ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3846/2013 от 09.08.2013 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3846/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2013 года                             г. Омск

Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Дурневой С.Н. при секретаре Долгушиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «Центржилсервис», ОАО «ОмскВодоканал», ОАО «ТГК-11», филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «УК «ЦентрЖилСервис», ОАО «ОмскВодоканал», ОАО «ТГК-11», ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» о защите прав потребителей. В обоснование иска указала, что она зарегистрирована и фактически проживает в квартире № <адрес>, собственником которой является ФИО2 Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «УК «ЦентрЖилСервис». Истец является потребителем коммунальных услуг, с января 2012 года производит оплату за электроэнергию, а с апреля 2012 года оплату за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Начиная с сентября 2012 года ОАО «ОмскВодоканал», ОАО «ТГК-11», филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», выступая по отношению к потребителю в качестве ресурсоснабжающих организаций, в нарушение действующего законодательства осуществляют взимание платы за поставку соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды. Полагает, что действия ответчиков в указанной части являются незаконными, а полученные с потребителей денежные средства – неосновательным обогащением. Просит обязать ООО «УК «ЦентрЖилСервис» заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы для целей использования на общедомовые нужды. Обязать ООО «УК «ЦентрЖилСервис» осуществлять сбор средств с потребителей за потребленную электрическую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в местах общего пользования. Признать незаконными действия ОАО «ОмскВодоканал», ОАО «ТГК-11», филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» по взиманию платы с потребителей за потребленную электрическую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в местах общего пользования, запретив в дальнейшем начислять и взимать с потребителей дома по указанному адресу плату за данные услуги. Взыскать суммы неосновательного обогащения с ОАО «ТГК-11» в размере 1 147,16 руб., с ОАО «ОмскВодоканал» - 697,14 руб., с филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» в размере 413,27 руб. Взыскать с ответчиков судебные расходы в сумме 3 500 рублей.

Впоследствии истец представила ходатайство об уточнении исковых требований, просила взыскать суммы неосновательного обогащения с ОАО «ТГК-11» - 1 298,69 руб., с ОАО «ОмскВодоканал» - 697,14 руб., с филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» в размере 429,56 рублей, взыскать судебные расходы в размере 3 500 рублей и почтовые расходы в размере 73,90 рубля с ответчиков в долевом отношении, в оставшейся части требования поддержала. Дополнительно просила допустить замену ненадлежащего ответчика ООО «УК «ЦентрЖилСервис» надлежащим - ООО «УК «Центржилсервис» ИНН <***>.

Определением Кировского районного суда от 02.08.2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «УК «ЦентрЖилСервис» надлежащим - ООО «УК «Центржилсервис».

В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика ООО «УК «Центржилсервис» в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что 28 августа 2012 г. собственниками помещений в жилом многоквартирном доме № <адрес> в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, было проведено общее собрание, на повестку дня которого был вынесен ряд вопросов, в том числе и об изменении способа управления многоквартирным домом: с управления управляющей организацией на непосредственный способ управления; в качестве обслуживающей организации выбрано ООО «Управляющая компания «Центржилсервис». Решение общего собрание оформлено протоколом № 2 от 28.08.2012 г. На основании решения общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме № <адрес> между собственниками помещений и ООО «Управляющая компания «Центржилсервис» был заключен 01.09.2012 г. договор № 6 н-м на оказание услуг и(или) выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, согласно положениям которого ответчик от своего имени и за счет средств собственников в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, определенные договором (п.2.1.). Перечень и объем работ по содержанию общего имущества собственников определен Приложением № 2 к означенному договору, а по содержанию общего имущества- Приложением № 3. Ссылаясь на положения ст. 164 ЖК РФ, п. 9 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель ОАО «ТГК № 11» ФИО3 в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется в силу того, что в жилом многоквартирном доме № <адрес> собственниками выбран непосредственный способ управления. Указала, что оснований для взыскания суммы неосновательного обогащения также не имеется, поскольку ресурсоснабжающая организация предоставила услугу надлежащего качества и в полном объеме, в связи с чем коммунальный услуги подлежали оплате со стороны истца.

Представитель ОАО «Омскводоканал» ФИО4 и представитель ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» ФИО5 в судебном заседании изложили позицию аналогичную позиции представителя ОАО «ТГК № 1».

Представитель ОАО «Омскводоканал» дополнительно пояснила, что многоквартирный дом № <адрес> не оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, расчет размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставленные на общедомовые нужды потребителям данного многоквартирного дома осуществлялось на основании формуле 10 пункта 10 и 15 пункта 17 Приложения № 2 к Правилам № 354 по нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведении. Определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 г. по делу № 50-АПГ13-4 были признаны недействующими пункты 1-5 приложения № 1 и приложение № 2 к приказу РЭК Омской области от 15.08.2012 г. № 133/38 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области». Приложением № 2 к приказу РЭК Омской области от 15.08.2012 г. № 133/38 были установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах с различной степенью благоустройства.

