Дело № 2-384/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
В составе: председательствующего Клюдчиковой Ю.С.
при секретаре Шапаревой К.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании задолженности по заработной плате, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении обязанности оплатить 11 часов рабочего времени за прохождение инструктажа и собеседования у начальника ДЕПО и получении допуска к работе согласно среднего заработка в сумме 3039 руб. 74 к. и взыскании с работодателя компенсации 1500 руб.
Свои требования мотивировал тем, что он, работал в эксплуатационном локомотивном депо Абакан-П структурном подразделении Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» со сменным режимом рабочего времени в должности помощника машиниста тепловоза хозяйственного движения поездов, 12.10.2017 он находился на территории эксплуатационного локомотивного депо Абакан 11, где проходил разного вида инструктажи и собеседования после длительного перерыва в работе (более 10 дней). После прохождения инструктажей и собеседований в течении 11 часов получил допуск к работе. 30.10.2017 им на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан 11 было написано заявление об оплате данного времени. Однако в расчетном листе за ноябрь 2017 данной оплаты не обнаружил. Считает, что время проведения инструктажа и собеседований для получения допуска к работе должно включатся в состав рабочего времени в связи с чем, подлежит оплате.
В судебном заседании ФИО1 настаивал на заявленных исковых требованиях, суду пояснил, что время инструктажа и собеседований для получения допуска к работе проводилось в нерабочее время на территории ДЕПО в течении 11 часов, без этого допуска он не мог приступить к работе, данный инструктаж и собеседования превысили 8 часов, так как он длительное время ждал руководителей, которые должны были проводить собеседования и ставить отметку в справке о прохождении инструктажа. Считает, что его среднечасовой заработок составляет 276 руб. 34 к. Так же просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1500 руб.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с пунктом 1.2.1. распоряжения ОАО «РЖД» от 21.05.2015 № 1280р (ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Регламента организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги» (Вместе с Регламентом): техническая учеба это совокупность мероприятий, направленных на периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства. Пунктом 1.1.6. вышеуказанного распоряжения предусмотрены формы технической учебы: подготовка; теоретические занятия; практические занятия. Истец проходил Инструктаж по обеспечению безопасности движения, при перерыве в работе более 10 дней, регламентируемый разделом 6 распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2015 N 2223р «Об утверждении и введении в действие Положения об организации и проведении инструктажей по безопасности движения работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД» (Вместе с Положением). Данным распоряжением установлено, что Проведение инструктажа после перерыва в работе свыше 10 календарных дней начинается с ознакомления с материалом, сформированным в системе автоматизированного инструктажа в разделе "После перерыва", содержащего материалы по темам предрейсовых инструктажей, не утративших актуальность; внеочередным инструктажам, назначенным в период отсутствия сотрудника; инструктажам по изменениям ТРА станций (материалы в адрес 13, 14), с которыми работник не ознакомился ранее. После ознакомления с файлами инструктажа в Системе "для всех видов движения при перерыве в работе свыше 10 дней", работник локомотивных бригад является для проведения инструктажа к машинисту - инструктору, который проводит устный инструктаж по изменениям в работе, произошедшим в период отсутствия работника локомотивных бригад, знакомит с изменениями в ТРА станций и проверяет при помощи контрольных вопросов усвоение материалов инструктажа, после чего делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 положения. При этом инструктируемый конспектирует необходимые материалы инструктажей в технический формуляр по безопасности, движения поездов. По окончании инструктажа, работник локомотивной бригады является с формуляром на собеседование к начальнику депо (при его отсутствии к заместителю начальника депо по эксплуатации), который, убедившись в том, что инструктируемый усвоил материалы инструктажа, делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 положения. Прохождение Истцом вышеуказанных инструктажей являлось условием допуска его к работе, а не выполнение трудовой функции машиниста электровоза. Учитывая, что инструктаж по обеспечению безопасности движения по своим особенностям квалифицируется, как разновидность технического обучения работников, то есть подлежит оплате на общих основаниях в соответствии с пунктом 4.3 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 г.