ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3845/2015 от 28.09.2015 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2015 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к отделу УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе, Управлению Федеральной Миграционной службе России по Иркутской области о признании отказа отдела УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе в выплате единовременного пособия на благоустройство незаконным, признании права на получение единовременного пособия на благоустройство, о возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия на благоустройство.

У С Т А Н О В И Л:

К обратилась в суд с иском к отделу УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе, Управлению Федеральной Миграционной службе России по Иркутской области о признании отказа отдела УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе в выплате единовременного пособия на благоустройство незаконным, признании права на получение единовременного пособия на благоустройство, о возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия на благоустройство, указав, что К и члены ее семьи - В муж, М сын и С дочь проживали в Республике Казахстан. В мае 2013 года узнали о том, что издано Распоряжение Правительства РФ от **-р, которым утвержден Перечень территорий Российской Федерации приоритетного заселения в рамках Государственной Программы Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от **, статус территории приоритетного заселения предоставляет переселяющимся лицам повышенные социальные гарантии, например, повышенный размер пособий на обустройство (подъемных). Решили переехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в Иркутскую область, которая указанным выше Распоряжением Правительства включена в список территорий приоритетного заселения. Рассчитали, что их накопления плюс повышенное пособие на обустройство позволит им приобрести достойное жилье на новом месте. С этой целью в июне 2013 года истица обратилась во временную группу по реализации Государственной Программы при Консульстве РФ на территории Казахстана ( г.Астана), где ей объяснили, что ждут даты ** года, т.е. даты вступления в силу Распоряжения Правительства № 848-р, в соответствии с которым Иркутская область с ** юридически приобретет статус территории приоритетного заселения. Так же разъяснили, что Иркутская область может принять заявление о переселении в этот регион в так называемый резерв и рассмотрит его сразу же после вступления в силу Распоряжения Правительства -р. Ей разъяснили, что такой резерв из заявлений желающих принять участие в Государственной Программе создается с целью оптимизации дальнейшей работы Консульства и ФМС, чтобы исключить долговременные очереди и сократить сроки принятия решений о выдаче свидетельств участника Государственной Программы. В назначенную Консульством дату - ** истица подала заявление на участие в Государственной Программе, где указала, что желает вместе с членами своей семьи переселиться в Иркутскую область. Заявление у истицы приняли и она стала (участником Государственной Программы. ** Консульским отделом Посольства России в Казахстане, в соответствии с п. 18 Государственной Программы, истице было выдано свидетельство участника Государственной программы серии СС , в котором указаны члены ее семьи и которые приобрели статус членов семьи участника Государственной Программы. ** она с мужем и детьми переехала на постоянное место жительства в г.Ангарск. ** истица, как участник Государственной Программы, встала на учет в отдел УФМС России по Иркутской области в гор. Ангарске и Ангарском районе, о чем имеется запись в свидетельстве серии СС . ** истица обратилась в отдел УФМС России по Иркутской области в гор. Ангарске и Ангарском районе с заявлением о выплате ей и членам ее семьи пособия на обустройство ( подъемных) из расчета 150000 рублей участнику Государственной программы и по 70000 рублей членам его семьи, то есть всего в размере 360000 руб. ( на М, В( мужа), М ( сына) и С (дочь). ** она получила из отдела УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе отказ в выплате пособия в размере 360000 руб. Отказывая в выплате пособия на обустройство истице и членам ее семьи в указанном выше размере, ответчик указал, что истице полагается пособие на обустройство в меньшем размере, а именно, установленном п. 6 Правил: 20000 рублей - участнику Государственной программы и 10000 рублей - члену его семьи, как переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства. Отказ в выплате пособия на обустройство в размере 360000 руб., как переселяющимся на территорию приоритетного заселения с территории другого государства, истица считает незаконным, необоснованным, нарушающим ее право на получение государственных гарантий, установленных Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637. В свидетельстве участника Государственной Программы указывается не дата принятия решения территориального органа ФМС о выдаче свидетельства, а дата выдачи самого свидетельства.

