Дело № 2-3848/2016
Решение в окончательной форме принято 03.10.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2016 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В.,
при секретаре Пироговой А.В.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Печорского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Уральского филиала о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Уральского филиала о возложении обязанности обеспечить охрану полицией комнаты хранения оружия Уральского филиала, расположенной в аэропорту г.Усинск Республики Коми, с подключением охранно-пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ.
В обоснование иска указал, что Печорской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об оружии при осуществлении Уральским филиалом ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» деятельности по охране объектов аэропорта г.Усинска Республики Коми, по результатам которой были выявлены нарушения требований нормативных актов: п.7 распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р, ст.22 ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», п.55 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», п.169.6 «Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288. В нарушение указанных нормативных актов не обеспечена охрана полицией комнаты хранения оружия Уральского филиала, расположенной в аэропорту г.Усинск, охранно-пожарная сигнализация комнаты хранения оружия не подключена на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д.64), исковые требования не признал по доводам письменного отзыва (л.д.61-63), в обоснование возражений указал, что подключение охранной сигнализации комнаты хранения оружия (КХО) на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) вневедомственной охраны при ОВД РФ – это общее правило, однако в связи с тем, что КХО могут находиться на значительном удалении от подразделений вневедомственной охраны и не всегда имеется возможность подключиться к ПЦН, в абзаце 3 п.169.6 Инструкции № 288 сделано исключение из общего правила – возможность в этих случаях оборудование автономной сигнализации с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны либо на внешней стороне здания. В данном случае КХО расположена в комнате первого этажа здания КПП аэропорта г.Усинск, КХО оборудована автономной сигнализацией, звуковые и световые сигнализаторы находятся в непосредственной близости от круглосуточного поста охраны. Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов к нему от *** и ***. Факт наличия круглосуточного поста охраны в здании КПП подтверждается договором на оказание охранных услуг от ***, факт отсутствия технической возможности подключения КХО под централизованную охрану подтверждается письмом начальника отдела вневедомственной охраны по г.Усинску от ***. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – отдел вневедомственной охраны по г.Усинску – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Коми» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что комната хранения оружия аэропорта г.Усинск находится на значительном удалеении от г.Усинск и места дислокации маршрутов патрулирования нарядов групп задержания ПЦО ОВО по г.Усинску. В связи с низкой плотностью нарядов ОМВД России по г.Усинску, задействованных в системе единой дислокации нахождения объекта, ОВО по г.Усинску не может физически выполнить своевременное и оперативное прибытие (реагирование) нарядов ГЗ ОВО на данный объект в случае срабатывания средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации. В случае выезда ГЗ по сигналу «тревога» на объект, город останется практически без охраны на длительный срок, в том числе, оружейные комнаты, комнаты хранения наркотических и сильнодействующих препаратов и другие особо важные объекты. ОВД планируется увеличение зоны действия пункта централизованной охраны и увеличение протяженности маршрута патрулирования групп задержания, в связи с чем предлагает вернуться к обсуждению данного вопроса о приемке комнаты хранения оружия под охрану с помощью ПЦО ОВО по г.Усинску в декабре 2016 года.
Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что между ФГУП «Комавиатранс» (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Уральского филиала (исполнитель) заключен договор на оказание охранных услуг *** от ***, согласно которому исполнитель принял на себя обязанности по охране объектов ОАО «***», в том числе, филиал аэропорт Усинск (л.д.16-29).
*** Уральскому филиалу выдано разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, в качестве адреса места хранения указан аэропорт *** (л.д.30).
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации (ст.28 Закона «Об оружии).
Пунктом 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, предусмотрено, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических ящиках.
Указанные Правила также закрепляют, что требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и хранилищах оружия и патронов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 288, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июня 1999 г. №1814, утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Подпунктом 169.6 указанной Инструкции, предусмотрено, что комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Проводка сигнализации вне оружейной комнаты делается в скрытом исполнении.
В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания.
Система энергоснабжения сигнализации должна иметь дублирующий источник электропитания, срабатывающий автоматически при отключении основной электросети.
Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.
На объектах организаций, где размещается только гражданское пневматическое, метательное и (или) холодное оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, допускается внутриобъектовые режимы осуществлять с помощью технических средств и пропускного режима, а в помещениях с иным гражданским оружием, приобретение которого гражданами осуществляется без лицензий органов внутренних дел, - с помощью технических средств.
В соответствии с актами проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов к нему от ***, от ***, составленном должностными лицами органов полиции, при проверке объекта ведомственной охраны отделения Усинск Уральского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», хранение оружия осуществляется в отдельной комнате первого этажа контрольно-пропускного пункта аэропорта Усинск, г***, при этом помещение оборудовано автономной сигнализацией, принято решение разрешить дальнейшее хранение и использование оружия и патронов к нему (л.д.118-119). При этом в указанных актах оборудование автономной сигнализацией либо с выводом на ПЦН (ПЦО) органа внутренних дел указаны как альтернативные варианты.
Верховный суд Российской Федерации в решении от 03.02.2004 N ГКПИ2003-1234 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействительным подпункта 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288», указал, что с доводом заявителя о том, что содержание второго предложения абзаца первого и абзаца третьего подпункта 169.6 Инструкции понуждает владельца комнаты хранения оружия заключать договор с подразделением вневедомственной охраны, суд согласиться не может, поскольку таких предписаний оспариваемая часть Инструкции не содержит.
Требование о подключении охранно-пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации относится к требованиям по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны комнат для хранения оружия, право устанавливать которые, как уже отмечалось, Министерство внутренних дел Российской Федерации имеет на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814.
Кроме того, из содержания абзаца пятого пункта 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В судебном заседании из отзыва третьего лица достоверно установлено, что комната хранения оружия аэропорта г.Усинск находится на значительном удалее от г.Усинск и места дислокации маршрутов патрулирования нарядов групп задержания ПЦО ОВО по г.Усинску. В связи с низкой плотностью нарядов ОМВД России по г.Усинску, задействованных в системе единой дислокации нахождения объекта, ОВО по г.Усинску не может физически выполнить своевременное и оперативное прибытие (реагирование) нарядов ГЗ ОВО на данный объект в случае срабатывания средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации. В случае выезда ГЗ по сигналу «тревога» на объект, город останется практически без охраны на длительный срок, в том числе, оружейные комнаты, комнаты хранения наркотических и сильнодействующих препаратов и другие особо важные объекты.
Поскольку судом установлено, что комната хранения оружия расположена на первом этаже здания КПП аэропорта г.Усинск и оборудована автономной сигнализацией, звуковые и световые сигнализаторы находятся в непосредственной близости от круглосуточного поста охраны, в настоящее время отсутствует возможность по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану, при этом п.169.6 Инструкции допускает возможность при наличии указанных обстоятельств установки автономной сигнализации, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить охрану полицией комнаты хранения оружия Уральского филиала, расположенной в аэропорту г.Усинск Республики Коми, с подключением охранно-пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя Печорского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Уральского филиала о возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Ю.В.Матвеева