ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3847/2021 от 06.10.2021 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-3847/2021

61RS0001-01-2021-003965-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» октября 2021 года г.Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Сидоренковой И.Н.,

при секретаре Лохмановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к ФКГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", третьи лица: Пограничное управление ФСБ России по РО, Министерства транспорта РФ, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, об обязании устранить нарушения требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу РФ,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к ФКГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", третьи лица: Пограничное управление ФСБ России по РО, Министерства транспорта РФ, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, об обязании устранить нарушения требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу РФ.

В обоснование своих требований истец указал, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Ростовским филиалом ФГУ Росгранстрой требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Согласно п.1.2 Устава ФГКУ Росгранстрой является федеральным государственным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №930, при оборудовании и техническом оснащении учитываются требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов таможенного контроля к работе оборудования и технических средств.

Проверкой установлено, что требования к оборудованию и техническому оснащению сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в МАПП Новошахтинск, Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой не выполняются.

Установлено, что в МАПП Новошахтинск для проведения досмотра грузового автотранспорта имеются 2 досмотровые ямы на въезд в Российскую Федерацию и на выезд из Российской Федерации, расположенные под навесом осмотра грузовых транспортных средств.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлены правила применения документов национальной системы стандартизации.

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.06.2016 № 614-ст, от 20.12.2019 № 1425-ст, от 31.08.2016 № 990- ст. от 20.02.2018 N 81-ст введены в действие в качестве национальных стандартов Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015. национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019, ГOCT 32944- 2014, ГОСТ Р 51256-2018.

В нарушение названных требований закона, а также требований указанных ГОСТ 12.4.026-2015, ГОСТ 32944-2014, ГОСТ Р 51256-2018 в МАПП Новошахтинск досмотровые ямы не имеют ограждении, отсутствует сигнальная пометка на краях и в прилегающей к досмотровым ямам территории, прилегающие к досмотровым ямам зоны не оборудованы предупреждающими знаками безопасности W15 «Осторожно». Возможность падения с высоты», стены досмотровой ямы на выезд из Российской Федерации имеют разрушения, осветительные приборы в указанной досмотровой яме находятся в неисправном состоянии.

Таким образом, филиалом ФГКУ Росгранстрой не обеспечено содержание МАПП Новошахтинск в соответствии с правилами применения наци», системы стандартизации.

В силу требований п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога, расположенная на территории МАПП Новошахтинск, имеет просадки и выбоины, превышающие предельные размеры, установленные п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, что подтверждается материалами проверки.

В нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой не обеспечено содержание дороги в МАПП Новошахтинск в безопасном для движения состоянии, меры к своевременному устранению дефектов дорожного покрытия не приняты.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Ростовским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» возложенных на него функций, что в отдельных случаях создает условия и реальные предпосылки для нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Согласно п. 34 Типовых требований территория пункта пропуска оборудуется по периметру ограждением и освещением.

Проверкой установлено, что территория МАПП Новошахтинска оборудована по периметру ограждением, при этом опора периметрового ограждения имеет крен, установлены разрывы сетчатого полотна периметрового ограждения.

В нарушение п. 34 Типовых требований Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой обеспечение функционирования названного сооружения не выполняется, работа по замене столба и сетчатого полотна периметрового ограждения не проведена, что не обеспечивает безопасное и беспрепятственное осуществление государственной власти, эффективную систему антитеррористической защищенности объектов, создает угрозу противоправных посягательств в отношении объектов и имущества, являющихся собственностью Российской Федерации.

В целях устранения выявленных нарушений требований законодательства директору Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой внесены представления от 30.11.2020 и 08.02.2021 об устранении нарушений требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по результатам рассмотрения которых Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой вышеуказанные работы по исполнению возложенных обязанностей по содержании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации на протяжении более 5 месяцев не выполнены.

Указанная ситуация нарушает государственные интересы Российской Федерации в части обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации.

