ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-384/20 от 05.08.2020 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2-384/2020

УИД: 70RS0009-01-2020-000120-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2020 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Карабатовой Е.В.

при секретаре Кириленко М.А.,

помощник судьи Родионова Е.В.,

с участием

представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчика АО ЕРКЦ – ФИО3,

рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Единый расчетно-консультационный центр» о возложении обязанности осуществлять плату за жилое помещение и коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами в кассе, предоставлении информации, взыскании компенсации морального вреда, судебной неустойки, судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Единый расчетно-консультативный центр» (далее – АО «ЕРКЦ»), в котором просила обязать ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществлять прием от истца платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ»; обязать ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать в каждом месте приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги предоставление истцу в доступной форме следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных -телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля надзора) за приемом платежей; предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг, а также взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 15000 руб., судебную неустойку в размере 50 руб. за каждый день неисполнения решения суда, расходы по оплате услуг по копированию документов в размере 200 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по [адрес]. Представитель ФИО1 - ФИО2 26.11.2019 обратился в АО «ЕРКЦ» с заявлением, в котором просил организовать АО «ЕРКЦ» прием платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от ФИО1 в наличной форме (в кассу АО «ЕРКЦ») и предоставить ФИО1 следующую информацию: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщиков; 4) реквизиты договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей; предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг. Согласно ответу АО «ЕРКЦ», ответчиком было отказало в предоставлении информации, поскольку доверенность представителя ФИО2 не предоставляет ему право на запрос информации, размещенной в открытом доступе на официальном сайте АО «ЕРКЦ» в сети Интернет по адресу: erkc.tomsk-7.ru в разделе «Информация плательщикам». Своим действием, выразившимся в отказе в предоставлении ФИО1 информации, перечень которой приведен в п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», бездействием, выразившемся в не обеспечении возможности ФИО1 производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги путем внесения денежных средств в наличной форме по выбору потребителя, АО «ЕРКЦ» нарушило права и законные интересы ФИО1 Основными видами деятельности АО «ЕРКЦ» являются: начисление платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов за жилищно-коммунальные и иные услуги; организацию сбора денежных средств по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов. АО «ЕРКЦ» в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняет требования, установленные Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а именно АО «ЕРКЦ» не осуществляет прием от ФИО1 платы за жилое помещение и коммунальные услуги в наличной форме. В соответствии с информацией, размещенной на сайте АО «ЕРКЦ», АО «ЕРКЦ» осуществляет организацию сбора денежных средств по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также 2 осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона). Полагает, что из совокупного анализа положений статей 154, 155 ЖК РФ, п. 63 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2001 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», статей 16.1, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ». АО «ЕРКЦ» не осуществляет прием платежей от физических лиц коммунальных платежей наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ». Учитывая положения вышеприведенных правовых актов, полагает, что на АО «ЕРКЦ» необходимо возложить обязанность по приему от ФИО1 платы за жилое помещение и коммунальные платежи наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ». Действием, выразившимся в отказе в предоставлении ФИО1 информации, перечень которой приведен в п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», АО «ЕРКЦ» нарушило права и законные интересы ФИО1 Как следует из обстоятельств дела, на странице телекоммуникационно- информационной сети «Интернет» (http://erkc.tomsk-7.ru) не размещена информация идентификационных номеров налогоплательщиков оператора по приему платежей и платежного субагента, о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору АО «ЕРКЦ» по приему платежей и платежному субагенту. Кроме того, на странице телекоммуникационно- информационной сети «Интернет» (http://erkc.tomsk-7.ru/informatsiya_platelschikam/adres_kontroliruyuschej_sluzhby) неправильно указан адрес федерального органа исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей. Однако, в местах приема платежей по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг АО «ЕРКЦ» не предоставляет информацию, перечень которой приведен в п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ. АО «ЕРКЦ» в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняет требования, установленные Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ, а именно АО «ЕРКЦ» не осуществляет в каждом месте приема платежей предоставление плательщиком информации, которой приведен в п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ. Учитывая положения вышеприведенных правовых актов, полагает, что на АО «ЕРКЦ» необходимо возложить обязанность по обеспечению в каждом месте приема платежей по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг предоставление ФИО1 в доступной форме следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей; предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг. Поскольку АО «ЕРКЦ» не осуществляет прием от ФИО1 коммунальных платежей наличными денежными средствами, а также в местах приема платежей по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг АО «ЕРКЦ» не предоставляет ФИО1 информацию, перечень которой приведен в п. 13 ст. 4 Федерального закона от 3.06.2009, АО «ЕРКЦ» причинило ФИО1 моральный вред, следовательно, с АО «ЕРКЦ» в пользу ФИО1 подлежит компенсация морального вреда в размере 15000 руб. В случае не невыполнения АО «ЕРКЦ» решения суда, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебная неустойка в размере 50 руб. за каждый день неисполнения решения суда.

