ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3846/18 от 13.07.2018 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3846/18 09 июля 2018 года

Решение в окончательной

форме принято 13.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Проявкиной Т.А.,

при секретаре Курылевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Санкт-Петербурга, к ПАО «Ленэнерго» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ :

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к ПАО «Ленэнерго» о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, в связи с повреждением газона, газона лугового, газона обыкновенного, 1 дерева – вяз, щебеночно-набивного покрытия, набивного покрытия при производстве земляных работ по прокладке кабельных линий, установке временной КТПН, установке БКТП, по прокладке электрического кабеля, просит взыскать с ответчика восстановительную стоимость в размере <данные изъяты> рублей и госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель истца ФИО4 в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО5 в суд явился, возражал против заявленных требований, полагал, что ущерб должна возмещать подрядная организация.

Представитель третьего лица Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга в суд не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени заседания, возражений относительно исковых требований и ходатайств об отложении в суд не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Ленэнерго» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес> проводились земляные работы по прокладке кабельной линии.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» допущено уничтожение зеленых насаждений – газона на площади 155 кв.м.

Проверкой Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Ленэнерго» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, сквер на <адрес>, лит.<адрес> произведена установка временной КТПН на газоне втуриквартальной территории на время реконструкции ТП – 783.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» осуществлено уничтожение зеленых насаждений – газона на площади 30,5 кв.м.

При проведении Комитетом по благоустройству СПб проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПА,О «Ленэнерго» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, восточнее <адрес> проводились работы под размещением БКТП.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» осуществлено уничтожение зеленых насаждений – газона на площади 155 кв.м. и 1 дерево – вяз.

В соответствии с актом, составленным Комитетом по благоустройству СПб от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Ленэнерго» по адресу: Сакнт-Петербург, <адрес> проводились работы по прокладке электрического кабеля.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» осуществлено уничтожение зеленых насаждений – газона на площади 300 кв.м.

В ходе проведения проверки Комитетом по благоустройству СПб от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Ленэнерго» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, участок 1 проводились земляные работы по прокладке кабельной линии.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» осуществлено уничтожение зеленых насаждений – газона лугового на площади 1327 кв.м.

Также Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Ленэнерго» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Александровский сад проводились работы по прокладке кабельных линий.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» осуществлено уничтожение зеленых насаждений – газона обыкновенного на площади 203 кв.м., щебеночно-набивного покрытия на площади 158 кв.м.

При проверке Комитетом по благоустройству СПб от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Ленэнерго» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, участок 42 (восточнее <адрес>, лит.О по <адрес>) проводились работы по прокладке кабельных линий.

При выполнении вышеуказанных работ ПАО «Ленэнерго» осуществлено уничтожение зеленых насаждений – газона на площади 854 кв.м., набивного покрытия на площади 65 кв.м.

Указанные работы, повлекшие за собой повреждения (уничтожение) зеленых насаждений проведены компанией ПАО «Ленэнерго» без специального разрешения – порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; сохранения биологического разнообразия; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Содержание обязанности полного возмещения вреда окружающей среде определено статьей 77 названного Федерального закона, согласно части 1 которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Ответчик ссылается на то, что ответственность за повреждение зеленых насаждений, газона и объектов благоустройства лежит на подрядной организации на основании заключенных договоров подряда.

Суд считает, указанный довод ответчика несостоятельным, поскольку ПАО «Ленэнерго» обязано принимать меры к сохранению зеленых насаждений и на него, как заказчика указанных работ, возложена обязанность по контролю за ходом их выполнения, в том числе в части соблюдения правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений <адрес>.

Кроме того, в силу положений ч. 2 ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.

Между тем протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, актами обследования сохранения (сноса). Пересадки зеленых насаждений и расчета размера их восстановительной стоимости, постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении установлен факт повреждения зеленых насаждений без порубочного билета.

Постановлением о назначении административного наказания по делу о административном правонарушении №1-17 от 03.02.2017 года зам.председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга ПАО «Ленэнерго» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», подвергнуто наказанию в виде штрафа <данные изъяты> рублей.

Таким образом, факт повреждения зеленых насаждений без порубочного билета подтвержден в установленном порядке, восстановительная стоимость, определенная в актах от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ в размере 240000 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, итого, общий размер ущерба, нанесенный зеленому фонду Санкт-Петербурга ПАО «Ленэнерго» составляет <данные изъяты> рублей.

Частью 3 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ч. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В Санкт-Петербурге порядок определения размера восстановительной стоимости зеленых насаждений и ее оплаты определен статьей 10 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» от 28.06.2010 г. №396-88.

Согласно пункту 1 указанной статьи средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, располагающихся на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, территориях зеленых насаждений внутриквартального озеленения, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 пункта 1 статьи 9 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются физическими или юридическими лицами, в интересах которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.

Согласно п. 3 той же статьи размер и порядок возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость, определяются в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, с учетом требований настоящего Закона Санкт-Петербурга. Размер средств, составляющих восстановительную стоимость, не может быть меньше цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно устанавливается за аналогичные по качеству и объему услуги озеленения.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.04 №1641 (ред. от 23.06.2017) утверждено Положение «О размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге».

Из актов обследования сохранения (сноса), пересадки зеленых насаждений и расчета их восстановительной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений по факту противоправного уничтожения составляет <данные изъяты> рублей.

Указанный расчет составлен в соответствии с Положением «О размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.04 №1641 (в редакции, действующей на момент составления акта).

Используемая в настоящем Положении оценка зеленых насаждений осуществляется путем определения затрат на условное воспроизводство зеленых насаждений, равноценных по своим параметрам оцениваемым объектам.

При этом в структуру затрат, помимо единовременных вложений, связанных непосредственно с посадкой, включаются текущие затраты, связанные с содержанием зеленых насаждений на протяжении восстановительного периода.

С учетом изложенного иск Природоохранного прокурора в защиту интересов Санкт-Петербурга к ПАО «Ленэнерго» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, подлежит удовлетворению в полном объеме

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга надлежит взыскать госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Санкт-Петербурга, к ПАО «Ленэнерго» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – удовлетворить.

Взыскать с ПАО «Ленэнерго» в доход бюджета Санкт-Петербурга в счет возмещения ущерба окружающей среде денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, государственную пошлину в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурора в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд в течение одного месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Судья: