ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3842/2021 от 24.08.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2-3842/2021

24RS0056-01-2021-001453-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Красноярск 24 августа 2021 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,

при секретаре Егоровой Я.В.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района города Красноярска Глуховой К.В.,

истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству экономики и регионального развития Красноярского края о признании увольнения незаконным, восстановлении в должности, возложении обязанности, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству экономики и регионального развития Красноярского края о признании увольнения незаконным, восстановлении в должности, возложении обязанности, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования следующим.

12.11.2019 истица в порядке согласованного перевода из Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края назначена на должность государственной гражданской службы Красноярского края категории «специалисты» консультанта отдела предпринимательства Министерства экономики и регионального развития Красноярского края (далее – Министерство).

10.12.2019 переведена на должность консультанта в отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Перевод в указанный отдел обусловлен, прежде всего, высоким уровнем квалификации истицы по вопросам государственного управления, финансово-инвестиционного анализа, стимулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности в разных отраслях экономики края, которая на протяжении ряда лет совершенствовала свой профессиональный уровень.

Приказом от 21.01.2021 № 2л истица уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности по п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С увольнением не согласна по следующим основаниям.

23.10.2020 истица была уведомлена о сокращении занимаемой ею должности государственной гражданской службы. В период с 23.10.2020 по 25.01.2021 ей не была предложена ни одна вакантная должность в Министерстве экономики и регионального развития Красноярского края или в Агентстве развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края (далее – Агентство), в которое передана штатная численность в количестве 21 единицы и которое является правопреемником министерства в пределах полномочий развития малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности.

Вместе с тем, в указанный период в Министерстве создан отдел формирования условий конкурентоспособности экономики, в который трудоустроены ФИО4, ранее занимавший должность начальника отдела предпринимательства (отдел сокращен в связи с передачей функций в Агентство), ФИО5, ранее занимавшая должность консультанта отдела предпринимательства, а также ФИО6, ранее занимавшая должность начальника отдела формирования благоприятной деловой среды и ФИО7, ранее занимавшая должность консультанта отдела формирования благоприятной деловой среды. Отдел формирования благоприятной деловой среды ликвидирован.

Кроме того, в отдел политики территориального развития Министерства на должность консультанта принята ФИО8, ранее работавшая в данном Министерстве.

В отдел позиционирования края добавлена ставка консультанта, на которую переведена попавшая под сокращение ФИО9, достигшая пенсионного возраста и проходившая государственную гражданскую службу в отделе анализа и прогнозирования доходного потенциала.

В отдел инвестиционной политики к сохраненной штатной численности в количестве 5 единиц добавлена ставка главного специалиста, которая предложена ФИО10, ранее занимавшей должность главного специалиста отдела инноваций.

ФИО11, временно занимавшая должность консультанта в отделе инвестиционной политики на период отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника, и не попавшая под сокращение, переведена на должность консультанта отдела развития инновационной деятельности во вновь созданное Агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края.

Также в Агентство переведены из Министерства на должности консультантов, соответствующие квалификации, профессиональному образованию и уровню подготовки истицы, сотрудники Министерства ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15.

На вакантную должность консультанта в Агентство принята, не работавшая на момент сокращения в Министерстве ФИО16, в отдел экспертно-аналитического сопровождения проектов - ФИО17.

Несмотря на то, что штатная численность Агентства установлена в количестве 27 единиц, по состоянию на 23.12.2020 список сотрудников включал 24 должностных лица, что свидетельствует о наличии в декабре 2020 г. вакантных ставок, которые истице предложены не были.

Указанные назначения произведены в период с 23.10.2020 по 25.01.2021, при этом истице данные вакансии не предложены, аттестация государственных гражданских служащих в указанный период в Министерстве не проводилась, основания предоставления преимущественного права на оставление в Министерстве, перевод в иные отделы Министерства на вакантные должности, перевод в Агентство именно указанных сотрудников до сведения истицы работодателем не доводились.

Истица полагает, что при ее увольнении из Министерства, она подверглась дискриминации в сфере труда. Это выразилось в том, что при увольнении в отличие от других гражданских служащих, в том числе имеющих более низкую квалификацию и (или) меньший стаж работы, ей не были предложены вакантные должности гражданской службы в Министерстве или Агентстве, в то время как она соответствует квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы – имеет два высших образования, проходит обучение в аспирантуре по профильному направлению подготовки кадров высшей квалификации, способных выполнять задачи любого уровня сложности в области экономики, управления и финансов, имеет длительный общий стаж работы по специальности, в том числе общий стаж государственной гражданской службы, на высоком уровне обеспечивает выполнение должностных обязанностей.