Определением Северского городского суда Томской области от 04.08.2020 принят отказ истца ФИО1 от иска в части требований о возложения на АО «Единый расчетно-консультационный центр» обязанности в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать в каждом месте приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги предоставить ФИО1 доступной форме следующей информации: 2) наименование и места нахождения платежных субагентов по приему платежей платежными субагентами; 3) наименования поставщиков; 4) реквизиты договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 7) номеров контактных телефонов поставщиков и оператора по приему платежей, а также платежного субагента; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей, в связи с чем производство по делу в указанной части прекращено.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не известила.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на оснвоании доверенности ** от 30.11.2019, сроком на пять лет, в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их считать за его объяснения в суде. По-прежнему полагает, что АО ЕРКЦ обязано организовать прием жилищно-коммунальных платежей наличными денежными непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ», а также обязано предоставить ему информацию, предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

Представитель АО ЕРКЦ ФИО3, действующая на основании доверенности от 10.01.2018, сроком на три года, в судебном исковом исковые требования не признала, поддержала возражения на исковые требования. АО ЕРКЦ в соответствии с заключенными агентскими договорами с управляющими и ресурсоснабжающими организациями осуществляет организацию начисления и сбора платы платежей собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах за жилищно- коммунальные и иные услуги. АО ЕРКЦ привлекает для оказания услуг третьих лиц (субагентов). Так, в целях исполнения условий договорных отношений, АО ЕРКЦ заключило с АО «Почта России» договор на прием платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, прием оплаты пени. АО «Почта России» в обязательном порядке размещает всю необходимую информацию, предусмотренную законом. Также АО ЕРКЦ заключило с кредитными организациями (банками) договоры по осуществлению переводов денежных средств в валюте Российской Федерации на основе предоставленных реестров, содержащих сведения о плательщиках, платежных документов, поручений плательщиков через все каналы обслуживания физических лиц, выключая удаленные. В помещении АО ЕРКЦ установлен терминал для приема платы за жилищно-коммунальные услуги и иные услуги. На стендах АО ЕРКЦ для плательщиков размещена полная информация, подлежащая обязательному размещению, установленная п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ. Также на сайте АО ЕРКЦ размещена полная необходимая информация. На территории г. Северска размещено 10 почтовых отделений, где можно осуществить внесение платы за жилищно-коммунальные и иные услуги, также почтовые отделения размещены в п. Самусь и п. Орловка, 65 отделений почтовой связи расположено на территории г. Томска. Также на территории г. Северска размещено 8 отделений ПАО Сбербанк, практически в каждом магазине и торговом центре установлены банкоматы кредитных организаций осуществляющие как наличный так и безналичный приемы платежей. В связи с чем АО ЕРКЦ в полном объеме исполняет условия договоров, заключенных с управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Истцом не предоставлено доказательств причинения ей физических или нравственных страданий в результате деятельности АО ЕРКЦ. В связи с чем, считает требования истца необоснованными. Также представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Заслушав объяснения представителя истца ФИО2, представителя ответчика АО ЕРКЦ ФИО3, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Статья 153 ЖК РФ возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).

Согласно статье 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иные сроки не установлены договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии с п. 63 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносятся потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п. 65 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В силу статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (пункт 2); платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (пункт 3); платежным субагентом - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 5).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Частью 1 ст. 140 ГК РФ предусмотрено, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1991 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1991 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из совокупного анализа указанных положений закона следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по [адрес].