г., где предусмотрена обязанность Компании проводить техническую учебу в соответствии с локальными нормативными актами Компании, принятыми с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза, в рабочее время с выплатой обучаемым Работникам заработной платы в размере, установленном в трудовом договоре. Когда проведение технической учебы в рабочее время невозможно, она проводится с согласия работника в нерабочее время с оплатой по часовой тарифной ставке (доле оклада за 1 час работы), установленной в трудовом договоре, за каждый час обучения. В соответствии с п. 1.5 Положения об оплате труда работников Красноярской дирекции тяги, утвержденного приказом от 28.01.2014 года № КрасТ-30 оплата труда рабочих локомотивных бригад осуществляется по часовым тарифным ставкам, соответствующим установленным им разрядам оплаты труда и тарифным коэффициентам четвертого уровня оплаты труда TCP. На основании п. 1.6.1 вышеуказанного Положения разряды оплаты труда определяются в зависимости от видов выполняемой работы и устанавливаются в трудовом договоре. Пунктом 5.6 Положения установлено, что часы технических занятий оплачиваются исходя из расчета тарифной ставки, установленной трудовым договором и в продолжительность рабочего времени не включаются, при подсчете сверхурочных часов не учитываются. Пунктом 5.9 установлено, что Доплаты и надбавки указанные в положении начисляются на тарифную ставку за фактически отработанное время, то есть за исполнение непосредственной трудовой функции. В соответствии со статьей 91 ТК и статьей 155 ТК РФ при оплате норм труда при неисполнении должностных обязанностей по причинам, не зависящим от работника и работодателя, за работником сохраняется не менее 2/3 тарифной ставки. В связи с чем считает, что истец вправе претендовать на сумму : 124,25 руб. (тарифная ставка )/3х2х11 часов) 911 руб. 17 коп.х30% (северная надбавка) х 30% (районный коэффициент) 1457 руб. 87 коп.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 работал в эксплуатационном локомотивном депо Абакан-П структурном подразделении Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» со сменным режимом рабочего времени в должности помощника машиниста тепловоза хозяйственного движения поездов. Трудовой договор *** л.с от 28.06.2017 с ФИО1 был прекращен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ( сокращение численности штата организации). Решением Черногорского городского суда от 11.10.1017 ФИО1 был восстановлен в прежней должности. Решение подлежало немедленному исполнению.
Как следует из справки о прохождении инструктажа после длительного перерыва в работе, истец 12.10.2017 явился в 4 ч. московского времени в ДЕПО г. Абакана Красноярской дирекции тяги ОАО РЖД, проходил там инструктаж и собеседования, тестирования у старшего нарядчика, инженера по инструктажу, специалиста по охране труда, ТСМИ (лингофонный кабинет) ТСМИ по обучению ( контроль прохождения АСПТ, АСГРАТ, СДО), у психолога / физиолога (ДКФС, социометрия) и ФОЦ - до 15 часов московского времени
Как следует из объяснений сторон и расчетного листка ФИО1 за ноябрь 2017 - период прохождения инструктажа и собеседования для получения допуска к работе после длительного перерыва в работе истцу не оплачен.
В соответствии с пунктом 1.2.1. распоряжения ОАО «РЖД» от 21.05.2015 № 1280р (ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Регламента организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги» (Вместе с Регламентом) техническая учеба это совокупность мероприятий, направленных на периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства. Пунктом 1.1.6. вышеуказанного распоряжения предусмотрены формы технической учебы: подготовка; теоретические занятия; практические занятия.
