ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3845/19 от 13.06.2019 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело 2- 3845/2019

УИД: 16RS0042-03-2018-008106-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июня 2019 года г. Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в лице председательствующего - судьи Вафиной Г.В.,

при секретаре – Валиеве Л.М., Симурзиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Муниципальному бюджетному учреждению «Архив документов по личному составу» о признании справок недействительными, признании акта проверки недействительным, признании действий по изменению суммы пенсии незаконными; возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование иска указано следующее.

ФИО1 по решению УПФ РФ в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) с 01 августа 2017 года уменьшен размер пенсии. В настоящее время размер пенсии составляет 9 544 рубля 11 копеек.

28 мая 2018 года УПФ РФ в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) выдал ответ № ф701-16/5315 что период работы с 01 января 1990 по декабрь 1990 года не подтверждается, в виду отсутствия лицевых счетов. Указанные обстоятельства по мнению ответчика подтверждаются актом документальной проверки от 06 июля 2017 года.

Факт работы с 01 января 1990 года подтверждается справками № 36 от 21 сентября 2010 года и от 03 декабря 2010 года. По мнению ответчика подлинной справкой является документ от 06 июля 2017 года № 111.

Все три справки о размере заработка учитываемого при размере пенсии противоречат друг другу, но подписаны одними и теми же людьми и заверены одной печатью. Кроме того, в справке № 111 от 06 июля 2017 отсутствуют сведения за 1990 год.

Истица считает достоверной справку № 36 от 03 декабря 2010 года, так как она выдана в год выхода на пенсию. Что происходило с архивом предприятия в период с 2010 года ей не известно, и не может отвечать за случившееся с лицевыми счетами.

ФИО1 просит признать справку от 06 июля 2017 года недействительной; признать акт проверки № 66 от 06 июля 2017 года недействительным; признать архивную справку от 25 января 2019 года № 350-2019 недействительной; признать действия УПФ РФ в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) по изменению суммы пенсии незаконными; обязать ответчика произвести расчет пенсии исходя из справки № 36 от 03 декабря 2010 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель, допущенный к участию в суде по устному ходатайству в соответствии с частью 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФИО2 все заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности УПФ РФ в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в ответе № ФЭ01-16/5315 от 28 мая 2018 года.

Представитель ответчика МБУ «Архив документов по личному составу» ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского и пенсионного дел, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ N "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Согласно пунктам 2 и 3 указанной статьи закона заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н). Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

По делу установлено, что в целях установления страховой пенсии по старости ФИО1 в марте 2011 года была представлена справка о заработной плате в АО «Челны-Хозтовары» № 36 от 21 сентября 2010 года за период с 01 января 1990 года по 31 января 2000 года (л.д.24).

11 мая 2017 года ФИО1 обратилась с заявлением в УПФ РФ в г. Набережные Челны РТ (межрайонное) о перерасчете пенсии, приложив справку о заработной плате за тем же номером - № 36, но другой даты - 03 декабря 2010 года. По содержанию справка отличалась от первой, в частности заработная плата изменена в сторону увеличения (л.д.23).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В этой связи, УПФ РФ в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) было принято решение № 455891/17 от 15 мая 2017 года о проведении проверки справки № 36 от 03 декабря 2010 года, выданной ЗАО «Челны-Хозтовары», представленной с заявлением, зарегистрированном 11 мая 2017 года (л.д.29).

Проведенная документальная проверка показала, что справки от 21 сентября 2010 года и от 03 декабря 2010 года различаются по содержанию, выданы необоснованно, так как имеются расхождения в суммах заработка от фактических сумм указанных в лицевых счетах, а также в связи отсутствием лицевых счетов за период с 01 января 1990 года по декабрь 1990 года.

На основании результатов проведенной проверки составлен соответствующий акт документальной проверки за № 66 от 06 июля 2017 года и выдана обоснованная справка о заработке за № 111 от 06 июля 2017 года (л.д.26-27, 22).

Согласно справке о заработке за № 111 от 06 июля 2017 года отношение заработной платы к заработной плате по стране за период с 01 января 1991 года по 31 декабря 1995 года составило величину 0,862. В этой связи, с 01 августа 2017 года размер пенсии приведен в соответствие и составил 9544,11 руб. (4383,59 руб. - фиксированная выплата + 5160,52 руб. - страховая пенсия), о чем ФИО1 было направлено уведомление (л.д. 25).