26.11.2019 представитель истца ФИО2 обратился в АО ЕРКЦ с заявлением, в котором просил: организовать прием платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от ФИО1 в безналичной форме (в кассу АО «ЕРКЦ»); предоставить представителю ФИО1 - ФИО2 следующую информацию: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождение оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщиков; 4) реквизиты договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизите договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежей платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежей и платежному субагенту, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензии; 7) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей; обеспечить в каждом месте приема платежей от физических лиц по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежей платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежей платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей. 4. Предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг.

Из ответа ответчика АО ЕРКЦ от 18.12.2019 № ** следует, что приложенная к заявлению доверенность на ФИО2 не содержит полномочий на запрос информации перечисленной в заявлении. Однако, со всей указанной в обращении информацией, ФИО1 и сам ФИО2 может ознакомиться на официальном сайте АО ЕРКЦ в сети Интернет по адресу: erkc.tomsk–7.ru в разделе «Информация плательщика».

В судебном заседании установлено, что из информации, содержащейся в сети Интернет, управляющей организацией многоквартирного дома по [адрес] является ООО «ЖЭУ-4», которая заключила с АО ЕРКЦ агентский договор № ** от 31.08.2014, в соответствии с которым, предоставило АО ЕРКЦ право осуществлять деятельность по приему и начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения и иные услуги в рамках договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию, ремонту общего имущества и в рамках договоров управления многоквартирными домами, а также принимать меры по своевременному внесению гражданами платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, коммунальные и иные услуги и сокращению имеющейся задолженности (направление уведомлений об имеющейся задолженности, направление предупреждений о приостановлении предоставления коммунальных услуг через 30 дней, взыскание задолженности в судебном порядке), что также следует из информации плательщикам, размещённой на стендах в помещении АО ЕРКЦ, а также официальном сайте АО ЕРКЦ в сети Интернет.

Из статьи 7 Устава АО ЕРКЦ следует, что предметом деятельности АО ЕРКЦ является сбор платежей граждан и организа­ций и учет расчетов за потребленные жилищно-коммунальные и иные услуги. Основными видами деятельности являются: деятельность по сбору платы за эксплуатацию жилого и нежилого фондов, включающая в себя: начисление платы собственникам и пользователям помещений в многоквартир­ных домах и жилых домов за жилищно-коммунальные и иные услуги; организацию сбора денежных средств по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов; начисление платы собственникам помещений в многоквартирных домах за капи­тальный ремонт; организацию сбора денежных средств по оплате капитального ремонта с соб­ственников помещений в многоквартирных домах; осуществление деятельности по приему платежей, поступивших от собствен­ников и пользователей помещений; осуществление расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных и иных услуг; учет расчетов между потребителями, исполнителями, ресурсоснабжающими организациями за оказанные жилищно-коммунальные и иные услуги; взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги (обращение в суды общей юрисдикции, мировой, арбитражный суды, в службу судебных приставов); обработку персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов; аналитическую деятельность состояния расчетов собственников и пользовате­лей помещений в многоквартирных домах, жилых домов по оплате жилищно- коммунальных и иных услуг; оказание консультационных услуг населению; оказание юридических услуг населению; информационную деятельность по вопросам расчетов за жилищно- коммунальные и иные услуги; интегрированную обработку информации с применением современных информа­ционных технологий, формирование автоматизированных информационных ресурсов; осуществление комплексных автоматизированных расчетов; ведение специализированной информационно-вычислительной базы данных по ли­цевым счетам; оформление справок о месте и количестве зарегистрированных граждан, в том числе архивных; выдачу финансово-лицевых счетов, справок; ведение информационной базы данных о месте регистрации граждан; снятие показаний приборов учета электроэнергии. Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе деятельность по ведению электронных баз данных по учету насе­ления, создание регистра населения.

Во исполнение своих обязанностей, в соответствии с заключенными агентскими договорами с управляющими организациями, АО ЕРКЦ (Оператор) заключило с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (Платежный агент) договор на прием платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, прием оплаты пени № ** от 29.12.2016, в соответствии с которым оператор поручает, а платежный субагент принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет оператора прием от плательщиков платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиками жилищно-коммунальных и иных услуг, а также обязательства по осуществлению последующих расчетов с Оператором в порядке, предусмотренном настоящим договором.