На основании изложенного истец просил суд обязать ФКГКУ "Дирекцию по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" выполнить на таможенном посту МАПП Новошахтинск, расположенном по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, 876 км. автомагистрали М-19 работы: по выборочному ремонту досмотровых ям на въезд в Российскую Федерацию и на выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами применения национальной системы стандартизации; по устранению просадок и выбоин асфальтобетонного покрытия, превышающих предельные размеры в соответствии с правилами применения национальной системы стандартизации; по устранению крена опоры периметрового ограждения и замене сетчатого полотна в местах разрыва в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в окончательном варианте просил суд обязать ФКГКУ "Дирекцию по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить на таможенном посту МАПП Новошахтинск, расположенном по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, 876 км. автомагистрали М-19 работы: по ремонту досмотровых ям на въезд в Российскую Федерацию и на выезд из Российской Федерации; по устранению просадок и выбоин асфальтобетонного покрытия, превышающих предельные размеры в соответствии с правилами применения национальной системы стандартизации.

Старший помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры- ФИО в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" – ФИО, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц Министерства транспорта Российской Федерации, Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области, Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением от 26.06.2008 г. N 482 утвердило "Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", в соответствии с п. 3(1) которых проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. N 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Ростовским филиалом ФГУ Росгранстрой требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Согласно п.1.2 Устава ФГКУ Росгранстрой является федеральным государственным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №930, при оборудовании и техническом оснащении учитываются требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов таможенного контроля к работе оборудования и технических средств.

Проверкой установлено, что требования к оборудованию и техническому оснащению сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в МАПП Новошахтинск, Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой не выполняются.

Установлено, что в МАПП Новошахтинск для проведения досмотра грузового автотранспорта имеются 2 досмотровые ямы на въезд в Российскую Федерацию и на выезд из Российской Федерации, расположенные под навесом осмотра грузовых транспортных средств.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлены правила применения документов национальной системы стандартизации.

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.06.2016 № 614-ст, от 20.12.2019 № 1425-ст, от 31.08.2016 № 990- ст. от 20.02.2018 N 81-ст введены в действие в качестве национальных стандартов Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015. национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019, ГOCT 32944- 2014, ГОСТ Р 51256-2018.

В нарушение требований действующего законодательства досмотровые ямы на въезд и на выезд из Российской Федерации имеют разрушения.

В силу требований п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога, расположенная на территории МАПП Новошахтинск, имеет просадки и выбоины, превышающие предельные размеры, установленные п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, что подтверждается материалами проверки.

В нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой не обеспечено содержание дороги в МАПП Новошахтинск в безопасном для движения состоянии, меры к своевременному устранению дефектов дорожного покрытия не приняты.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Ростовским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» возложенных на него функций, что в отдельных случаях создает условия и реальные предпосылки для нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В целях устранения выявленных нарушений требований законодательства директору Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой внесены представления от 30.11.2020 и 08.02.2021 об устранении нарушений требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по результатам рассмотрения которых Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой вышеуказанные работы по исполнению возложенных обязанностей по содержании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации на протяжении более 5 месяцев не выполнены.

Прокурорская проверка проведена в рамках требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", исковое заявление предъявлено прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку непринятие мер по надлежащему оборудованию и обеспечению функционирования пунктов пропуска не отвечает интересам Российской Федерации, выявленные нарушения, отмеченные в исковом заявлении, в содержании и оборудовании пункта пропуска МАПП Новошахтинск препятствуют интенсивному прохождению через него грузовых и пассажирских потоков, снижают эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной границы. Вследствие изложенного и ввиду несоответствия пункта пропуска МАПП Новошахтинск установленным требованиям через него ненадлежащим образом осуществляется защита и охрана Государственной границы РФ.

С учетом изложенного, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд признает требования Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к ФКГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", третьи лица: Пограничное управление ФСБ России по РО, Министерства транспорта РФ, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, об обязании устранить нарушения требований законодательства об оборудовании и содержании пунктов пропуска через Государственную границу РФ- удовлетворить.

Обязать ФКГКУ "Дирекцию по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" выполнить на таможенном посту МАПП Новошахтинск, расположенном по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, 876 км. автомагистрали М-19 работы: по ремонту досмотровых ям на въезд в Российскую Федерацию и на выезд из Российской Федерации; по устранению просадок и выбоин асфальтобетонного покрытия, превышающих предельные размеры в соответствии с правилами применения национальной системы стандартизации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский райсуд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 13.10.2021 года.