Дело № 2-3847/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжский 9 октября 2018 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Миловановой Ю.В.,
при секретаре Рыгиной О.А.,
с участием истца Гармаша Р.Е., его представителя Гармаш О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гармаша Р. Е. к АО «АТЭК» о возложении обязанности произвести расчет сметы реконструкции, расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы, предоставлении сметы реконструкции и расчета помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Гармаш Р.Е. обратился в суд с исковым заявлением к АО «АТЭК» о возложении обязанности произвести расчет сметы реконструкции, расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы, предоставлении сметы реконструкции и расчета помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы. В обоснование заявленных исковых требований указал, что истец является собственником помещения в многоквартирном доме (далее – МКД) по адресу: ................... Облсуживание многоквартирного .................. осуществляет управляющая компания ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами», которая недобросовестно исполняла свои обязанности, что установлено решениями судов в части обслуживания и надлежащей эксплуатации теплосчетчика МКД. В МКД собственники непосредственно оплачивают коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации, в том числе АТЭК за предоставление тепловой энергии. Факт недопуска прибора учета подтверждается ответом на претензию от АТЭК от ................ № ................, к которому приложена ксерокопия «Акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя». Данный исходящим подтверждается факт договорных отношений с собственниками МКД по адресу: .................., и подтверждается факт, что АТЭК является организацией, которая осуществляет снабжение тепловой энергией указанный МКД. Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации принять в ответственную эксплуатацию прибор учета тепловой энергии. С целью заключения договора для подготовки общего собрания истцом, как собственником помещения МКД, направлен запрос о предоставлении предложений АТЭК по принятию в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, до настоящего времени ответ не получен. Просит в мотивировочной части решения установить виновность действий ответчика – исполнителя услуги – по не предоставлению ответа на запрос информации об услуге; обязать ответчика произвести расчет сметы реконструкции узла теплового учета МКД по адресу: .................., исходя из установленных нормативными документами требований; выслать в адрес пребывания истца расчет сметы реконструкции узла теплового учета МКД по адресу: .................., исходя из установленных нормативными документами требований; произвести расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания непосредственно АО «АТЭК» теплосистемы МКД по адресу: ..................; выслать в адрес пребывания истца расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания непосредственно АО «АТЭК» теплосистемы МКД по адресу: пер...................
Истец, его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика АО «АТЭК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменный отзыв по существу исковых требований, в котором просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указав, что требование истца фактически направлено на обязание ответчика принять на обслуживание теплосистему многоквартирного дома, однако исковое заявление не содержит пояснений по поводу, что имеется в виде под теплосистемой МКД. Ресурсоснабжающая организация не входит в круг лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, соответственно, не осуществляет содержание (эксплуатацию) общего имущества в многоквартирном доме. Теплосчетчик является общим имуществом собственником помещений в .................., поскольку управляющая компания ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» осуществляла обслуживание и эксплуатацию узла учета тепловой энергии в рамках деятельности по управлению многоквартирным домом. Доказательств необходимости проведения реконструкции узла учета тепловой энергии истец не предоставил. Из акта повторного допуска в эксплуатацию прибора учета следует, что он не допущен в эксплуатацию в связи с отсутствием проекта и базы данных настроечных параметров, а также из-за сорванной пломбы Гос.поверителя. Устранение данных несоответствий узла учета тепловой энергии не связано с проведением его реконструкции.
Третье лицо председатель Совета МКД Морозова Ю.В., а также представитель третьего лица ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела и письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено следующее.
Гармаш Р.Е. является собственником жилого помещения (..................) в многоквартирном жилом доме по адресу: .................., ...................
................ ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» на основании муниципального конкурса заключен договор управления многоквартирным домом .................. по адресу: ...................
Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя (переосвидетельствование), произведен технический осмотр приборов узла учёта тепловой энергии потребителя по адресу: г.................4, проверена комплектность необходимой технической документации, а также соответствие пломб и оттисков очередным срокам проведения Государственной проверки приборов узла учёта тепловой энергии. В результате проверки установлено, что узел учета тепловой энергии не допускается в эксплуатацию с ................, поскольку установлено несоответствие п.64 Постановления Правительства РФ № 1034 «О коммерческом узле тепловой энергии, теплоносителя» от ................, так как отсутствуют: проект и база данных настроечных параметров, согласованных с теплоснабжающей организацией; сорвана пломба Гос.Поверителя на приборе ВЭПС-25 № 725915.
Данные обстоятельства также подтверждаются письмом АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «..................» от ................ на имя истца, из которого следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: .................., оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии с ................. Согласно акту предписанию от ................ узел учета является некоммерческим. Установленные приборы учета ВЭПС-32, ВЭПС-25 являются устаревшими, срок их свидетельства об утвержденных типах средств измерений окончен в .................. году и более не продлевался. На основании вышеуказанного и согласно п.п.6, 7 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18 ноября 2013 года, рекомендовано произвести реконструкцию узла учета. Для ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии необходимо устранить все несоответствия, прописанные в акте, согласно п.64 Правил. В силу п.73 Правил подать заявку на опломбирование узла учета с пакетом документов, в который входит: проект узла учета (согласованный отделом перспективного развития), настроечные параметры (согласованные отделом перспективного развития), паспорта на все приборы узла учета, распечатки почасовые (отопление за 3 суток), (ГВС за 7 суток), при повторном допуске акт демонтажа.