В силу п. 2.1, 2.3 указанного договора платежный субагент в отделениях почтовой связи, расположенных на территории г. Северска ежедневно принимает от потребителей платежи за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ. Прием платежей осуществляется платежным субагентом наличными денежными средствами по установленной оператором форме единого платежного документа. Прием оплаты осуществляется как в полной сумме, указанной в едином платежном документе, так и частично, о чем плательщиком делается отметка.

Платежный субагент обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов (пункт 4.2.4 договора).

Кроме того, платежный субагент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификацион­ных номеров налогоплательщика;3) наименования поставщиков; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физи­ческих лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лицмежду оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа пла­тежным субагентом; 5) способов подачи претензий; 6) номеров контактных телефонов поставщиков и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 7) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государ­ственного контроля (надзора) за приемом платежей (пункт 4.2.8 договора).

Согласно указанному договору Почтой России в г. Северске, п. Самусь, п.Орловка и г. Томске осуществляется прием наличных денежных средств на оплату жилого помещения, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ в 78 почтовых отделениях.

Кроме того, во всех отделениях почтовой связи размещены информация, указанная в п. 4.2.8 договора.

Также АО ЕРКЦ заключило с кредитными организациями (банками) договоры по осуществлению переводов денежных средств в валюте Российской Федерации на основе предоставленных реестров, содержащих сведения о плательщиках, платежных документов, поручений плательщиков через все каналы обслуживания физических лиц, включая удаленные. В связи с чем в отделениях банков России, расположенных в г. Северске, а также в банкоматах кредитных организаций, осуществляется прием наличных денежных средств на оплату жилого помещения, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ.

Ближайшее к [адрес] (дому истца) отделение ПАО Сбербанк – дополнительный офис № 8616/0164, расположен по пр. Коммунистическому, д. 38, то есть рядом с местом нахождения АО ЕРКЦ, расположенного по пр. Коммунистическому, д. 40 в г. Северске.

Из письменных возражений ответчика следует, что в АО ЕРКЦ также установлен терминал для приема платы за жилищно-коммунальные и иные услуги.

Из фотоснимков стендов АО ЕРКЦ, расположенных в помещении АО ЕРКЦ, и официального сайта АО ЕРКЦ следует, что на стендах и сайте АО ЕРКЦ размещена полная информация, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец имеет возможность оплатить за жилищно-коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами без комиссии как в отделениях Почты России, кредитных организациях, банкоматах, так в терминале, установленном в помещении АО ЕРКЦ. Вносить плату истец также может в полном либо неполном размере, определенном в едином платежном документе. Предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» информация содержится как на официальном сайте АО ЕРКЦ, так и на стендах АО ЕРКЦ, почтовых отделениях Почты России.

Каких либо нарушений при исполнении своих обязанностей по заключенному с АО ЕРКЦ агентскому договору в части сбора платежей граждан и организаций и учета расчетов за потребленные жилищно-коммунальные и услуги в судебном заседании не установлено.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом ФИО1, её представителем ФИО2 не представлено суду относимых и допустимых доказательств невозможности оплаты истцом платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги наличными средствами без комиссии, а также не представлено доказательств невозможности получения информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Анализируя изложенные обстоятельства и доказательства, в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 в части возложения обязанности на ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществлять прием от истца платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ»; возложении обязанности на ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать в каждом месте приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги предоставление истцу в доступной форме следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг, не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Достоверных, относимых и допустимых доказательств того, что в связи с отказом ответчика в предоставлении представителю истца ФИО2 информации перечисленной в обращении ФИО2 26.11.2019 истцу ФИО1 причинен моральный вред, не представлено.

Учитывая, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения ей ответчиком морального вреда, и требования истца в части возложения обязанности на АО ЕРКЦ в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществлять прием от истца платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ»; возложении обязанности на ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать в каждом месте приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги предоставление истцу в доступной форме следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг, не подлежат удовлетворению, следовательно, не подлежат удовлетворению и производные от первоначальных требования о взыскании компенсации морального вреда, судебной неустойки, судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Единый расчетно-консультационный центр» о возложении обязанности осуществлять плату за жилое помещение и коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами в кассе, предоставлении информации, взыскании компенсации морального вреда, судебной неустойки, судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Судья Е.В. Карабатова