Дело № 2-384/2020 УИД 79RS0004-01-2020-000719-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Никитченко А.А.,
при секретаре судебного заседания Зобовой О.В.,
с участием:
помощника прокурора Облученского района ЕАО Орищенко Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования (далее – МО) «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к совершению определенных действий, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой района проведён анализ и мониторинг состояния законности по профилактике нарушений юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, в ходе которого выявлены нарушения федерального законодательства.
Так, мониторинг официального сайта органа местного самоуправления http://admbirakan.ru/ показал, что в нарушение ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 5 «Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680, программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год, подлежащая ежегодному утверждению до 20 декабря текущего года администрацией Бираканского городского поселения не принималась, на сайте не размещена.
Бездействием со стороны органа местного самоуправления нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на получение сведений о видах соответствующего муниципального контроля, о перечне нормативных актов, подлежащих соблюдению в целях предупреждения нарушений обязательных требований.
По выявленным нарушениям администрации вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ№, однако меры по устранению нарушений законодательства ответчиком не приняты. За допущенные нарушения в связи с непринятием программы профилактики на 2020 г., проектов плана мероприятий на 2021-2022 г.г., неразмещением на сайте указанных документов глава администрации Бираканского городского поселения постановлением мирового судьи Теплоозёрского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц и просит обязать администрацию МО «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО принять программу профилактики на один год - 2020 и проекты плана мероприятий на последующие 2 года - 2021-2022, и разместить её на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» с созданием отдельного раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений по правилам, предусмотренным «Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.
В судебном заседании помощник прокурора Облученского района ЕАО Орищенко Р.Е. требования искового заявления поддержал по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчиком был разработан проект программы профилактики нарушений обязательных требований и направлен на согласование в прокуратуру района, однако после его согласования данная программа на сайте администрации Бираканского городского поселения до настоящего времени не размещена, в связи с чем просил исковые требования удовлетворить, установить ответчику срок исполнения решения суда в части принятия программы профилактики – 1 месяц с момента вступления в законную силу решения суда, в части размещения программы на сайте администрации – 10 дней с даты принятия программы.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации МО «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не явился, о дате, месте, времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Главой администрации МО «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО в суд представлен отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что нарушение федерального законодательства имело место. Постановлением администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному контролю на 2020 год, но она не соответствовала требованиям законодательства, определенным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Администрацией поселения разработан проект постановления «Об утверждении программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному контролю на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Настоящим проектом ранее принятая программа профилактики нарушений признаётся утратившей силу. Проект направлен на экспертизу в прокуратуру Облученского района и размещен в сети «Интернет» на сайте администрации в разделе «Муниципальный контроль», вкладка «Программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».
Руководствуясь п. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации об их деятельности. К информации о деятельности органов местного самоуправления отнесены муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 утверждены Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее – Общие требования).
В соответствии с п. 2 Общих требований мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляются органами муниципального контроля, уполномоченными на осуществление соответствующего вида муниципального контроля, в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.
Программа профилактики нарушений – это документ органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года. Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года. Программа профилактики нарушений состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года (п.п. 3, 5, 6 Общих требований).
Согласно п. 12 Общих требований на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год с планом мероприятий на один год и проектом плана мероприятий на последующие два года администрацией МО «Бираканское городское поселение» в установленный срок принята не была и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» по адресу http://admbirakan.ru/ не размещена в нарушение вышеперечисленных норм действующего законодательства.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и.о. заместителя прокурора Облученского района ЕАО ФИО1 было направлено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление глава администрации поселения ФИО указал, что нарушение законодательства имело место, информация по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте администрации городского поселения актуализирована и содержит требуемые подразделы.
Постановлением мирового судьи Теплоозёрского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ по делу № глава администрации Бираканского городского поселения ФИО был привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ за неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Как установлено в судебном заседании из объяснений представителя истца и материалов дела, постановлением администрации МО «Бираканское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена «Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному контролю, на 2020 год».
В ходе проведенного прокуратурой Облученского района ЕАО правового анализа указанного постановления выявлен ряд нарушений требований законодательства, администрации рекомендовано внести изменения в названный документ.
Администрацией городского поселения вновь был разработан проект программы профилактики нарушений и направлен в прокуратуру района для согласования.
Из объяснений помощника прокурора Орищенко Р.Е. в судебном заседании следует, что данный проект согласован и направлен в администрацию поселения для утверждения.
При этом на момент рассмотрения настоящего гражданского дела программа профилактики нарушений ответчиком не утверждена и на официальном сайте муниципального образования «Бираканское городское поселение» не размещена, что подтверждено исследованными материалами дела и не опровергнуто отвтчиком.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Облученского района ЕАО исковых требований о возложении на ответчика обязанности принять программу профилактики на один год – 2020 и проекты плана мероприятий на последующие два года – 2021-2022, а также разместить её на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет».
Удовлетворение данных требований направлено на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части соблюдения требований федерального законодательства.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком требований прокурора, суд считает возможным согласиться со сроками, предложенными помощником прокурора Орищенко Р.Е. в судебном заседании: в части принятия программы профилактики – 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда, в части размещения программы на сайте администрации – 10 дней с даты принятия программы.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в местный бюджет.
В соответствии с п.п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 56, 57, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять программу профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на один год - 2020 год и проекты плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года - 2021-2022 годы; в течение 10 дней с даты принятия программы профилактики нарушений разместить указанную программу на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» с созданием отдельного раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений, по правилам, предусмотренным «Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Никитченко
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2020
Судья А.А. Никитченко