Указанное согласуется с положениями п.п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя"), из которых следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как новых, так и существующих узлах учета.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 09.09.2017) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") определено, что (п.62) ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета (п.63).
Пункт 64 гласит, что для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (п.65).
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (п.66).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п.п. 67, 68).
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется: а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета (п.п. 69, 70).В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений. (п.72).
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Истцом заявлено требование об установлении виновности ответчика в нарушении прав потребителя по непредоставлению ответа на запрос информации об услуге.
Между тем, из представленной переписки между истцом и ответчиком следует, что истцу уже был направлен ответ по его заявлению, в котором было также указано, что данная обязанность возлагается на управляющую компанию, коей не является ответчик.
В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, бремя содержания которого статьёй 39 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено на собственников.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2010 года № 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 11 (1) вышеуказанных правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме по .................., осуществляется на основании договора от ................ в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290. Данный перечень предусматривает общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах:
проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;
промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
очистка и промывка водонапорных баков;
проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;
промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Восстановление работоспособности узла учета тепловой энергии данным перечнем не предусмотрено.
Так же в судебном заседании истец пояснил, что общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома по пер. Буковый, 4 по вопросу работ по установке нового счетчика или выделения денежных средств на ремонт предыдущего не собиралось, решение общего собрания не принималось.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от ................, вступившим в законную силу ................, по гражданскому делу .................. по иску Гармаша Р.Е. к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» о предоставлении документов, определения виновности, восстановление работоспособности узла учета тепловой энергии, оформление восстановления Гармашу Р.Е. в удовлетворении исковых требований к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» о предоставлении документов, определения виновности, восстановление работоспособности узла учета тепловой энергии, оформление восстановления, отказано.
Данным решением установлено, что, получив уведомление о необходимости реконструкции, управляющая компания ООО «Центр по управлению жилыми домами» нашла подрядчика на выполнение работ ООО «..................», которым составлен локальный сметный расчет стоимости работ по реконструкции узла учета тепловой энергии, согласно которому сметная стоимость составляет 80 527 рублей 27 копеек. При этом, управляющая организация вправе расходовать средства собственников только в пределах минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, принятие решения о замене, реконструкции узла учета тепловой энергии относится к компетенции общего собрания собственников помещений, собственниками помещений такое решение не принято.
Также решением Волжского городского суда Волгоградской области от ................, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ................, по гражданскому делу .................. по иску Гармаша Р.Е. к УК ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» о восстановлении пломбы на приборе и осуществлении действий по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии отказано.
В данном решении указано, что доказательствами, собранными в судебном заседании, подтверждено, что узел учета не допущен в эксплуатацию по причине устаревания и несоответствия обязательным требованиям, требуется его реконструкция. Следовательно, обязанность по осуществлению действий по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии возложена на собственников жилого дома. Управляющая компания ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» со своей стороны. Приняла все возможные меры по оказанию содействия в выборе подрядчика, заказу и составлении сметы работ, но собственники жилого дома отказались принимать решение на общем собрании о реконструкции узла учета тепловой энергии и допуска его в эксплуатацию.
На основании ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, судом ранее установлен факт отсутствия вины ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в неработоспособности и разукомплектованности прибора учета тепла в доме.
Доказательствами, собранными в судебном заседании, подтверждено, что узел учета не допущен в эксплуатацию по причине устаревания и несоответствия обязательным требованиям, требуется его реконструкция.
Следовательно, обязанность по осуществлению действий по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии возложена на собственников жилого дома, но собственники жилого дома не собирали общее собрание для принятия решения о реконструкции узла учета тепловой энергии и допуска его в эксплуатацию.
Также суд приходит к выводу, что ответчик АО «АТЭК» в данном споре является ненадлежащим, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: .................., .................., находится под управлением ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами», следовательно, работы по установке (замене (так как при замене осуществляется установка нового прибора взамен демонтированного)) и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а равно и производство расчета сметы реконструкции, расчета помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы, предоставлении сметы реконструкции и расчета помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы, должны осуществляться указанной управляющей организацией. К правомочиям ответчика данные действия законодательством не относятся. Между тем, управляющая компания приняла все возможные меры по оказанию содействия собственникам МКД в выборе подрядчика, заказу и составлении сметы работ, но собственники жилого дома отказались принимать решение на общем собрании о реконструкции узла учета тепловой энергии и допуска его в эксплуатацию. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, стороной истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, а также исследованные в судебном заседании письменные доказательства в их совокупности, в том числе с пояснениями стороны истца, суд приходит к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести расчет сметы реконструкции узла теплового учета МКД по адресу: .................., исходя из установленных нормативными документами требований; выслать в адрес пребывания истца расчет сметы реконструкции узла теплового учета МКД по адресу: .................., исходя из установленных нормативными документами требований; произвести расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания непосредственно АО «АТЭК» теплосистемы МКД по адресу: ..................; выслать в адрес пребывания истца расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания непосредственно АО «АТЭК» теплосистемы МКД по адресу: ...................
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гармаша Р. Е. к АО «АТЭК» о возложении обязанности произвести расчет сметы реконструкции, расчет помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы, предоставлении сметы реконструкции и расчета помесячных эксплуатационных затрат обслуживания теплосистемы отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Ю.В. Милованова
Справка: мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.
Судья подпись Ю.В. Милованова
Подлинник данного документа
подшит в деле № 2-3847/2018
которое находится в
Волжском городском суде