В связи с отменой указанных нормативов потребления коммунальных услуг ОАО «ОмскВодоканал» потребителям, проживающим в квартире № <адрес> произвело перерасчет размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения на ОДН на сумму - 696,43 руб., который отражен в прилагаемой к настоящему отзыву квитанции за период с 01 сентября 2012г. по 30 апреля 2013 г. включительно. Однако, требование ФИО1 о взыскании с ОАО «ОмскВодоканал» денежных средств в размере 697,14 руб., уплаченных за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставленные на общедомовые нужды, не подлежит удовлетворению в силу того, что коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения собственникам помещений многоквартирного дома № <адрес> оказывались и оказываются ОАО «ОмскВодоканал».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Из материалов дела следует, что квартира № <адрес> в городе Омске принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7).

Согласно копии лицевого счета ООО «УК «Центржилсервис» от 24.06.2013 года, в квартире по указанному адресу помимо собственника зарегистрированы и постоянно проживают с 20.01.2012 года ФИО1, ФИО6, ФИО7 (л.д. 8).

В силу ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах (п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354):

- в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Исполнителем по договору будет управляющая организация;

- в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договоры заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме;

- в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых отнесено управление управляющей организацией. При этом способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 2.1. ч. 1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В судебном заседании установлено, что 28 августа 2012 г. собственниками помещений в жилом многоквартирном доме № <адрес> проведено общее собрание, на повестку дня которого был вынесен вопросов об изменении способа управления многоквартирным домом: с управления управляющей организацией на непосредственный способ управления; в качестве обслуживающей организации выбрано ООО «Управляющая компания «Центржилсервис». Решение общего собрание оформлено протоколом № 2 от 28.08.2012 г. Данное решение до настоящего времени никем не оспорено.

На основании решения общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме № <адрес> между собственниками помещений и ООО «Управляющая компания «Центржилсервис» был заключен 01.09.2012 г. договор № 6 н-м на оказание услуг и(или) выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, согласно положениям которого ответчик от своего имени и за счет средств собственников в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, определенные договором (п.2.1.).

Согласно п.2 ст. 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

В силу пп. в п.9 9. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются при непосредственном управлении:... в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией».

Пунктом 17 вышеуказанных Правил предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанных Правил N 354 исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Таким образом, при непосредственном управлении многоквартирным домом в общем случае отсутствует такой участник отношений, как исполнитель коммунальных услуг (лицо, одновременно отвечающее за поставку коммунальных ресурсов и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги).

Потребители не получают коммунальные услуги, а приобретают коммунальные ресурсы напрямую у ресурсоснабжающих организаций. При этом договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ст. 540 ГК РФ).

Поскольку с 28 августа 2012 года в жилом доме № <адрес> осуществляется непосредственное управление, то оснований для удовлетворения требований истца в части возложении обязанности на ООО «УК «ЦентрЖилСервис» заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы для целей использования на общедомовые нужды, осуществлять сбор средств с потребителей за потребленную электрическую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в местах общего пользования., а также в части признания незаконными действия ОАО «ОмскВодоканал», ОАО «ТГК-11», филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» по взиманию платы с потребителей за потребленную электрическую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в местах общего пользования, и запрете в дальнейшем начислять и взимать с потребителей дома по указанному адресу плату за данные услуги суд не усматривает.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчиков в качестве неосновательного обогащения денежных средств, уплаченных за потребленные коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Обязанность граждан и организаций вносить плату за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на обще домовые нужды, предусмотрена статьями 153 и 155 Жилищного кодекса РФ и пунктом 40 Правил № 354.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, коммунальные услуги ОАО «ОмскВодоканал», Омским филиалом ОАО «ТГК-11», филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» в виде электрической энергии, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в местах общего пользования, были оказаны надлежащего качества и в полном объеме, в связи с чем, плата за потребленные ресурсы в данном случае не может рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, как того требуют положения статьи 1102 ГК РФ.

Отказывая во взыскании суммы неосновательного обогащения с ОАО «ОмскВодоканал», суд исходит из следующего.

Действительно, решением Омского областного суда от 8 февраля 2013 г. Приложение N 2 "Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды (куб. м. в месяц на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме)" к Приказу Региональной комиссии признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 1-5 Приложения N 1 к названному приказу отказано.

Определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 г. по делу № 50-АПГ13-4 признаны недействующими пункты 1-5 приложения № 1 и приложение № 2 к приказу РЭК Омской области от 15.08.2012 г. № 133/38 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области».

Данным определением установлено, что применение оспариваемого Приказа Региональной комиссии повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и на общедомовые нужды в ненадлежащем размере, то есть фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно установленным субъектом Российской Федерации нормативам потребления.

До настоящего времени иные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области не утверждены, вместе с тем, в оспариваемый период времени услуга по холодному водоснабжению и водоотведению, предоставленная на общедомовые нужды была оказана истцу надлежащего качества и в полном объеме, в связи с чем данная услуга подлежала оплате.

В настоящее время не представляется возможным определить, была ли истцом оплачена предоставленная услуга в большем либо меньшем размере, а также размер суммы, подлежащей взысканию при оплате её в большем размере.

В связи с чем, истец после утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области и перерасчете суммы, подлежащей оплате в оспариваемый период времени в случае уплаты её в большем размере не лишена возможности обратиться с иском к ОАО «ОмскВодоканал» о взыскании излишне уплаченной суммы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «УК «Центржилсервис», ОАО «ОмскВодоканал», ОАО «ТГК-11», филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» о защите прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                    подпись             С.Н. Дурнева

Мотивированный текст решения изготовлен 14 августа 2013 года

Копия верна