Более того, полагает, что оснований для сокращения занимаемой истицей должности не имелось.

В отделе государственной поддержки инвестиционной деятельности на дату уведомления истицы о сокращении, должность консультанта занимали 3 сотрудника: ФИО1, ФИО18 (фактически выполняла обязанности отдела предпринимательства и отдела инвестиционной политики), ФИО19 (принята временно на период отпуска по уходу за ребенком, фактически выполняла обязанности по должности консультанта отдела планирования государственного сектора экономики). ФИО18 и ФИО19, не имеющие профильного образования по вопросам стимулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности и фактически осуществлявшие функции, не относящиеся к компетенции отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности, не попали под процедуру сокращения и продолжают прохождение государственной гражданской службы в данном отделе. Основания принятия работодателем решения о наличии у ФИО18 и ФИО19 преимущественного права на оставлении в отделе до Нечаевой не доводились.

При переводе на государственную гражданскую службу из отдела предпринимательства в отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности в декабре 2019 г. истица не была ознакомлена с должностным регламентом. Фактической обязанностью истицы являлась оценка коммерческой, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов на предмет целесообразности предоставления мер государственной поддержки из краевого бюджета по документам, поступившим от заявителей в Министерство, и подготовка соответствующих заключений для принятия соответствующих управленческих решений, а также совместная работа по разработке проектов нормативных правовых актов по работе с инвесторами по принципу «одного окна» в сфере развития промышленных парков на территории края и т.д..

На основании заявления истицы на имя министра о предоставлении заверенных копий документов начальником юридической и кадровой работы 29.10.2020 истице предоставлена заверенная копия должностного регламента, утвержденного в 2017 году с внесенными изменениями в 2018 г. и не соответствующего фактически исполнявшимися в течение всего периода работы в отделе государственной поддержки инвестиционной деятельности обязанностям. Данный должностной регламент ранее отсутствовал в личном деле истицы, с его содержанием она не была ознакомлена. Указанный должностной регламент в качестве основной должностной обязанности предусматривает подготовку рекомендаций Инвестиционным советом Правительству края о государственной поддержке в форме предоставления государственных гарантий, подготовку материалов для Инвестиционного совета. Должностные обязанности по нему исполняла консультант ФИО20, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, и на место которой временно назначена ФИО19.

На основании Постановления Правительства края от 04.12.2019 № 662-п деятельность Инвестиционного совета прекращена, государственные гарантии в период с 2019-2020 годов не выдавались, что свидетельствует о невозможности выполнения указанных в предоставленном должностной регламенте обязанностей, как на дату перевода ФИО1 10.12.2019 в отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности, так и до 23.10.2020.

Просит признать незаконным приказ Министерства от 21.01.2021 № 2л об освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановить ее в должности государственной гражданской службы Красноярского края консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности, обязать ответчика разработать для нее должностной регламент по должности консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности в качестве основной должностной функции, предусматривающий проведение оценки коммерческой, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов на предмет целесообразности предоставления мер государственной поддержки, взыскать с ответчика в свою пользу оплату за время вынужденного прогула, в счет компенсации морального вреда 100 000 руб..

В судебном заседании истица ФИО1, ее представитель ФИО2, допущенная к участию в деле по ходатайству истицы, требования поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 04.05.2021, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (том 1 л.д.205-222). Суду пояснила, что процедура увольнения истца была проведена в соответствии с действующим законодательством. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению в части восстановления на службе, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 12.11.2019 замещала должности государственной гражданской службы в министерстве экономики и регионального развития Красноярского края, с 10.12.2019 должность государственной гражданской службы Красноярского края категории «специалисты» консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Указанные обстоятельства подтверждаются записями №№28,29 в трудовой книжке истицы (том 1 л.д.34-35), приказом от 08.11.2019 № 111л (том 1 л.д.60), приказом от 09.12.2019 № 119л (том 1 л.д.61), служебным контрактом от 08.11.2019 № 355 (том 1 л.д.62-65), дополнительным соглашением от 09.12.2019 к служебному контракту (том 1 л.д.84).

Приказом от 21.01.2021 № 2л ФИО1 освобождена от замещаемой должности консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности, уволена с государственной гражданской службы Красноярского края 25.01.2021 в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (том 1 л.д.90).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Положениями статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (часть 1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (часть 3).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6).

Министерство экономики и регионального развития Красноярского края в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 639-п является органом исполнительной власти Красноярского края.

В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, Правительство края создает, реорганизует, ликвидирует органы исполнительной власти края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края, утверждает положения о них, предельную численность их государственных гражданских служащих и иных работников.