Истец проходил Инструктаж по обеспечению безопасности движения, при перерыве в работе более 10 дней, регламентируемый разделом 6 распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2015 N 2223р «Об утверждении и введении в действие Положения об организации и проведении инструктажей по безопасности движения работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД» (Вместе с Положением). Данным распоряжением установлено, что Проведение инструктажа после перерыва в работе свыше 10 календарных дней материалом, сформированным в системе автоматизированного инструктажа в разделе "После перерыва", содержащего материалы по темам предрейсовых инструктажей, не утративших актуальность; внеочередным инструктажам, назначенным в период отсутствия сотрудника; инструктажам по изменениям ТРА станций (материалы в адрес 13, 14), с которыми работник не ознакомился ранее. После ознакомления с файлами инструктажа в Системе "для всех видов движения при перерыве в работе свыше 10 дней", работник локомотивных бригад является для проведения инструктажа к машинисту - инструктору, который проводит устный инструктаж по изменениям в работе, произошедшим в период отсутствия работника локомотивных бригад, знакомит с изменениями в ТРА станций и проверяет при помощи контрольных вопросов усвоение материалов инструктажа, после чего делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 положения. При этом инструктируемый конспектирует необходимые материалы инструктажей в технический формуляр по безопасности, движения поездов. По окончании инструктажа, работник локомотивной бригады является с формуляром на собеседование к начальнику депо (при его отсутствии к заместителю начальника депо по эксплуатации), который, убедившись в том, что инструктируемый усвоил материалы инструктажа, делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 положения. Прохождение Истцом вышеуказанных инструктажей являлось условием допуска его к работе.
В соответствии с пунктом 4.3 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 г.г., где предусмотрена обязанность Компании проводить техническую учебу в соответствии с локальными нормативными актами Компании, принятыми с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза, в рабочее время с выплатой обучаемым Работникам заработной платы в размере, установленном в трудовом договоре. Когда проведение технической учебы в рабочее время невозможно, она проводится с согласия работника в нерабочее время с оплатой по часовой тарифной ставке (доле оклада за 1 час работы), установленной в трудовом договоре, за каждый час обучения.
Согласно ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу ст. 209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
На основании ст. 212 ТК РФ перед началом работы работодатель обязан провести с работником инструктаж по охране труда и не допускать к выполнению работ лиц, не прошедших такой инструктаж.
Суд приходит к выводу, что истец перед началом работы прошел все необходимые инструктажи, поэтому время затраченное на прохождение инструктажа подлежит оплате в размере тарифной ставки присвоенного разряда за фактически затраченное время для его прохождения.
Согласно решению Черногорского городского суда от 11.10.2017 по иску ФИО1 к ОАО «РЖД» о восстановлении на работе и взыскании утраченного заработка, средне часовой заработок истца составляет 276, 34 руб. Данное решение в силу ст. 61 ч. 2 ГПК РФ имеет для суда преюдициальную силу.
Поскольку время на инструктаж входит в состав рабочего времени, соответственно у работодателя в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ существовала обязанность начислить и выплатить работнику заработную плату за время, затраченное на прохождение инструктажа.
Из представленной истцом справки о прохождении инструктажа после длительного перерыва в работе следует, что данный инструктаж длился 11 часов. Данный период инструктажа представитель ответчика не оспаривал.
Учитывая изложенное, у ответчика возникла обязанность по оплате рабочего времени истца за 12.10.2017 продолжительностью 11 часов в размере (276,34х11) 3039 руб. 74 коп. Исковые требования ФИО1 о взыскании с ОАО «РЖД» задолженности по заработной плате за 11 часов инструктажа 12.10.2017 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что оплате подлежит только 2/3 тарифной ставки, так как время затраченное на инструктаж до начала выполнения трудовых обязанностей включается в состав рабочего времени, поскольку данный период времени истец находился на рабочем месте, и период прохождения инструктажа завесил от действия должностных лиц работодателя, ответственных за безопасность труда. следовательно, должен оплачиваться в общем порядке.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом конкретных обстоятельств по делу, объема и характера перенесенных нравственных страданий, а также установленного факта нарушения трудовых прав истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от которой был освобожден истец при подаче иска в сумме 700руб.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за октябрь 2017г. в сумме 3039 руб. 74 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 1500 руб.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 700 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено 18.04.2018