Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Зизенко Н.Г., с участием:
заместителя прокурора Туруханского района Беликова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района к Вороговскому сельскому Совету депутатов об оспаривании в части Устава муниципального образования Вороговский сельсовет Туруханского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района обратился в суд в порядке главы 24 ГПК РФ с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Устава Вороговского сельсовета Туруханского района. Заявление мотивировано тем, что последние изменения в Устав Вороговского сельсовета вносились решением Вороговского сельского Совета депутатов 14.10.2008 г., однако в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с того времени были внесены значительные изменения и дополнения, которые не нашли отражения в Уставе Вороговского сельсовета. В этой связи Устав стал противоречить вышеуказанному Федеральному Закону, в связи с чем прокурор просит признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 6,15,18,24,31 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 7.1, статью 9, статью 27, часть 3 статьи 40, часть 3 статьи 45 Устава.
В судебном заседании заместитель прокурора Туруханского района Беликов А.С. требования заявления поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель Вороговского сельского Совета депутатов в судебное заседание не явился, о дате и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном отзыве указал, что 30 мая 2013 года были проведены публичные слушания проекта нового Устава Вороговского сельсовета, проект этого Устава был опубликован в газете «Вороговский вестник». 13 июля 2013 года на сессии сельского Совета депутатов Устав принят в новой редакции и отправлен на регистрацию в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю, которое вернуло Устав без регистрации в связи с противоречием п.5 ст.8 Устава федеральному законодательству. Устав был возвращен в Институт муниципального развития на доработку, сейчас готовятся новые публичные слушания по вопросу принятия проекта Устава, которые назначены на 07.11.2013 года. Просят провести судебное заседание в свое отсутствие.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие представителя Вороговского сельского Совета депутатов, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений ч.1 и ч.4 ст.7 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – Закон о местном самоуправлении) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из ч.2 ст.253 ГПК РФ - установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что 30 ноября 2004 года было принято решение Вороговского сельского Совета депутатов №5-10/8 «Об утверждении Устава муниципального образования Вороговский сельсовет Туруханского района», в который 14.10.2008 г. вносились изменения и дополнения с регистрацией их Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю (л.д.19-20)
Согласно подпункта 24 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Вороговский сельсовет к вопросам местного значения сельсовета относится организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории сельсовета.
Вместе с тем, пункт 25 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, относящий данный вопрос к вопросам местного значения поселения, утратил силу в связи с принятием Федерального закона №222-ФЗ от 25.11.2008 г., поэтому указанный пункт Устава должен быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В то же время вопросы возможности участия органов местного самоуправления поселения по организации осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения, отнесены Законом о местном самоуправлении в данное время к правам органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. Однако часть 1 статьи 7.1 Устава Вороговского сельсовета, регламентирующая права органов местного самоуправления сельсовета на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сельсовета, не содержит указанных полномочий, следовательно, она противоречит федеральному законодательству и должна быть признана недействующей.
В соответствии с подпунктом 18 части 1 статьи 6 Устава Вороговского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится организация благоустройства и озеленения территории сельсовета, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельсовета.
Однако согласно пп.19 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении указанный вопрос местного значения поселения значительно расширен, и сформулирован следующим образом - утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Между тем, в Уставе Вороговского сельсовета не нашли закрепления указанные изменения в части решения вопроса местного значения, в связи с чем подпункт 18 части 1 статьи 6 Устава должен быть признан недействующим.
Согласно пп.6 ч.1 статьи 6 Устава Вороговского сельсовета к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельсовета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация содержания и строительства муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Вместе с тем, в соответствии с п.п.6 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Следовательно, полномочия органов местного самоуправления в части решения данного вопроса местного значения поселения расширены, однако не нашли отражения в Уставе Вороговского сельсовета, в связи с чем подпункт 6 ч.1 ст.6 Устава должен быть признан противоречащим федеральному законодательству.
Подпункт 32 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении устанавливает, что орган местного самоуправления поселения осуществляет муниципальный лесной контроль, однако вопреки указанной норме закона п.п.31 ч.1 ст.6 Устава Вороговского сельсовета предусматривает осуществление муниципального лесного контроля и надзора, следовательно, в этой части указанный подпункт Устава должен быть признан противоречащим федеральному законодательству.
По тем же основания суд признает не соответствующим требованиям пп.15 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении положения пп.15 ч.1 ст.6 Устава Вороговского сельсовета, относящего к вопросам местного значения создание условий для массового отдыха жителей сельсовета и организация обустройства мест массового отдыха населения, поскольку вышеуказанной нормой закона полномочия органов местного самоуправления поселения в этой части расширены.
В соответствии со ст.24 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса.
Однако вопреки указанному положению Закона статья 9 устава Вороговского сельсовета предусматривает, что для организации подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ сельсовета, преобразования сельсовета на территории сельсовета образуется избирательная комиссия, числе членов с правом решающего голоса которой составляет 9 человек.
Изложенное свидетельствует о противоречии указанной статьи Устава действующему федеральному законодательству, и является основанием для признания указанной статьи Устава недействующей.
В силу положений ст.51 Закона о местном самоуправлении муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Однако п.3 ст.45 Устава Вороговского сельсовета устанавливает, что администрация сельсовета вправе осуществлять указанные действия, а также положение, что администрация сельсовета определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, заслушивает ежегодные отчеты об их деятельности. В этой связи, учитывая противоречие данного пункта Устава положениям федерального законодательства, суд полагает необходимым признать его недействующим.
По смыслу ч.6 ст.27 Закона о местном самоуправлении собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Вместе с тем, частью 3 статьи 40 Устава Вороговского сельсовета предусмотрено требование о присутствии не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а конференции – при участии не менее двух третей избранных на собраниях делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Следовательно, данный пункт как противоречащий требованиям федерального законодательства, должен быть признан недействующим.
Федеральным законом №90-ФЗ от 07.05.2009 г. были внесены изменения в Закон о местном самоуправлении, в соответствии с которыми основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования установлено его удаление в отставку в соответствии со ст.74.1 Закона. Также изменена исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления (ч.10 ст.35), к которой отнесено принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Также внесены дополнения в обязанности представительного органа местного самоуправления – заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности. Однако статьей 27 Устава Вороговского сельсовета перечисленные положения не предусмотрены, что противоречит нормам федерального законодательства и даёт основание признать статью 27 Устава недействующей.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Туруханского района удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункты 6,15,18,24,31 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 7.1, статью 9, статью 27, часть 3 статьи 40 и часть 3 статьи 45 Устава муниципального образования Вороговский сельсовет Туруханского района с момента принятия настоящего судебного решения.
Сообщение о принятом решении после вступления решения суда в законную силу опубликовать в районной газете «Маяк Севера».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Ю.В.Вениченко