Дело № 2-3845/22
УИД 26RS0001-01-2022-006869-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Христенко Н.В.,
с участием:
представителя истца помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизова Д.В.
при секретаре Гарбалевой Т.М.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
И Сизов Д.В., действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в Промышленный районный суд с исковым заявлением к о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения.
Заявленные требования мотивированы тем, что в рамках проверки соблюдения требований Федерального закона от дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности » выявлен факт неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
Установлено, что » эксплуатирует объекты II категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №. состоявшие на учете за №№-П и №П соответственно, т.е. объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Проверкой установлено, что », имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объекты II категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №, состоящие на учете за №№-П и №П соответственно, в период с дата, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от дата№, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыплана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.
В связи с выявленными нарушениями Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой директору » дата за № внесено представление, которое рассмотрено Обществом, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений в полном объеме не принято, нарушения закона до настоящего времени не устранены, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не разработаны, заявление в порядке, установленном пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 Порядка, для согласования таких мероприятий в министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыне подано.
Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот дата№ » с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.
Просит признать незаконным бездействие » выразившиеся в непринятии в период с дата, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от дата№ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», до дата, т.е. заключения договора на разработку плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, мер по разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и его согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Возложить на » обязанность в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном приказом Минприроды России от дата№ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №, состоящих на учете за №№-П и №П соответственно. Возложить на ООО «Экосервис» обязанность в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, утвержденного Постановлениемот дата№-п, подать в министерство природных ресурсов и охраны окружающей средызаявление для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объектов II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №. состоящих на учете за №№-П и №П соответственно.
В судебном заседании представитель истца Сизова Д.В., заявленные требования поддержал в полном объёме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В судебное заседание представитель ответчика » - извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть иск по существу в отсутствие представителя.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Федеральным законом от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.п. 1 и 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ (далее - Критерии).
Установлено, что » эксплуатирует объекты II категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №. состоящие на учете за № №-П и №П соответственно, т.е. объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направленные на реализацию конституционных прав граждан, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, : уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).
Приказом Минприроды России от дата№, вступившим в силу дата, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования), в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.
Постановлениемот дата№-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыпланом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).
Из материалов дела следует, что проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ».
В результате проверки установлено, что », имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объекты II категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №, состоящие на учете за № №-П и №П соответственно, в период с дата, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от дата№, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыплана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.
В связи с выявленными нарушениями Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой директору » дата за № внесено представление, которое рассмотрено Обществом, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений в полном объеме не принято, нарушения закона до настоящего времени не устранены, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не разработаны, заявление в порядке, установленном пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 Порядка, для согласования таких мероприятий в министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыне подано.
Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот дата№ » с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.
Обществом требования законодательства об охране атмосферного воздуха не исполнены. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами, что требования истца не исполнены ответчиком, обратного суду не доказано.
В связи с чем суд находит заявленные к » исковые требования законными, обоснованными, а следовательно, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая выше изложенное, с ответчика » подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере руб.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие » выразившиеся в непринятии в период с дата, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от дата№ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», до дата, т.е. заключения договора на разработку плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, мер по разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и его согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Обязать » в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном приказом Минприроды России от дата№ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №, состоящих на учете за №№-П и №П соответственно.
Обязать » в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, утвержденного Постановлениемот дата№-п, подать в министерство природных ресурсов и охраны окружающей средызаявление для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объектов II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - Шламонакопитель № и Шламонакопитель №. состоящих на учете за №№-П и №П соответственно.
Взыскать с » государственную пошлину в бюджет города Ставрополя в размере руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2022 года.
Судья Н.В. Христенко