В судебное заседание истица не явилась, извещена судом надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы - В, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснения дала аналогично изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика отдела УФМС России по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе, не явился, извещен судом надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Управления федеральной миграционной службы России по Иркутской области – Р, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, пояснил, что в соответствии со справкой Временной группы по реализации Государственной программы посольства РФ в р.Казахстан, К подала заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом **. (справка от . исх. ). Решением УФМС России по Иркутской области от **. рекомендовано выдать заявителю К свидетельство участника государственной программы. 08.11.2013г. руководителем Временной группы по реализации Государственной программы посольства РФ в р.Казахстан К направлено уведомление исх. , о том, что в отношении К принято решение о приеме в качестве участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также в уведомлении указанно на необходимость прибыть ** для получения свидетельства участника государственной программы. Полагает, что именно решение УФМС России по Иркутской области от **. порождает юридически значимые обстоятельства, порождает права и обязанности участника Государственной программы и членов его семьи. Правоотношения между К как участником Государственной программы по оказанию действия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и территориальным органом Федеральной миграционной службы возникли с **. При этом, Иркутская область отнесена к территории приоритетного заседания, согласно п.7 Перечня территорий приоритетного заселения утвержденного Распоряжением Правительства РФ от **. -р и вступившего в силу с **. В соответствии со ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения в действие. Полагает, что для определения размера пособия на устройство К и членам ее семьи необходимо руководствоваться п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **. . Кроме того, территориальным органом Федеральной миграционной службы решение об отказе в выплате пособия К не принималось, ей было предложено устранить недостатки и направить после доработки в УФМС России по Иркутской области.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования К к отделу УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе, Управлению Федеральной Миграционной службе России по Иркутской области о признании отказа отдела УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе в выплате единовременного пособия на благоустройство незаконным, признании права на получение единовременного пособия на благоустройство, о возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия на благоустройство – подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.п.«в» п. 20, п. 21, п.23 Государственной Программы, участник государственной программы и членов его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения на получение за счет средств федерального бюджета подъемных (единовременного пособия на обустройство). Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 270 «О порядке осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей», утверждены «Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей».

Согласно п. 2 указанных Правил, участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующие 2 этапа:

- первый этап - после прибытия на территорию приоритетного заселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства;

- второй этап - по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания регистрации по месту пребывания либо регистрации по месту жительства на территории приоритетного заселения и фактического проживания на ней в течение указанного периода в качестве участника Государственной программы или члена его семьи.

Как установлено п. 3 Правил, участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного населения с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах:

- на первом этапе - 150000 рублей участнику Государственной программы и по 70000 рублей членам его семьи;

- на втором этапе - 90000 рублей участнику Государственной программы и по 50000 рублей членам его семьи.

Для получения пособия участник Государственной программы подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту регистрации заявление о выплате ему и (или) членам его семьи пособия. В заявлении, в том числе, указываются реквизиты счета, открытого получателем пособия в кредитной организации. Вместе с заявлением представляется свидетельство участника Государственной программы и документы, удостоверяющие личность участника Государственной программы и личность членов его семьи. Заявление представляется участником Государственной программы лично. Датой подачи заявления считается дата его регистрации в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника Государственной программы.( пункт 9 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от **. № , вступившего в силу с **, утвержден Перечень территорий приоритетного заселения.

Согласно п.7 указанного Перечня, Иркутская область отнесена к территории приоритетного заселения.

Судом установлено, что К подала заявление на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом **. (справка от **. исх. ), где указала, что желает вместе с членами своей семьи: В мужем, М сыном и С дочерью переселиться в Иркутскую область.

Заявление у истицы приняли и она стала участником Государственной Программы.

Решением УФМС России по Иркутской области от **. рекомендовано выдать заявителю К свидетельство участника государственной программы.

08.11.2013г. руководителем Временной группы по реализации Государственной программы посольства РФ в р.Казахстан К направлено уведомление исх. , о том, что в отношении К принято решение о приеме в качестве участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также в уведомлении указанно на необходимость прибыть ** для получения свидетельства участника государственной программы.

** Консульским отделом Посольства России в Казахстане, в соответствии с п.18 Государственной Программы, истице было выдано свидетельство участника Государственной программы серии СС , в котором указаны члены ее семьи.

** истица с мужем и детьми переехала на постоянное место жительства в г.Ангарск. ** истица, как участник Государственной Программы, встала на учет в отдел УФМС России по Иркутской области в гор. Ангарске и Ангарском районе, о чем имеется запись в свидетельстве серии СС .

** истица обратилась в отдел УФМС России по Иркутской области в гор. Ангарске и Ангарском районе с заявлением о выплате ей и членам ее семьи пособия на обустройство ( подъемных) из расчета 150000 рублей участнику Государственной программы и по 70000 рублей членам его семьи, то есть всего в размере 360000 руб.