Указом Губернатора края от 31.08.2020 № 231-уг в структуру органов исполнительной власти края внесены изменения, в структуре предусмотрено агентство развития малого и среднего предпринимательства края.

В соответствии со структурой органов исполнительной власти края в новой редакции, распоряжением Правительства Красноярского края от 01.09.2020 № 613-р (том 1 л.д.246) создано агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края.

Согласно пункту 1 указанного распоряжения агентству развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края переданы полномочия министерства в сферах развития малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности (за исключением инновационной деятельности в областях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования).

Предельная численность государственных гражданских служащих министерства утверждена распоряжением Правительства края от 31.03.2016 № 246-р (том 1 л.д. 248) и на дату принятия решения о сокращении, составляла 132 человека. Распоряжением Правительства края от 09.10.2020 № 741-р (том 1 л.д.250) в распоряжение № 246-р внесены изменения, предельная численность государственных гражданских служащих министерства установлена в количестве 111 человек. Таким образом, предельная численность министерства сокращена на 21 единицу.

В соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Красноярского края от 29.07.2008 № 7-п «О нормативах численности структурных подразделений органов исполнительной власти Красноярского края и критериях для образования должностей государственной гражданской службы края в органах исполнительной власти Красноярского края», штатные расписания органов исполнительной власти Красноярского края утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти Красноярского края в соответствии с предельной численностью государственных гражданских служащих и иных работников соответствующего органа исполнительной власти Красноярского края, фондом оплаты труда соответствующего органа исполнительной власти Красноярского края.

С учетом определения предельной численности министерства распоряжением Правительства края от 09.10.2020 № 741-р приказом Министерства экономики и регионального развития Красноярского края от 21.10.2020 № 177 п (том 2 л.д.9-11) утверждено штатное расписание в новой редакции, при этом исключены 25 должностей государственной гражданской службы, введены 4 новые должности государственной гражданской службы, в том числе сокращена должность консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности – 1 штатная единица, замещаемая истицей.

Фактическое сокращение должности, замещаемой истицей, подтверждается штатным расписанием по состоянию на 30.09.2020 (том 2 л.д.2-8), содержащим 3 единицы должности консультанта в отделе государственной поддержки инвестиционной деятельности и штатного расписания по состоянию на 12.10.2020 (том 2 л.д.12-17), включающем 2 единицы должности консультанта указанного отдела.

23.10.2020 ФИО1 вручено уведомление (том 2 л.д.36), в котором было разъяснено, что замещаемая ею должность консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности сокращена, разъяснены последствия сокращения должности.

Как следует из материалов дела, на момент проведения организационно-штатных мероприятий, должности консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности замещали три сотрудника – ФИО1, ФИО20 (том 2 л.д.24) и ФИО18 (том 2 л.д.25).

Приказом от 08.07.2020 № 76 п (том 2 л.д.26) ФИО20 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 03.08.2020 по 23.11.2021.

Положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

При этом статья 261 ТК РФ содержит запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет.

В силу части 4 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (определение от 25.03.2021 № 451-О) часть 4 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает объективные критерии отбора государственных гражданских служащих для оставления на службе и направлена как на предоставление дополнительных мер защиты государственным гражданским служащим, имеющим более высокие результаты профессиональной служебной деятельности и лучшие профессиональные качества, так и на обеспечение интереса представителя нанимателя в продолжении служебных отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими должностные обязанности государственными гражданскими служащими (определения от 18 июля 2017 года N 1559-О и N 1560-О).

Как следует из материалов дела, а также пояснений представителя ответчика, представителем нанимателя разрешался вопрос о преимущественном праве оставления на службе между ФИО1 и ФИО18.

Так, заместителем министра ФИО21 подготовлена служебная записка о результатах профессиональной служебной деятельности указанных государственных служащих (том 2 л.д.60-71). Кроме того, представителем нанимателя учитывался стаж государственной гражданской службы указанных лиц, который у ФИО1 на 21.10.2020 составил 5 лет 8 месяцев 26 дней (том 2 л.д.34), стаж ФИО18 – 11 лет 8 месяцев 29 дней (том 2 л.д.35). Принималось во внимание, что ФИО1 и ФИО18 имеют один уровень профессионального образования – «высшее образование». С учетом данных обстоятельств, представителем нанимателя преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставлено ФИО18.

При проверке соблюдения ответчиком процедуры увольнения истицы в связи с сокращением должности, суд приходит к выводу о допущенных министерством нарушениях.