К акту документальной проверки № 66 от 06 июля 2017 года составлено 18 декабря 2018 Дополнение, где указано, что документы по личному составу ЗАО «Челны-Хозтовары» на ответственное хранение в МБУ «Архив документов по личному составу» г.Набережные Челны не сданы, документы находятся в здании по адресу ... новой части города). Проверка документов произведена в присутствии бывшего главного бухгалтера ФИО5. К дополнению были приложены лицевые счета по начислению заработной платы ФИО1 за период 1990 по 1997 годы. Рекомендовано было документы по личному составу ЗАО «Челны-Хозтовары» сдать на ответственное хранение в МБУ «Архив документов по личному составу» г.Набережные Челны (л.д.51-83).

Свидетель ФИО6 пояснила суду, что еще до ликвидации ЗАО «Челны-Хозтовары» выходила с документальными проверками достоверности предоставляемых сведений о трудовом стаже, о заработной плате застрахованных лиц – работников этого предприятия. Главным бухгалтером была тогда ФИО5. После ликвидации предприятия, в том же здании остались все документы, там же в здании, но в другой организации продолжает работает бывший главный бухгалтер, которая имела доступ к документам по личному составу ЗАО «Челны-Хозтовары». И после предъявления ФИО1 для перерасчета новой справки, она связалась с ФИО5 и вышла на проверку. Достоверность сумм заработной платы не подтвердилась. Настоятельно рекомендовали сдать все документы. Почему при ликвидации не сдали документов, пояснить не могли.

В настоящее время документы ЗАО «Челны-Хозтовары» сданы в МБУ «Архив документов по личному составу» г.Набережные Челны.

Соответственно МБУ «Архив документов по личному составу» г.Набережные Челны, после сформирования архивного фонда ЗАО «Челны-Хозтовары», была выдана справка № 350-2019/с от 25 января 2019 года (л.д.103).

Директор МБУ «Архив документов по личному составу» ФИО4 пояснила в суде, что они обязаны принять любые бесхозные документы по личному составу, сформировать архивный фонд. Соответственно, когда Управление ПФР попросили принять документы по ЗАО «Челны-Хозтовары», их приняли как бесхозные, так как организация ликвидировалась, сформировали архивный фонд, согласовали с Национальным архивом, занесли в единую архивную систему. Справка за № 350-2019/с от 25 января 2019 года лишь констатирует имеющиеся в лицевых счетах цифры, архив никаких суждений при этом не делает.

Отношения, в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом "Об архивном деле в РФ".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" к полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся становление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил.

Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" под архивом понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Архивным документом, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" является материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «Об архивном деле в РФ» документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 9.7.2. Основных Правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06 февраля 2002 года документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии - в государственный архив.

Таким образом, указанные выше нормы законодательства в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации, подтверждают правомерность принятия МБУ «Архив документов по личному составу» г.Набережные Челны документов по личному составу ЗАО «Челны-Хозтовары».

Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п..

Соответственно доводы стороны истец о том, что МБУ «Архив документов по личному составу» не имел права без договора с организацией, либо ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) принимать на хранение документы по личному составу работников ЗАО «Челны-Хозтовары» являются несостоятельными, противоречащими законодательству об архивной деятельности, и нарушающими интересы работников указанной организации.

С учетом изложенного, суд считает законной и обоснованной справку № 35002019/с от 25 января 2019 года, несмотря на то, что адресована она ФИО1, которая не обращалась в Архив за выдачей указанной справки. Расхождения с цифрами, содержащимися в справке № 111 от 06 июля 2017 года, связаны с тем, что указаны они по некоторым месяцам за минусом выплаченных единовременных пособий, доплат за питание, переходящих сумм.

Лицевые счета в отношении ФИО1 в оригинале обозревались в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд считает, что все исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Другие доводы стороны истец судом проверены, являются не состоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам по делу, и заявленными, по мнению суда, ввиду неверного толкования норм действующего пенсионного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Муниципальному бюджетному учреждению «Архив документов по личному составу» о признании справок недействительными, признании акта проверки недействительным, признании действий по изменению суммы пенсии незаконными; возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, компенсации морального вреда - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.

Судья: «подпись» Вафина Г.В.