** истица получила из отдела УФМС России по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе отказ в выплате пособия в размере 360000 рублей, где ответчики предложили переоформить ей заявление и сообщили, что истице и членам ее семьи полагается пособие на обустройство в меньшем размере, а именно, установленном п.6 Правил: 20000 рублей - участнику государственной программы и по 10000 рублей на каждого члена семьи, как переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства, так как решение о выдаче истице свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принято **, а ее заявление на участие в данной программе было принято 02 июля 013 года, тогда как Иркутская область стала приоритетной территорией заселения с **.

Доводы ответчика, что истица получила статус участника Государственной программы не с момента выдачи ей соответствующего удостоверения - с **, а с момента принятия решения о выдаче свидетельства участника государственной программы, т.е. с ** – несостоятельны.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 528 утверждено «Положение о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Пунктами 3, 7.1, 8 Положения установлено, что для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган заявление, составленное на русском языке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации ( с приложением документов, перечисленных в п.п. «в,г,д» п.3). С учетом полученной информации о заявителе и членах его семьи, включенных в заявление, территориальный орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства. Решение о выдаче свидетельства принимается территориальным органом только при отсутствии предусмотренных Государственной программой соответствующих обстоятельств. Свидетельство оформляется в срок, не превышающий 60 дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов, и выдается заявителю при личной явке.

Из анализа данных норм следует, что именно свидетельство участника Государственной программы порождает юридически значимые обстоятельства, подтверждает права и обязанности переселенца и членов его семьи, а также обязательства РФ по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения, в том числе обязательства субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации государственной программы, а не решение уполномоченного органа о выдаче соответствующего свидетельства.

При этом предоставление государственных гарантий и социальной поддержки осуществляется полномочными органами только после даты выдачи такого свидетельства.

В свидетельстве участника государственной программы указывается не дата принятия решения территориального органа ФМС о выдаче свидетельства, а дата выдачи самого свидетельства. В свидетельстве указан срок действия документа - три года, т.е. до ** - и этот срок отсчитывается именно с даты выдачи свидетельства с **, а не с даты принятия решения с **.

Поскольку Иркутская область статус приоритетной территории заселения получила с 1 января 2014 года, свидетельство участника Государственной Программы истице было выдано 27 января 2014 г., переселилась истица и члены ее семьи в г. Ангарск Иркутской области в ** г., следовательно, истице и членам ее семьи должно быть предоставлено пособие на обустройство как переселенцам на территорию приоритетного заселения, т.е. в размере, установленном п.2,3 «Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от **, т.е. в размере 150000 руб. К и по 70000 рублей каждому члену ее семьи.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 27.03.2013 года № 270 « О порядке осуществления выплаты пособия на обустройства участникам Государственной Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей», финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период Федеральной миграционной службе на реализацию указанной Государственной программы.

Согласно п. 14 этого же постановления правительства РФ, средства на выплату пособия перечисляются получателям пособия территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Кроме того, согласно п.п.12-14 приказа ФМС РФ от ** ( в редакции приказов от ** и от **) Об утверждении Инструкции по организации работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности», территориальный орган ФМС России представляет в ФМС России реестр, содержащий сведения о каждом получателе единовременного пособия на обустройство, на основании полученных реестров ФМС России перечисляет в установленном порядке территориальным органам ФМС бюджетные средства для осуществления выплат участникам Госпрограммы. Таким образом, Управление Федеральной миграционной службы России по Иркутской области является надлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования К к отделу УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе, Управлению Федеральной Миграционной службе России по Иркутской области о признании отказа отдела УФМС России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе в выплате единовременного пособия на благоустройство незаконным, признании права на получение единовременного пособия на благоустройство, о возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия на благоустройство – удовлетворить.

Признать незаконным отказ отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе, изложенный в письме от ** в выплате единовременного пособия на благоустройство (подъемных) К в размере 360 000 рублей ( на первом этапе).

Признать за К, как переселяющейся на территорию приоритетного заселения, участницы Государственной программы Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от ** N , право на получение единовременного

пособия на обустройство в соответствии с п.2 и п.3 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** N 270.

Обязать Управление Федеральной миграционной Службы России по Иркутской области произвести К выплату единовременного пособия на обустройство в соответствии с п.3 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** N на первом этапе в размере 360 000 руб.: 150000 руб. на М и по 70 000 руб. на каждого члена семьи: В, М, С.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца, с даты составления мотивированного решения.

Судья:

Резолютивная часть