Так, из материалов дела следует, что в период с момента уведомления истицы о сокращении замещаемой должности до момента ее увольнения, в министерстве имелась вакантная должность консультанта отдела позиционирования края, которая относилась к категории и группе должности гражданской службы, замещаемой истицей, и истица с учетом уровня ее квалификации, специальности, стажа гражданской службы, могла ее замещать.

В свою очередь представителем нанимателя указанная должность была предложена ФИО9, которая, по мнению ответчика, имела преимущественное право на замещение должности перед иными государственными гражданскими служащими, в том числе ФИО1.

Вместе с тем, из анализа приведенных выше нормативных положений, следует, что в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ, 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ и 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

С учетом того, что истице не была предложена вакантная должность консультанта отдела позиционирования края, суд приходит к выводу, что представителем нанимателя не была выполнена обязанность по предложению ФИО1 всех имеющихся в министерстве вакантных должностей, соответствующих категории и группе замещаемой ею должности гражданской службы, уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы, в силу чего нельзя признать увольнение законным.

Поскольку суд приходит к выводу о незаконности увольнения и восстановлении ФИО1 в должности государственной гражданской службы с 26.01.2021, за период вынужденного прогула с 26.01.2021 по 24.08.2021 в ее пользу подлежит взысканию денежное содержание.

По смыслу ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Согласно справке Министерства экономики и регионального развития Красноярского края (том 3 л.д.66-68) за 12 месяцев, предшествующих увольнению, истице было начислено денежное содержание в размере 823822,55 руб. за 185 фактически отработанных дней, соответственно средний дневной заработок составил 823822,55 / 185=4453,09 руб.. За период вынужденного прогула с 26.01.2021 по 24.08.2021 по производственному календарю 146 рабочих дней, соответственно размер утраченного заработка составил 650151,85 руб. = 4453,09 руб. х 146.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Как следует из справки (том 3 л.д.68) ФИО1 в связи с увольнением по сокращению штата выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 390131,56 руб..

В силу изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца утраченный заработок в сумме 260019,58 руб. = 650151,85 руб. – 390131,56 руб..

Пунктом 16 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Поскольку действиями ответчика, в частности незаконным увольнением, истице был причинен моральный вред, суд считает необходимым взыскать в ее пользу компенсацию и с учетом всех обстоятельств по делу определяет ее размер в сумме 5 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере, в котором истец в силу закона освобожден от ее уплаты при подаче иска в сумме 6400,20 руб., из расчета: (260019,58 руб. – 200 000 руб.) х 1 % + 5200 и по 300 руб. за требования неимущественного характера в виде признания увольнения незаконным и взыскание компенсации морального вреда.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на Министерство экономики и регионального развития Красноярского края обязанности по разработке непосредственно для истицы должностного регламента по должности консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности, в качестве основной должностной функции предусматривающий проведение оценки коммерческой, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов на предмет целесообразности предоставления мер государственной поддержки.

В силу ч.1 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Как установлено в судебном заседании должностной регламент по должности консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности разработан и утвержден 21.12.2017 с внесенными приказом от 29.06.2018 изменениями (том 1 л.д.232-244,245).

Тот факт, что ФИО1 выполняла иную работу, связанную с оценкой инвестиционных проектов и прямо не предусмотренную должностным регламентом, не может являться основанием для возложения на ответчика обязанности по разработке должностного регламента непосредственно для истицы. При этом, пунктом 3.7 должностного регламента предусмотрено, что консультант выполняет иные поручения непосредственного руководителя, а также иные обязанности, предусмотренные законодательством о труде, законодательством Российской Федерации и Красноярского края о государственной службе.

При таких обстоятельствах, в этой части требования истицы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать приказ от 21.01.2021 № 2л об освобождении ФИО1 от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы незаконным.

Восстановить ФИО1 в должности государственной гражданской службы Красноярского края – консультанта отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности Министерства экономики и регионального развития Красноярского края с 26.01.2021.

Взыскать с Министерства экономики и регионального развития Красноярского края в пользу ФИО1 денежное содержание за период вынужденного прогула в размере 260019 рублей 58 копеек, в счет компенсации морального вреда 5000 рублей, а всего 265 019 (двести шестьдесят пять тысяч девятнадцать) рублей 58 копеек.

ФИО1 в удовлетворении требований о возложении на Министерство экономики и регионального развития Красноярского края обязанности по разработке должностного регламента отказать.

Взыскать с Министерства экономики и регионального развития Красноярского края в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6400 рублей 20 копеек.

Решение в части восстановления в должности подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий подпись Н.В.Шабалина

Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2021

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: Н.В.Шабалина