ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3841/19 от 22.10.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3841/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2019 года <...>

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре судебного заседания Секановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности на объект движимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратилось в суд с заявлением о признании канализационных сетей бесхозяйным имуществом и признании права собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома. Заявление мотивировано следующим. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 36 метров, выполнена из асбоцементных труб диаметром 150 миллиметров, включает в себя 4 колодца. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 600 метров, выполнена из керамических труб диаметром 200 и 300 миллиметров, включает в себя 22 колодца. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 233 метра, выполнена из керамических труб диаметром 200 и 250 миллиметров, включает в себя 10 колодцев. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 316 метров, выполнена из керамических труб диаметром 200 миллиметров, включает в себя 10 колодцев. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 675 метров, выполнена из керамических труб диаметром 200, 250 и 300 миллиметров, включает в себя 22 колодца. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 611,5 метра, выполнена из керамических труб диаметром 200 и 300 миллиметров, включает в себя 17 колодцев. В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы в реестре федерального имущества, государственного имущества Костромской области и муниципального имущества объекты вышеуказанного имущества отсутствуют.

В судебное заседание представитель заявителя Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, заинтересованного лица МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Таким образом, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорного участка канализационной сети бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владение бесхозяйными движимыми вещами.

Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>.

Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 36 метров, выполнена из асбоцементных труб диаметром 150 миллиметров, включает в себя 4 колодца.

В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (ДИЗО) от <дата> г., в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует.

В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится.

В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>, данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует.

Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>.

Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 600 метров, выполнена из керамических труб диаметром 200 и 300 миллиметров, включает в себя 22 колодца.

В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (ДИЗО) от <дата> г., в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует.

В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится.

В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>, данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует.

Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>.

Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 233 метра, выполнена из керамических труб диаметром 200 и 250 миллиметров, включает в себя 10 колодцев.

В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (ДИЗО) от <дата> г., в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует.

В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской. Костромской и Ярославской областях от <дата> в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится.

В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>, данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует.

Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>.

Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 316 метров, выполнена из керамических труб диаметром 200 миллиметров, включает в себя 10 колодцев.

В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (ДИЗО) от <дата> г., в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует.

В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится.

В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>, данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует.

Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>.

Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 675 метров, выполнена из керамических труб диаметром 200, 250 и 300 миллиметров, включает в себя 22 колодца.

В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (ДИЗО) от <дата> г., в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует.

В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится.

В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>, данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует.

Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть <адрес>.

Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: общая протяженность канализационной сети составляет 611,5 метра, выполнена из керамических труб диаметром 200 и 300 миллиметров, включает в себя 17 колодцев.

В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (ДИЗО) от <дата> г., в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует.

В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится.

В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>, данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно статье 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2010 № 986 «Об определении муниципальных организаций по обслуживанию бесхозяйных инженерных сетей» МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» признано специализированным муниципальным предприятием по обслуживанию выявленных и выявляемых бесхозных сетей водопровода, бытовой канализации, до принятия их в муниципальную собственность.

До настоящего времени собственник названных сетей не установлен, иных лиц. заявляющих права на вышеуказанные сети не установлено, спорная сеть обслуживается МУП г. Костромы «Костромагорводоканал».

Как следует из технического заключения МКУ города Костромы «Костромастройзаказчик» от <дата> установлено: канализационные сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. В виду отсутствия признаков капитальности обследуемой сети рекомендуется признать канализационную сеть объектом движимого имущества.

Указанные заключения заинтересованными лицами не оспорены, иных доказательств по указанному вопросу не предоставлено.

Сведениями о том, что спорные линии канализационных сетей зарегистрированы в составе единого недвижимого комплекса, для решения вопроса об отнесении их к недвижимому объекту (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса РФ») суд не располагает.

На основании вышеизложенного суд полагает, что муниципальное образование городской округ город Кострома следует признать вступившим во владение заявленными участками канализационных сетей и передать их в собственность муниципального образования.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 262 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности на объект движимого имущества удовлетворить.

Признать канализационную сеть, выполненную из асбоцементных труб диаметром 150 миллиметров, протяженностью 36 метров, включающую в себя 4 колодца, по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

Признать канализационную сеть, выполненную из керамических труб диаметром 200 и 300 миллиметров, протяженностью 600 метров, включающую в себя 22 колодца, по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

Признать канализационную сеть, выполненную из керамических труб диаметром 200 и 250 миллиметров, протяженностью 233 метра, включающую в себя 10 колодцев, по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

Признать канализационную сеть, выполненную из керамических труб диаметром 200 миллиметров, протяженностью 316 метров, включающую в себя 10 колодцев, по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

Признать канализационную сеть, выполненную из керамических труб диаметром 200, 250 и 300 миллиметров, протяженностью 675 метров, включающую в себя 22 колодца, по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

Признать канализационную сеть, выполненную из керамических труб диаметром 200 и 300 миллиметров, протяженностью 611,5 метра, включающую в себя 17 колодцев, по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья –

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2019 года.