требовалось высшее юридическое образование, которое она имела.

При таких обстоятельствах, суд находит названный период включить истице в стаж работы в качестве судьи.

Обратного, ответчик на этот предмет, суду не представил.

На момент рассмотрения заявления истицы о назначении ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % пожизненного содержания на *** необходимый стаж для исчисления названной выплаты составлял менее 20 лет, а потому оснований для ее назначения у ответчика не было.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Управление Судебного департамента в Тамбовской области включить период работы

с *** по *** в должности исполняющей обязанности следователя Мичуринского ГОВД Тамбовской области

в стаж работы в качестве судьи ФИО1 , дающий право для исчисления ежемесячного пожизненного содержания.

В остальной части исковых требований ФИО1 к Управлению Судебного департамента в Тамбовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Тамбова.

СУДЬЯ Н.Ф. ШИРОКОВА

Мотивированное решение принято 18 апреля 2012 года.

СУДЬЯ Н.Ф. ШИРОКОВА